РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации24 апреля 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н. при секретаре судебного заседания Марковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,
установил:
Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК (далее по тексту Министерство) обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по тем основаниям, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке. Заявитель считает, что постановление является незаконным, и просит его отменить, указывая на то, что по его мнению решение Петрозаводского городского суда об обязании Министерства принять решение о выдаче Горча Л.С. государственного жилищного сертификата Министерством исполнено, а именно: в утвержденный приказом Министерства Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2014 год по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» по Республике Карелия Горча Л.С. (состав семьи 3 человека) включена под номером 1, таким образом она будет получать государственный жилищный сертификат в первую очередь.
В судебном заседании представитель Министерства Наумов А.И. поддержал свое заявление по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной рабочей группы, образованной распоряжением Правительства Республики Карелия от 09.08.2011г. № 438р-П для реализации на территории Республики Карелия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Было принято решение выдать Горча Л.С. на нее и двоих членов ее семьи государственный жилищный сертификат, ДД.ММ.ГГГГ была заполнена лицевая сторона жилищного сертификата на имя Горча Л.С. Таким образом, Министерством своевременно выполнялись действия и принимались решения, предусмотренные федеральными Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и Порядком оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Республике Карелия, для исполнения решения Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. и соответствующего требования судебного пристава-исполнителя о принятии решения о выдаче Горча Л.С. на нее и двоих членов ее семьи государственного жилищного сертификата на предоставление социальной выплаты.
Представитель УФССП России по Республике Карелия Дмитриева Н.Н. в судебном заседании пояснила, что исполнительский сбор был взыскан правомерно в связи с тем, что решение не было исполнено в полном объеме в установленный для добровольного исполнения срок.
Заинтересованное лицо Горча Л.С. в судебном заседании не участвовала, о рассмотрении дела извещена, ее представитель Задорожный А.Н. в предварительном судебном заседании с требованиями, изложенными в заявлении, не согласился. Указал, что действия судебного пристава-исполнителя являются правомерными, поскольку решение суда Министерством в полном объеме на момент взыскания исполнительского сбора не исполнено.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные документы, материалы исполнительного производства №, материалы гражданского дела № за 2013, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) постановление судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.1 Федерального закона «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В судебном заседании установлено, что Петрозаводским городским судом на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Горча Л.С. к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республике Карелия о выдаче сертификата был выдан исполнительный документ, содержащий требование об обязании Министерства строительства РК принять решение о выдаче Горча Л.С. на нее и двоих совершеннолетних членов семьи - Горча М.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Горча М.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. государственного жилищного сертификата на предоставление социальной выплаты. 31.10.2013 решение вступило в законную силу.
Согласно ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Как следует из представленных документов, предъявленный в службу судебных приставов исполнительный документ, выданный в отношении должника Министерства отвечал требованиям закона, срок для предъявления исполнительного документа не истек.
В установленный законом срок ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Министерства за №, которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловано, ходатайств об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства и отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п.п.8 п. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» в адрес судебного пристава — исполнителя не поступало.
В ответ на постановление о возбуждение исполнительного производства должник ДД.ММ.ГГГГ представил письмо № в котором сообщил, что в апреле 2013 года в адрес Министерства строительства РК на реализацию программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках указанной программы поступил 1 государственный жилищный сертификат на сумму <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении выделенного сертификата взыскателю было отказано, сертификат был выделен другому участнику программы. На сегодняшний день Республике Карелия дополнительные государственные жилищные сертификаты по категории «Граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами» не выделялись, так же сообщил, что даже при наличии вышеуказанного сертификата принять решение о выделении его семье Горча Л.С. не представилось возможным, т. к. стоимость квадратного метра увеличилась. А так же указал, что в сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2014 года по категории: «Граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами» по Республике Карелия Горча Л.С. стоит под номером 1 и будет получать государственный сертификат в первую очередь (в указанный список семья взыскателя включена до вступления решения суда в законную силу.). Сведений о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Дмитриевой Н.Н. с Министерства взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при непредставлении должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.
По смыслу ст.112 Закона исполнительский сбор является административной мерой принуждения, возникающей в связи совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Министерство не представило доказательства, подтверждающие принятие им конкретных мер в целях своевременного исполнения требований исполнительного документа и того, что данные меры носят исчерпывающий характер для достижения указанных целей, т. е. окончания исполнительного производства.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом такая защита ограничивается не вынесением соответствующего судебного решения, а его реальным исполнением и, т.е. восстановлением нарушенного права.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что в настоящее время размер исполнительского сбора Министерством не оспаривается, требования исполнительного документа № должником не исполнены в полном объеме в установленный для добровольного исполнения срок, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд РК.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2014 года.