Дело №2-294/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
при секретаре Цурмиловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каланча Н.А. к военному комиссариату <адрес> о возложении обязанности возобновить выплату назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления,
УСТАНОВИЛ:
Каланча Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Калининградской области о взыскании недополученного пенсионного содержания, обязании возобновить выплату назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления, указав в обоснование заявленных требований, что он с ДД.ММ.ГГГГ года являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. Приказом начальника Калининградской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность <данные изъяты> Калининградской областной таможни с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ему была приостановлена выплата пенсии по линии Министерства обороны РФ, основанием для приостановления пенсии в указанный период явилось поступление его на службу в таможенные органы. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с момента приостановления, в чем ответчиком ему было отказано. С такой позицией ответчика он не согласен, настаивает, что военный комиссариат Калининградской области не правильно толкует Постановление Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года №6-П, а само приостановление выплаты пенсии не основано на нормах действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела Каланча Н.А. заявленные исковые требования уточнил, просил суд возложить на ответчика обязанность возобновить ему выплату назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Каланча Н.А. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указал, что служба в таможенных органах и военная служба имеют различное правовое регулирование, в связи с чем прохождение службы в таможенных органах не влечет ни увеличения срока выслуги, ни размера ранее назначенной пенсии. В судебном заседании представитель ответчика военного комиссариата Калининградской области Крайнов В.И. с заявленными исковыми требованиями не согласился, указал, что приостановление выплаты пенсии истцу было осуществлено в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении №6-П от 18 марта 2004 года.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Так, в ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Каланча Н.А. являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа начальника Калининградской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ Каланча Н.А. был назначен на должность <данные изъяты> Калининградской областной таможни с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом начальника Калининградской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ от указанной должности истец был освобожден и назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> Калининградской областной таможни.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ Каланча Н.А. военным комиссариатом Калининградской области была приостановлена по причине зачисления с ДД.ММ.ГГГГ на службу в таможенные органы, что подтверждается соответствующим имеющимся в личном деле истца сообщением о прекращении выплаты пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес Каланча Н.А. было направлено и получено последним, письменное сообщение о прекращении выплаты пенсии в связи с поступлением на службу в таможенные органы и предложено обратиться в соответствующий отдел пенсионного органа для ознакомления с документами о прекращении выплаты пенсии и подписания таковых.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с момента ее приостановления со ссылкой на положения ст.ст. 6 и 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Однако в возобновлении выплаты пенсии истцу было отказано, о чем сообщено в ответе №№ от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на соответствие решения о приостановлении выплаты пенсии нормам действующего законодательства и Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года №6-П.
Не согласившись с таким решением ответчика, Каланча Н.А. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями. При этом доводы истца заслуживают внимания.
Так, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39).
Указанное конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, производится в настоящее время на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который устанавливает виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривает, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Разрешая по существу заявленные Каланча Н.А. требования, суд исходит из следующего.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен исчерпывающий перечень видов службы, которые в соответствии с п. "а" ст. 13 (для лиц, имеющих выслугу 20 лет и более) данного Закона засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии; служба в таможенных органах в этом перечне отсутствует.
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Таким образом, выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Учитывая приведенные положения действующего законодательство, суд находит обоснованными доводы истца о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
Учитывая все вышеприведенные нормы материального права, положения ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Каланча Н.А. требований и необходимости возложения на военный комиссариат Калининградской области обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет Каланча Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каланча Н.А. удовлетворить.
Обязать военный комиссариат Калининградской области возобновить выплату пенсии за выслугу лет Каланча Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 января 2016 года.
Судья Ю.С. Никифорова