Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-883/2017 ~ М-885/2017 от 24.10.2017

Дело № 2-883/2017

Поступило в суд 24.10.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

р.<адрес>                                                                             22 декабря 2017 года

Ордынский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Лисицына А.Н., при секретаре Раткевич Н.В.,

С участием представителей истца Бондаренко А.В. и адвоката Папилина А.В. представившего удостоверение и ордер адвокатского кабинета <адрес>

Представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> Вихарева Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Непомнящего В. М. к Российской Федерации (в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>) и Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> о признании права собственности ответчика Российской Федерации на земельный участок отсутствующим,

            УСТАНОВИЛ:

Непомнящий В.М. обратился в суд с указанным иском, в обоснование своих требований указал следующее. Истец является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., предназначенного для садоводства, находящегося по адресу <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации Нижнекамского сельсовета <адрес> НСО В.В. Белова. В данном постановлении указано о закреплении указанного земельного участка за истцом в собственность. В последующем право собственности истца было подтверждено Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», истец обратился к ответчику – в Управление Росреестра РФ по <адрес> с заявлением о государственной регистрации возникшего у него права собственности на земельный участок, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена, а решением от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности на земельный участок было отказано на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН была внесена запись о государственной регистрации права собственности РФ на вышеуказанный земельный участок, отнесенный к категории – земли лесного фонда. Из этого следует, что между истцом и ответчиком – Российской Ф., имеется спор о праве собственности на указанный земельный участок, который должен быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако указанный закон был принят после возникновения у истца права собственности на спорный земельный участок, а, следовательно, не относится к уже возникшим и урегулированным Законом правоотношениям относительно собственности земельного участка и не может их повторно регулировать. Сам закон не предусматривает урегулирование правоотношений, уже возникших до его принятия. Таким образом, право собственности истца, возникшее ДД.ММ.ГГГГ не может быть умалено или прекращено на основании закона, который издан позднее. Также по сведениям из Публичной кадастровой карты данный земельный участок имеет статус – ранее учтенный, площадь – <данные изъяты> кв.м., а также разрешенное использование – для ведения гражданами садоводства и огородничества. В соответствии с Письмом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N BЛ-03-54/11079 "О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда", правом на обращение в суд с исковыми требованиями о признании права или признании права отсутствующим, истребовании земельного участка (по смыслу текста письма - лесного фонда, находящегося в собственности РФ) из чужого незаконного владения обладает Росимущество, как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Следовательно и представлять интересы Российской Федерации в качестве ответчика по той же категории земельных споров должен представлять тот же орган. Просит признать право собственности ответчика Российской Федерации на земельный участок, категории земель – земли лесного фонда, площадью 818 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, отсутствующим.

Истец Непомнящий В.М. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя.

Представитель истца адвокат Папилин А.В., представивший ордер от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика – Росимущества в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный, отнесен к категории земель лесного Фонда, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, право собственности РФ зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.19 ЛК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №22-ФЗ, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Согласно ст.8 ЛК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №200-ФЗ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона - лесного законодательства РФ в связи с отнесением данного участка к категории земель лесного фонда. Факт отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к категорий земель лесного фонда определяет собственника такого участка - участок может быть только в федеральной собственности. В соответствии со ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно ст.7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ. При этом, до <данные изъяты> года действовала ч.2 ст.101 ЗК РФ, согласно которой границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии е материалами лесоустройства. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый (действующий) ЛК РФ, а ч.2 ст.101 ЗК РФ утратила силу. В настоящее время установление границ лесничеств и лесопарков, а следовательно, и последующее определение границ конкретных лесных участков, осуществляется при их проектировании, что предусмотрено ст.68.1 ЛК РФ. Поскольку земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет до <данные изъяты> года, то отнесение его к землям лесного фонда могло быть только на основании материалов лесоустройства соответствующего лесничества. Таким образом, оспаривание права собственности РФ на земельный участок лесного фонда невозможно без оспаривания (признания незаконными) тех работ, на основании которых такой участок был включен в границы соответствующего лесничества - материалы лесоустройства, кадастровые работы (в т.ч. работы по проектированию границ лесничеств и лесопарков). Суть спора заключается не в тем, в чьей собственности может находиться земельный участок лесного фонда (в силу закона только в федеральной), а в том, законно ли технически (картографически) спорный участок был включен в территорию лесничества или лесопарка. Ввиду того, что на данный момент не оспорены документы об отнесении территории спорного земельного участка к землям лесного фонда, удовлетворение требования о признании отсутствующим права собственности РФ на участок лесного фонда будет грубо нарушать ст.8 ЛК РФ, что является недопустимым. Просит суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> Вихарев Д.А. в судебном заседании с иском не согласился, поддержал позицию представителя Ескина С.А. изложенную в письменном виде. Из письменного отзыва следует, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав, в земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, форма собственности не установлена. В то же время, Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный (лесной) участок площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий кадастровый (условный) (предыдущий условный ), категория земель - земли лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес>, Ордынский лесхоз, категория земель - земли лесного фонда. При этом, земельный участок с кадастровым (условным) номером <данные изъяты> является частью земельного (лесного) участка, а именно земельного (лесного) имеющего кадастровый (условный) (предыдущий условный ). Имеет место наложение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на границы земельного (лесного) участка с кадастровым (условным) номером <данные изъяты>. Таким образом, на один и тот же земельный участок имеется один федеральный собственник РФ. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в Едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации <данные изъяты>. (далее ЛК РФ 1997г.), действовавшего на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации, лесной фонд образовывали все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). В соответствии со ст. 9 ЛК РФ 1997г., к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. На основании ст. 19 ЛК РФ 1997г., лесной фонд является собственностью Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, на основании норм действующего законодательства, а также законодательства действовавшего на момент государственной регистрации права Российской Федерации <данные изъяты>.), лесной фонд является собственностью Российской Федерации. В соответствии со статьей 73 ЛК РФ 1997г., лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства являются обязательными нормативно – техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ 1997г., к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Документами лесоустройства, которые являются обязательными нормативно-техническими документами, планово-картографическими документами являются материалы лесоустройства. В <данные изъяты> году было проведено лесоустройство Чингисского лесхоза. При проведении лесоустройства были установлены границы лесного фонда (установлены границы участков лесного фонда) Чингисского лесхоза, зафиксированные в материалах лесоустройства. Следовательно, на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации было проведено лесоустройство и установлены границ лесного фонда (установлены границы участка лесного фонда). Участок лесного фонда Чингисского лесхоза имел проект лесоустройства (материалы лесоустройства), который являлся обязательным нормативно-техническим документом для ведения лесного хозяйства и в котором были установлены и имеются границы участков лесного фонда (лесных участков). Согласно совместному письму Мин.имущества России и Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № ДА-17/14574, регистрация права собственности Российской Федерации соответствующего лесхоза осуществлялась на основании материалов лесоустройства. Право собственности Российской Федерации в <данные изъяты> году было зарегистрировано на основании материалов лесоустройства. Документами основаниями для государственной регистрации права собственности Российской Федерации явились: выписка из реестра объектов федерального имущества Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по <адрес> № ВА - 1663/04 от ДД.ММ.ГГГГ; Распоряжение Территориального управления министерства имущественных отношений Российской Федерации по <адрес> -р от 26.02.2004г. Регистрация лесного фонда осуществлялась без постановки на учет в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости), с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Участку лесного фонда был присвоен условный . Таким образом, в <данные изъяты>., на основании действующего в то время законодательства, была осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый (условный) (последующий кадастровый (условный) ), расположенный по адресу: <адрес>, Чингисский лесхоз. Право собственности зарегистрировано 18.08.2004г. в соответствии с материалами лесоустройства (подготовленными по результатам проведения лесоустройства Чингисского лесхоза в <данные изъяты> году). Согласно ст. 4.3 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006г. «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного Фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними. В связи с вышеизложенным, право собственности Российской Федерации на участок лесного Фонда, кадастровый (условный) (последующий кадастровый (условный) ), признано правом собственности Российской Федерации на соответствующий лесной участок в составе земель лесного фонда. Согласно ст. 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006г. «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Участок лесного Фонда, с условным номером <данные изъяты>, принадлежащий Российской Федерации, поставлен на кадастровый учет как лесной участок в составе земель лесного фонда, с кадастровым номером <данные изъяты>, как ранее учтенный объект недвижимости. Таким образом, на сегодняшний момент, Российской Федерации принадлежит лесной участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес>, Ордынский лесхоз. Право собственности зарегистрировано <данные изъяты>. Границы земельного (лесного) участка установлены на основании материалов лесоустройства, подготовленных по результатам проведения лесоустройства Чингисского лесхоза в <данные изъяты>. Информация о лесном участке в границах Ордынского лесничества содержится, в том числе, в государственном лесном реестре, который, в соответствии со ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В соответствии с п. 2 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Согласно п. 5 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.2008г. «Об утверждении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ» (далее Приказ) установлены границы лесничеств, расположенных на территории <адрес>, в том числе границы Ордынского лесничества. В Приложении к приказу от 23.12.2008г. указано, что границы лесничеств установлены на основании материалов лесоустройства. Следовательно, в соответствии с требованиями «современного» Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом были образованы (установлены границы) лесничеств <адрес>, в том числе, Ордынского лесничества. Границы Ордынского лесничества установлены по материалам лесоустройства. Ордынское лесничество входит в состав лесного фонда. Наложение земельных участков (установление фактического пересечения границ) выявляется путем сопоставления (наложения) материалов лесоустройства, содержащих обозначение границ участка лесного фонда (лесного участка), с кадастровым (условным) номером <данные изъяты> с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно описанию поворотных точек границ земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости. Согласно предоставленной схеме расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, данный земельный участок расположен в границах лесного фонда Ордынского лесничества, Караканского лесохозяйственного участка, по материалам лесоустройства <данные изъяты>. в квартале выделе . Таким образом, на момент кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а именно 04.08.2006г., лесной участок с кадастровый (условный) уже существовал как объект недвижимого имущества, право на который было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством. То есть одна и та же часть поверхности земли учтена и в качестве лесного участка, и в качестве земельного участка. В границы Ордынского лесничества входит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а следовательно, входит в состав лесного фонда. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> является частью лесного участка в составе земель лесного фонда, и на основании ст. 8 Лесного кодека Российской Федерации, может находиться исключительно в федеральной собственности. На основании вышеизложенного, считает, что нарушено право Российской Федерации в отношении лесного участка лесной участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, Ордынский лесхоз.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором указано следующее. До ДД.ММ.ГГГГ отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, регулировались Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) и принятыми в его продолжение и развитие нормативноправовыми актами. Филиал, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от ДД.ММ.ГГГГ №П/93, осуществлял полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету объектов недвижимости и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре») с ДД.ММ.ГГГГ.

До указанной даты полномочия органа кадастрового учета на территории <адрес> исполнялись Управлением Роснедвижимости по <адрес>, правопреемник Управление Росреестра по <адрес> (пункт 5 Указа Президента Российской Ф. от ДД.ММ.ГГГГ ), а Филиалом осуществлялось техническое сопровождение ведения государственного кадастра недвижимости. До вступления в силу Закона о кадастре (ДД.ММ.ГГГГ), органом кадастрового учета осуществлялось ведение Единого государственного реестра земель (далее - ЕГРЗ) на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ). В соответствии с 4.1 ст.45 Закона о кадастре, ранее учтенными объектами недвижимости являлись: объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ; объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистраций прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (с ДД.ММ.ГГГГ свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, далее - ЕГРН) ранее учтенный земельный участок, с местоположением: <адрес>, д. Ерестная, <адрес>, с декларированной (подлежащей уточнению при проведении кадастровых работ) площадью <данные изъяты> кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>. Согласно данным ЕГРН ранее учтенный земельный участок, с местоположением: <адрес>, д. Ерестная, <адрес>, с уточненной площадью <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> Указанные земельные участки располагаются на землях категории «Земли лесного фонда», для них установлен вид разрешенного использования «Для ведения садоводства и огородничества». Таким образом, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> осуществлена в порядке, определенном Федеральным законом №28-ФЗ и в рамках полномочий Управления Роснедвижимости по <адрес>, правопреемником которого является Управление Росреестра по <адрес> (п.5 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008г. ), осуществлявшего до ДД.ММ.ГГГГ полномочия органа кадастрового учета на территории <адрес> и при ведении другого государственного информационного ресурса - ЕГРЗ. Позднее, после вступления в силу Закона о кадастре (ДД.ММ.ГГГГ) и создания программного продукта АИС ГКН, а именно ДД.ММ.ГГГГ имевшиеся сведения ЕГРЗ о ранее учтенных земельных участках с кадастровым номерами <данные изъяты> были перенесены в государственный кадастр недвижимости /в н.в. ЕГРН/ (<данные изъяты>. XML и ZK <данные изъяты>. XML). В архиве Филиала содержится Постановление Муниципального образования «Нижнекаменский сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельного участка для ведения Садоводства и огородничества» за Истцом. Согласно постановлению, земельный участок имеет площадь <данные изъяты> га и расположен по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, -В. Постановлением Администрации муниципального образования Нижнекаменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которым уточненная площадь земельного участка с местоположением: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> составила <данные изъяты> кв.м. Вместе с тем, в настоящее время согласно сведениям ЕГРН обозначенный земельный участок имеет декларированную (подлежащую уточнению при проведении кадастровых работ) площадь <данные изъяты> кв.м. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Бондаренко А. В., земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в собственности Российской Федерации. Копии документов, на основании которых сведения о земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> внесены в ЕГРН, а также копии документов, помещенных в реестровое дело представлены Вам во исполнение определения от ДД.ММ.ГГГГ (заявки и ). Иными сведениями о постановке земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на государственный кадастровый учет архив Филиала не располагает. Дополнительно полагаю возможным отметить, что с учетом большого количества судебных споров о границах лесных земельных участков, законодатель путем принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», внес изменения в ряд нормативных актов, которыми реализована так называемая «лесная амнистия». ДД.ММ.ГГГГ вступила в действие ст. 60.2 Закона о регистрации, определяющая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков. Нормами указанной статьи при соблюдении определенных условий установлен упрощенный порядок постановки на кадастровый учет земельных участков и уточнения местоположения границ ранее учтенных земельных участков в случае пересечения их границ с границами лесных земельных участков (в случае полного или частичного наложения объектов недвижимости). Так, согласно ч.2 ст. 60.2 Закона о регистрации, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок. Частью 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ) установлен приоритет сведений ЕГРН перед сведениями государственного лесного реестра. В установленных законом случаях, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки, земельный участок относится к категории земель лесного фонда (часть 4 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ). Решение по данному спору оставляет на усмотрение суда.

    Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Нижнекаменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Непомнящим В.М. закреплен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность по адресу: <данные изъяты> <адрес> (л.д. 9).

Согласно постановлению администрации Нижнекаменского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, за Непомнящим В.М. закреплен земельный участок для ведения садоводства и огородничества в собственность по адресу: <данные изъяты>, <адрес> (л.д. 10).

Постановлением Администрации муниципального образования Нижнекаменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, постановлено площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, выданного в собственность Непомнящему В.М. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, считать равной <данные изъяты> кв.м. (л.д. 11).

Из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что действия по государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, приостановлены в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Согласно актуальным записям в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись о государственной регистрации права собственности РФ на указанный земельный участок, отнесенный к категории – земли лесного фонда, который относится к федеральной собственности (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации прекращения права собственности на спорный земельный участок отказано в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления регистрации, что следует из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Из акта согласования границ земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что границы земельного участка согласованы с правообладателями земельных участков или их представителями, споров не возникло (л.д. 14).

Согласно выписке из государственного реестра земель, земельный участок по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> имеет разрешенное использование – для ведения огородничества, площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель не указана, сведений о включении в состав иного земельного участка нет (л.д. 15).

Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, земельный участок по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> имеет кадастровый , статус – ранее учтенный, категория земель – земли лесного фонда, декларированная площадь <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – для ведения гражданами садоводства и огородничества (л.д. 21).

Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, смежный земельный участок, что видно из карты (плана) границ, содержащейся в материалах кадастрового дела на л.д. 62-63, по адресу: <адрес>, д.Ерестная, <адрес> имеет кадастровый , статус – ранее учтенный, категория земель – земли лесного фонда, декларированная площадь <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – для ведения садоводства и огородничества (л.д. 22).

Согласно выписке из государственного реестра земель, земельный участок по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> имеет разрешенное использование – для огородничества, площадь <данные изъяты> кв.м., категория земель не указана, сведений о включении в состав иного земельного участка нет, собственник – Бондаренко А.В. (л.д. 67-68).

Согласно информации Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН имеется запись о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности РФ на вышеуказанный земельный участок, отнесенный к категории - земли лесного фонда. В соответствии с п.1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, собственником которого, на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданного главой администрации Нижнекаменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является Бондаренко А.В. (л.д. 30).

ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко А.В. выдано свидетельство о праве собственности на землю на земельный участок на основании решения администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

Постановлением муниципального образования «Нижнекаменский сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Бондаренко А.В.. закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га для огородничества и садоводства в собственность по адресу: <данные изъяты>, <адрес> (л.д. 32).

Постановлением муниципального образования Нижнекаменского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уточнены данные постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, о передаче в собственность Бондаренко А.В. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <данные изъяты>, <адрес> «б» (л.д. 33).

Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online электронного ресурса rosreestr.ru, земельный участок по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> относится к категории – земли лесного фонда, имеет разрешенное использование – для ведения гражданами садоводства и огородничества, площадь <данные изъяты> кв.м., форма собственности – государственная федеральная, дата обновления информации – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, кадастровый , имеет площадь <данные изъяты> кв.м., относится к категории – земли лесного фонда, имеет разрешенное использование – для ведения огородничества, собственник – Бондаренко А.В. (л.д. 51-53).

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, решения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, д.Ерестная, <адрес>, кадастровый , имеет площадь <данные изъяты> кв.м., относится к категории – земли лесного фонда, имеет разрешенное использование – для ведения садоводства и огородничества, собственник – Р. Ф., вид права - отсутствует (л.д. 70-71, 78).

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, Ордынское лесничество, М/О Нижнекаменский с/с, кадастровый , имеет площадь <данные изъяты> кв.м., относится к категории – земли лесного фонда, имеет разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства, собственник – Р. Ф., право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В Ордынском бюро технической инвентаризации имеется карточка учета строений и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что земельный участок в садоводческом товариществе «Ерестинка» на участке по <адрес> В имеет площадь <данные изъяты> кв.м.

Согласно справке администрации Нижнекаменского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, дачное строение в <данные изъяты> по <адрес> В принадлежит по праву застройки в <данные изъяты> г. Непомнящему В. М..

В сообщении администрации Нижнекаменского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в границах населенного пункта, адрес был присвоен в <данные изъяты> году.

Согласно информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также границы <данные изъяты> не установлены в соответствии с действующим законодательством.

В проекте границ земельного участка <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, составленном кадастровым инженером Краснокуцким В.А. ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м., граничит с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> (т.6-т.7)., остальные границы – с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>

Согласно части 4 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.

Частью 9 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1)земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до ДД.ММ.ГГГГ или образован из земельного участка, предоставленного до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ; 2)смежным земельным участком является лесной участок.

Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами – к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.

Кроме того, в указанных выше случаях до ДД.ММ.ГГГГ не требуется проведение согласования местоположения части границы земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка и является общей с границей лесного участка, в случаях, предусмотренных частью 9 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ (Письмо Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - информация ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

По мнению суда, толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором необходимо исходить из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускать возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, приводит к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ).

Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции данного Федерального закона); соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Таким образом, истец Непомнящий В.М. правомерно обратился в суд с требованием о восстановлении его прав и признании права собственности на спорный земельный участок.

Частью 1 ст. 60.2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Оценивая в совокупности все доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок был предоставлен истцу для ведения садоводства и огородничества в собственность в 2000 г., то есть его право собственности на спорный земельный участок, учитывая изложенные нормы, возникло на законных основаниях. Отнесение земельного участка к категории земель лесного фонда в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, как на то указывает представитель ответчика, не умаляет прав истца как собственника.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что право собственности на спорный земельный участок у ответчика Российской Федерации подлежит признать отсутствующим.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Непомнящего В. М. - удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, категории земель – земли лесного фонда, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенный по адресу <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> - отсутствующим.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда через Ордынский районный суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

    Судья                                                                   А.Н.Лисицын

    В окончательном виде решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-883/2017 ~ М-885/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Непомнящий Владимир Михайлович
Ответчики
Российская Федерация в лице Департамента лесного хозяйства НСО
Управление Росреестра РФ по НСО
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестр"
Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области
Папилин Андрей Викторович
Бондаренко Александр Владимирович
Суд
Ордынский районный суд Новосибирской области
Судья
Лисицын Александр Николаевич
Дело на сайте суда
ordynsky--nsk.sudrf.ru
24.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2017Передача материалов судье
27.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2017Судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Судебное заседание
07.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
28.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2018Дело оформлено
04.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее