Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2012 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сутягиной К.Н., с участием помощника Серовского городского прокурора Долматовой Е.В., истца Токарева С.С., при секретаре Пинчук Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1602/2012 по иску
Серовского городского прокурора, действующего в интересах Токарева Станислава Сергеевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Серовский городской прокурор, действуя в интересах Токарева С.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области,Администрации МО «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указав, что Токарев С.С. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Токарева Н.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически не значится. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Токарев С.С. определен во вспомогательную школу-интернат, за ним закреплено жилое помещение по <адрес>9, в <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дом разобран, отсутствует, ранее актом от 2003 года он был признан непригодным для проживания. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Токарев С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Б внесены изменения, согласно которым Токарев С.С. жилья и имущества не имеет. В настоящее время Токарев С.С. состоит на учете на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке, является инвали<адрес> группы. Несмотря на то, что в настоящее время он достиг совершеннолетнего возраста, приобрел право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, жилье за счет средств областного бюджета ему не было предоставлено. В связи с чем, просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в течение 2012 года приобрести для него жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО «Серовский городской округ» с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Серовского городского округа. Обязать Администрацию Муниципального образования Серовский городской округ в течение одного месяца после получения в муниципальную собственность из казны Свердловской области приобретенного жилого помещения, заключить с ним договор социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, в связи с реорганизацией и переименованием Министерства строительства и архитектуры просила обязанность по приобретению жилого помещения возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Истец Токарев С.С. в суде исковые требования поддержал, пояснив, что временно проживает с сестрой, жилья нет, не трудоустроен в связи с инвалидностью.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, против исковых требований возражений не имеет.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просит отказать в иске, рассмотрев дело в отсутствие своих представителей. Ссылаясь, что Министерство не наделено полномочиями по передаче приобретенных жилых помещений в муниципальную собственность, распоряжение имуществом, находящимся в собственности Свердловской области осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Кроме этого полагает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, не противоречит жилищному законодательству, и заключается в возможности получения лицом жилого помещения вне общей очередности, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия соответствующего решения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения» в соответствии с которым органы местного самоуправления, предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области которое и является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Как установлено и подтверждено Постановлением Правительства Свердловской области от 26.04.2012 г. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области было переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, а затем постановлением Правительства Свердловской области от 26.04.2012 Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области было переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Согласно п.12 вышеуказанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретённых за счёт средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счёт средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Поэтому, именно Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области в настоящее время осуществляется направление средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Исходя из представленных документов, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Токарев С.С. определен во вспомогательную школу-интернат, в связи с тем, что мать Токарева Н.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически не значится. Указанным постановлением за ним закреплено жилое помещение по <адрес>9, в <адрес>. Однако, как следует из акта обследования указанного жилого помещения, жилой дом по указанному адресу отсутствует. Постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Б внесены изменения, согласно которым Токарев С.С. жилья и имущества не имеет. В настоящее время Токарев С.С. состоит на учете на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке, является инвали<адрес> группы.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Токарев С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. По сведениям Серовского БТИ, Серовского отдела УФСГРКК по СО жилые помещения на праве частной и долевой собственности за Токаревым С.С. не зарегистрированы.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение на территории Серовского городского округа Свердловской области для Токарева С.С., а на Администрацию муниципального образования Серовский городской округ возложить обязанность заключить с Токаревым С.С. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
В соответствии с частью 2 ст.50, частей 5,6 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства лица (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.
Постановлением Главы администрации Серовского городского округа от 22.06.2009 года № 1062 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека и норма предоставления площади жилого помещения в Серовском городском округе в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади на одного человека.
Исходя из вышеуказанных норм, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, определяет ещеиминимальный размер предоставляемого жилого помещения (нениже установленных социальных норм).
Что касается доводов ответчика об отсутствии полномочий на распоряжение имуществом Свердловской области, то в данном случае истцом требований о возложении на Министерство обязанности передать в муниципальную собственность приобретенное жилье не заявлялось. Что касается иных доводов, то они основаны на неверном толковании норм Жилищного кодекса РФ. Правила ч. 2 ст. 57 данного кодекса не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах Токарева Станислава Сергеевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета в течение 2012 года жилое помещение на территории Серовского городского округа не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям для Токарева Станислава Сергеевича.
Обязать Администрацию муниципального образования Серовский городской округ в течение одного месяца после получения в муниципальную собственность жилого помещения для Токарева Станислава Сергеевича, заключить с ним договор социального найма на приобретенное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский облсуд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы в Серовский районный суд.
Судья Серовского
районного суда К.Н.Сутягина