Дело №
74RS0№-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 апреля 2021 года
Центральный районный суд <адрес> в составе
председательствующего Петровой Н.Н.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 Алёны ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом Кигабек, Сабрил» (Вигабатрин) в полном объеме по жизненным показаниям в необходимом объеме и дозировке согласно инструкции к препарату в соответствии с протоколом консилиума врачей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. ФИО5» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом в связи с имеющимся у нее заболеванием – нейродегенеративное заболевание ЦНС. Согласно справке МСЭ-2018 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», инвалидность ФИО1 установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с протоколом консилиума врачей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. ФИО5» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 нуждается по жизненным показаниям в лекарственном препарате Кигабек, Сабрил» (Вигабатрин). Потребность составляет 750 мг-2р/сут (1500 мг/сут, 150 мг/кг/сут); в месяц 93 таблетки по 500 мг, в год – 1095 таблеток по 500 мг. Пациенту необходимо 11 упаковок по 100 таблетов (1т – 500 мг) сроком на 12 месяцев.
Истец ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Министерства здравоохранения <адрес> – ФИО6, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО7, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражал против удовлетворения в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница <адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Центрального районного суда <адрес>, в связи с чем и на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и из материалов дела следует, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом в связи с имеющимся у нее заболеванием – нейродегенеративное заболевание ЦНС. Согласно справке МСЭ-2018 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», инвалидность ФИО1 установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола консилиума врачей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. ФИО5» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 нуждается по жизненным показаниям в лекарственном препарате «Кигабек, Сабрил» (Вигабатрин). Потребность составляет 750 мг-2р/сут (1500 мг/сут, 150 мг/кг/сут); в месяц 93 таблетки по 500 мг, в год – 1095 таблеток по 500 мг. Пациенту необходимо 11 упаковок по 100 таблеток (1т – 500 мг) сроком на 12 месяцев.
Препарат «Вигабатрин» (торговое наименование – Сабрил») не зарегистрирован в реестре лекарственных средств Российской Федареции.
Действие лекарственного препарата незарегистрированного на территории Российской Федерации его внедрение в клиническую практику на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» происходит только после клинических исследований, проведенный в одной или нескольких медицинских организациях в соответствии с правилами надлежащей клинической практики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В процессе клинических исследований должна быть подтверждена эффективность и безопасность применения данного лекарственного средства, вероятность устойчивого ответа на лечение, критерии определения необходимости курса терапии, сроки его проведения и наиболее эффективная схема лечения.
На основании протокола консилиума врачей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. ФИО5» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разрешен к индивидуальному применению препарат ««Кигабек, Сабрил» (Вигабатрин) для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям.
Однако, до настоящего времени ФИО1 не получает надлежащего лечения препаратом «Кигабек, Сабрил» (Вигабатрин), поскольку данный препарат не входит в стандарт медицинской помощи и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 39, 41 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства; каждый имеет право на жизнь; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Материнство и детство, семья находится под защитой государства (ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Как следует из ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ) основным принципом охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и др.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
П. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ определено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 и ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с п. 5 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.
В соответствии с п. 7 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
В силу ч. 9 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).
При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п. 2.1.-2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из указанного выше норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствие со стандартами оказания медицинской помощи и по смыслу п. 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, является Министерство здравоохранения <адрес>.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что обеспечение ребенка-инвалида необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. Также обеспечение лекарственными препаратами инвалида должно происходить в соответствии с назначениями врача, постоянно и в необходимом объеме.
В соответствии с п. 7 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства здравоохранения <адрес>» Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения; заключает по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующие государственные контракты; организует обеспечение населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение данным лекарственным препаратом ребенка-инвалида ФИО1 должно происходить за счет средств бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Министерством здравоохранения <адрес>.
П. 3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» предусматривает, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Министерство здравоохранения <адрес> подлежит возложение обязанности по бесплатному обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Кигабек, Сабрил» (Вигабатрин) по медицинским (жизненным) показаниям постоянно, до отмены препарата, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░, ░░░░░░» (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░. ░.░. ░░░2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8», ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 750 ░░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░ (1500 ░░ ░ ░░░░░, 150 ░░/░░/░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 12 ░░░░░░░ – 11 ░░░░░░░░ ░░ 100 ░░░░░░░░ (1 ░ – 500 ░░).
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░