Решение от 31.05.2021 по делу № 02а-0360/2021 от 12.03.2021

 

№ 77RS0016-02-2021-006645-22

Дело № 2А – 360/2021

 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

31 мая 2021 года                                                                                    город  Москва    

Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при секретаре судебного заседания Мартюк С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-360/2021 по административному иску Елагиной Елены Валериевны в интересах несовершеннолетнего Елагина Александра, паспортные данные к Департаменту образования и науки г. Москвы, ГБОУ Школа №771 о признании незаконным бездействие, обязании создать и предоставить место в группе полного дня ГБОУ Школа №771,

УСТАНОВИЛ:

Елагина Е.В., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Елагина Александра, паспортные данные обратилась в суд с административным иском к Департаменту образования и науки г. Москвы, ГБОУ Школа №771 о признании незаконным бездействие, обязании создать и предоставить место в группе полного дня ГБОУ Школа № 771, указав на то, 13 июля 2017 года обратилась в Департамент образования и науки г.Москвы для постановки на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении, а качестве приоритетного выбрано ГБОУ Школа №711. До настоящего времени место не предоставлено. 20 мая 2020 года истец обратилась в Департамент с письменным заявлением о предоставлении места в группе полного дня в выбранном ДОУ. 28 мая 2020 года ГБУ г.Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки г.Москвы» по поручению Департамента дан ответ об отказе в предоставлении ребенку истца места в группе полного дня в запрашиваемом дошкольном образовательном учреждении без указания законных причин, сообщил о необходимости ожидания очереди, о распределении мест электронной системой и об отсутствии свободных мест в выбранном административным истцом ДОУ.  Истец, уточнив свои требования, просит предоставить место в ГБОУ Школа № 771.

Административный истец в судебное заседание явилась на заявленных требованиях настаивала, просила суд административный иск удовлетворить.

Представитель Департамента образования и науки г. Москвы, он же представители заинтересованного лица Правительства г.Москвы по доверенности Иванов А.В. в судебное заседание явился, требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика ГБОУ Школа № 711 в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ о распределении бремени доказывания между сторонами, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Реализация конституционного права несовершеннолетнего ребенка заявителя на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП, Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования.

В силу п. п. 4, 2.16, 9.5 вышеуказанного Положения к ведению Департамента образования г. Москвы относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях г. Москвы, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции наделен правом подписания правовых актов (распоряжений, приказов) Департамента и осуществления контроля за их исполнением.

Приказом Департамента от 11.02.2011 № 126 утвержден порядок комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы.

В соответствии с приложением к приказу Департамента от 17.12.2013 № 852 "О признании утратившими силу правовых актов Московского комитета образования и Департамента образования города Москвы" с 17.12.2013 утратил силу Приказ Департамента образования города Москвы от 11.02.2011 № 126.

При этом, Департаментом приняты Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы и утвержденные руководителем Департамента 14.07.2014 (далее - Временные правила).

Таким образом, правоотношения по обеспечению дошкольным образованием урегулированы Департаментом образования города Москвы.

Указанными Временными Правилами с 7 ноября 2013 г. был определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования г. Москвы.

Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности.

Согласно разделу 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учёта либо по месту жительства, либо по месту пребывания в городе Москве. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в городе Москве при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем.

Согласно п. 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трёх других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребёнка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трёх предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 01 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учёт.

При этом ни одним из пунктов Временных правил не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а представление места в ДОУ поставлено в зависимость от даты постановки на учет и количества претендентов, имеющих аналогичные гарантии.

В ходе судебного заседания установлено, что 13 июля 2017 года Елагина Е.В. являясь матерью несовершеннолетнего Елагина Александра, паспортные данные, в установленном порядке на интернет ресурсе автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательное учреждение» подала заявление на зачисление Елагина Александра, паспортные данные в государственную образовательную организацию системы образования города Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В качестве приоритетного образовательного учреждения указана ГБОУ Школа № 771, дополнительные образовательные учреждения не выбраны; в качестве дополнительных – ГБОУ Школа № 236, ГБОУ Школа «Дмитровский».

Заявление Елагиной Е.В. принято, Елагин Александр, паспортные данные зарегистрирован в электронную очередь для поступления в дошкольную группу указанного учреждения.

На обращения административного истца 28 мая 2020 года Департаментом образования и науки г.Москвы дан ответ, разъяснено, что  комплексная информационная система «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» автоматически выстраивает очередность электронных заявлений с учетом возраста детей, даты постановки на очередь и имеющихся льгот; заявитель уведомлен о том, что ее заявление зарегистрировано.

Проанализировав представленные доказательства, и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что незаконного бездействия Департамента образования в судебном заседании не установлено, поскольку действия Департамента по предоставлению места в дошкольном учреждении ребенку административного истца полностью соответствуют положениям  Временных правил, и прав административного истца не нарушают. При этом само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя, у Департамента образования и науки г.Москвы  отсутствуют полномочия для предоставления места ребенку административного истца в конкретном ГБОУ Школа № 771 минуя порядка предоставления мест, установленного Временными правилами.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе.

Суд считает, что заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика.

При таких обстоятельствах, учитывая, отсутствие свободных мест в группе полного дня в выбранном административным истцом ДОУ, а также то, что ответчик истцу в предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении не отказывал, ответчиком не создаются места в ДОУ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании  вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 174 -177 КАС РФ, суд 

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ №771 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ №771 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░ 2021 ░░░░.

 

░░░░░                                                                                                  ░.░. ░░░░░░░░░░ 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0360/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 31.05.2021
Истцы
Елагина Е.В.
Ответчики
Департамент Образования и науки г. Москвы
ГБОУ ШКОЛА № 771
Суд
Мещанский районный суд
Судья
Афанасьева И.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее