Дело № 2-469/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2017 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.,
при секретаре Матвеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Райчихинского городского суда Амурской области гражданское дело по иску
Трифонова В.В. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс о взыскании задолженности по социальной выплате,
У С Т А Н О В И Л:
Трифонов В.В. обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс о взыскании задолженности по социальной выплате, указав в его обоснование, что он являлся получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ предоставление социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, социальная выплата предоставлялась в соответствии с подпрограммой Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» Программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 года № 446 на основании кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Социальная выплата в виде компенсации части расходов по уплате процентов по заключенному кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ всего начислена в сумме 70 551,06 руб., выплачена в сумме 34 994,29 руб., в том числе по месяцам: за ДД.ММ.ГГГГ – 4 142,47 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, за январьДД.ММ.ГГГГ – 25 336,45 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – 5 515,37 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ начислена, но не выплачена в сумме 35 556,77 руб., в том числе по месяцам: за ДД.ММ.ГГГГ – 8 773,02 руб. по распоряжению ; 857 от ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – 8 697,70 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – 18 086,05 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс в его пользу задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 556,77 руб., взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс в его пользу уплаченную государственную пошлину в сумме 300,00 руб.
Истец Трифонов В.В.в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в телефонограмме ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Райчихинск и пгт. Прогресс в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях на иск просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, также указав о том, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением «О предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) граждан, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков», утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26. Положение утверждено в целях реализации Подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617, затем в целях реализации Подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной Государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Ссылаясь на ст.ст. 179, 69, 74.1, 21, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает о том, что к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Согласно Законам Амурской области от 14.12.2015 года № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» и от 20.12.2016 года № 27-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные Постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2016 год, согласно Приложению № 11 к Закону Амурской области от 14.12.2015 года № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, расходов по уплате процентов по ипотечнымкредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, составил 79 410,00 тыс. руб. На 2016 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, составили 79 410,00 тыс. руб. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджетев соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств в размере 79 410,00 тыс. руб. (2016 год), были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения Амурской области ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год. Указанная норма являлась действующей и никем не была оспорена до утраты силы Постановления Правительства области № 26 от 25.01.2012 года. В 2016 году запланированные бюджетные обязательства области по указанным мероприятиям исполнены в полном объеме, поэтому правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ Амурской области УСЗН при условии соблюдения требований Положения. В случае удовлетворения судом заявленных требований истца, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ Амурской области УСЗН раньше истца. В соответствии с Законом Амурской области от 20.12.2016 года № 27-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», в 2017 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации предусмотрено 177 446,30 тыс. руб., которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами – получателями указанной меры социальной поддержки. На основании изложенных обстоятельств, просит суд отказать Трифонову В.В. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного заседания по уважительной причине. Письменного отзыва на исковое заявление не предоставил.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного заседания по уважительной причине. Письменного отзыва на исковое заявление не предоставил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцом Трифоновым В.В. (заемщиком) с кредитной организацией был заключен кредитный договор №, согласно которому кредитор предоставил заемщику денежные средства (кредит) на установленных Договором условиях. Кредит предоставлен на приобретение в собственность Трифоновым В.В. жилого помещения.
Обязательства кредитной организацией по перечислению истцу денежных средств (кредита) надлежаще исполнены.
Истцом Трифоновым В.В., заемщиком по кредитному договору, обязательства по погашению кредита: основных заемных денежных средств, процентов по кредиту, исполнялись надлежащим образом.
Судом установлено, что решением Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым по результатам рассмотрения представленных Трифоновым В.В. документов и сведений, содержащихся в них, расходы по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № приняты к компенсации.
Компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ производилась истцу Государственным казенным учреждением Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ начислена в сумме 70 551,06 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплачена в сумме 34 994,29 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ №, компенсация части расходов по уплате процентов не выплачена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 556,77 руб., в том числе по месяцам: ДД.ММ.ГГГГ – 8 773,02 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – 8 697,70 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – 18 086,05 руб. по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из аналогичной справки от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, факт невыплаты ответчиком Государственным казенным учреждением Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс истцу Трифонову В.В. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 556,77 руб. нашел подтверждение в судебном заседании исследованными доказательствами.
Разрешая заявленные Трифоновым В.В. исковые требования по существу, суд принимает во внимание действующее законодательство и исследованные в судебном заседании доказательства.
Как следует из материалов дела, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках Подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года» Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 года №617. О нормативном характере данной Подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в Долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», направления реализации Программы и Правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.
Постановлением Правительства Амурской области от 24.10.2013 года №519 Постановление Правительства Амурской области от 23.11.2011 года №617 признано утратившим законную силу с 01.01.2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25. 09.2013 года №446 утверждена Государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой разработана Подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа вступила в законную силу и действует с 01.01.2014 года.
В число программных мероприятий, наряду с другими, включено мероприятие по оказанию государственной поддержки гражданам путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года №26 (с изм. и доп.) было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абзац 2 пункта 2 которого предусматривал право на компенсацию части расходов всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 01.07.2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000,00 руб. на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.
В ходе судебного разбирательства установлено и нашло подтверждение материалами дела, что истецТрифонов В.В.соответствует условиям указанной Государственной программы, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями вышеуказанной Подпрограммы.
Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий вышеперечисленных подпрограмм, истцу не осуществлялась, при этом Трифонов В.В. в установленные сроки подтверждала свое волеизъявление и право участвовать в Подпрограммах, предоставляя все необходимые для этого документы.
Невыплата денежных средств, предусмотренных программными мероприятиями из бюджета Амурской области, за период до ДД.ММ.ГГГГ обусловлена недостаточным финансированием, с ДД.ММ.ГГГГ его полным отсутствием.
В соответствии с Приложением № 11 к Закону Амурской области от 14.12.2015 года № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, составил79 410,00 тыс. руб. В 2016 году расходы по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 79 410,00 тыс. руб., бюджетные ассигнования (предельные объемы денежных средств), предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств в размере 79 410,00 тыс. руб. (2016 год) были выделены Министерством социальной защиты населения Амурской области ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области в полном объеме.
По информации, представленной Министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены полностью, выделение дополнительных финансовых средств не предполагается.
В соответствии с п. 1 Положения «О предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков»,утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года №26, данный документ нормативного характера устанавливал условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов, по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 данного Положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п. 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №3, 4 к настоящему Положению.
Согласно п. 8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Постановление Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26 утратило силу с января 2015 года, в связи с принятием Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784, по пункту 2 которого определялось, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном, в том числе, Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26, до 01.01.2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным Постановлением порядке. Этот пункт утратил силу с 01.01.2016 года, в связи с принятием Постановления Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593.
Решение о принятии расходов истца Трифонова В.В. к компенсации было принято ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что в спорный период, в который образовалась задолженность по выплате истцу Трифонову В.В. компенсации, до ДД.ММ.ГГГГ нормы Положения от 25.01.2012 года № 26 действовали в отношении истца и регулировали порядок предоставления назначенной ему выплаты, при этом ни Постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784, ни Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 года № 593 не содержат положений о том, что действие данных нормативных актов распространяется на возникшие до их принятия отношения. Указанные нормативные акты не ограничивают срок обращения заявителя, получающего социальную выплату, с соответствующими документами в ГКУ УСЗН. По мнению суда, поскольку истец Трифонов В.В. обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, его право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту за период, в течение которого действовали нормативные акты, возлагающие на территориальные государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения спорные обязательства, может быть реализовано в судебном порядке.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) Управления социальной защиты.Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о взыскании сУправления (как уполномоченного органа) суммы задолженности по компенсации части расходов в рамках оказания мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7: статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений, исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституций Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания Подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в Подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Принимая во внимание приведенные принципы, учитывая при этом, что истец Трифонов В.В.в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, указанное обстоятельство не оспаривалось участниками судебного разбирательства, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования, не может препятствовать реализации предоставленного истцу права, поскольку иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс в пользу истца задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 556,77 руб.за счет средств областного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд истцом Трифоновым В.В.была уплачена государственная пошлина в размере 300,00 руб., что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Трифоновым В.В. исковые требования, взыскав с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс в пользу истца задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 556,77 руб.за счет средств областного бюджета, а также взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс в пользу Трифонова В.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины – 300,00 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
удовлетворить исковые требованияТрифонова В.В. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт. Прогресс о взыскании задолженности по социальной выплате в полном объеме.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Райчихинск и пгт. Прогресс в пользу Трифонова В.В. задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств областного бюджета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 556 (тридцать пять тысяч пятьсот пятьдесят шесть) руб. 77 коп.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Райчихинск и пгт. Прогресс в пользу Трифонова В.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца с момента его вынесения.
Председательствующий судья: Н.В. Шорохова