РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2022 года адрес
Симоновский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Х.И. Муссакаева, при секретаре судебного заседания фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1772/2022 по административному иску ООО “БИЗНЕССЕРВИСЦЕНТР”, Павлычевой фио к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, обязании осуществлять кадастровый учет исправить реестровую ошибку,
УСТАНОВИЛ:
ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС”, фио обратились в суд с настоящим административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра), в котором просили признать решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 31.01.2022 № КУВД-001/2021-45034540/9 (об отказе в исправлении реестровой ошибки) незаконным; обязать Управление Росреества осуществить государственный кадастровый учет и исправить реестровую ошибку, внеся соответствующие сведения в ЕГРН; взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Требования мотивировали тем, что в ЕГРН с 15.11.2012 зарегистрировано право собственности ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС” на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0002001:9784, запись № 77-77-05/087/2012-267. Данный объект учтен как нежилое помещение площадью 35,6 кв.м, расположенное на первом этаже здания по адресу: адрес. В таком качестве объект был учтен в государственном кадастре недвижимости 17.02.2014. При этом была допущена реестровая ошибка относительно характеристик объекта, а именно не учтено, что данный объект является не помещением, а отдельно стоящим капитальным зданием. 26.10.2021 ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС” обратилось с заявлением (в электронной форме на сайте административного ответчика), к которому были приложены обосновывающие наличие реестровой ошибки документы, в том числе заключение специалиста ООО “Стройэкспертсервис”. В заявлении заявитель просил внести в ЕГРН запись об исправлении реестровой ошибки и учесть объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0002001:9784 в качестве отдельно стоящего капитального здания. 31.10.2021 Управление Росреестра приостановил совершение регистрационных действий, указав на отсутствие технической документации в виде файлов в формате ХМL. После предоставления необходимых документов и нескольких приостановлений совершения регистрационных действий, административный ответчик направил уведомление № КУВД-001/2021-45034540/9, в котором указал, что при рассмотрении заявления реестровая ошибка не выявлена, не представлены документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в соответствии с п. 3 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости, заявителю отказано в государственном кадастровом учете. Истцы считают, что отказ в совершении регистрационных действий по и исправлению реестровой ошибки, нарушает интересы административных истцов, является незаконным, поскольку в действительности имеет место реестровая ошибка, а заявителем были представлены подтверждающие наличие реестровой ошибки документы. Отсутствие четко определенного статуса у объекта недвижимого имущества препятствует реализации участником общества принадлежащим ему прав.
Представитель административного истца ООО “БИЗНЕЦЕНТРСЕРВИС”, действующий на основании доверенности фио в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный истец фио в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Административный ответчик Управление Росреестра явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.ст. 60, 61, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно со ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, лица, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможно лишь при наличии одновременно двух условий: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости 15.11.2012 зарегистрировано право собственности ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС” на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0002001:9784, возникшего на основании договора купли-продажи нежилого помещения с Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости “ОМЕГА-2” под управлением адрес “Управляющая компания “Корона” от 06.09.2012 № ОППН-02 (запись регистрации № 77-77-05/087/2012-267).
Данный объект учтен как нежилое помещение площадью 35,6 кв.м, расположенное на первом этаже здания по адресу: адрес. Согласно ЕГРН в таком качестве объект был учтен 17.02.2014 как ранее учтенный объект недвижимости.
Истцы считают, что имеет место реестровая ошибка относительно характеристик объекта как помещения, а не отдельно стоящего капитального строения. Такой же адрес: адрес. адрес, имеет рядом расположенное нежилое здание 4-этажное здание, площадью 847,1 кв.м, с кадастровым номером 77:00:0000000:41611. Спорный объект в состав этого здания не входит и его площадь в общей площади здания не учтена.
В ЕГРН отсутствуют сведения о том, что спорный объект расположен в пределах какого-либо другого здания, а есть только указание на расположение объекта в границах кадастрового квартала № 77:05:0002001. В отношении объекта недвижимости, учтенного в ЕГРН как “помещение” отсутствуют сведения о том, в пределах какого именно здания находится данный объект. Ранее административный истец неоднократно обращался к административному ответчику с просьбой предоставить сведения о таком здании, но так и не получил ответа на свой вопрос.
В целях установления характеристик спорного объекта ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС” обратилось в экспертную организацию ООО “Стройэкспертсервис”, специализирующуюся на обследовании объектов недвижимости.
Согласно заключению специалиста № 3С-21-8 объект имеет прочную связь с землей и его перемещения невозможно даже с разборкой и последующей сборкой без соразмерного ущерба; объект является объектом капитального строительства; фактически имеет свои обособленные несущие и ограждающие конструкции, включая фундаменты; не имеет общих несущих и ограждающих конструкций с 4-х этажным зданием по тому же адресу и не является частью этого здания; имеет обособленные внутренние инженерные системы и наружные сети с подключением к центральным городским сетям через точки подключения в здании с адресом: адрес; находится в нормальном эксплуатационном состоянии и эксплуатируется как пост охраны и пропуска автомобилей; объект соответствует установленным законодательством обязательным нормам.
Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).
26.01.2021 ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС” в Управление Росреестра заявлением в электронном виде посредством заполнения соответствующей формы на сайте административного ответчика об исправлении реестровой ошибки, в котором просил внести в ЕГРН запись об исправлении реестровой ошибки и учесть объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0002001:9784 в качестве отдельно стоящего капитального знания, принадлежащего на праве собственности ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС”.
31.10.2021 административный ответчик приостановил совершение регистрационных действий, указав, что заявителем не представлен технический план в электронной форме в виде файлов XML, что препятствует проведению государственного кадастрового учета (уведомление № КУДВ-001/2021-45034540/1).
03.12.2021 административным истцом был представлен технический план на объект, подготовленный кадастровым инженером.
06.12.021 было возобновлено проведение регистрационных действий по исправлению реестровой ошибки.
13.01.2022 Управление Росреестра вновь приостановило осуществление регистрационных действий, указав на наличие противоречий в части заявленной кадастровой процедуры между техническим планом и представленным заявлением. Не представлены документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ. При рассмотрении заявления реестровая ошибка не выявлена (уведомление № КУДВ-001/2021-45034540/7).
Административный ответчик, указав на наличие противоречий, не разъяснил, что это за препятствия для осуществлении регистрационных действий, фактически решил вопрос, указав, что реестровая ошибка не выявлена.
31.01.2022 Управление Росрееестра отказал в государственном учете, указав что при рассмотрении заявления реестровая ошибка не выявлена, не представлены документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”:
- п. 6 здание - это результат строительства, представляющей собой объемную строительную систему, имеющую надземную и и(или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей; размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
- п. 14 помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Таким образом, помещение является частью здания или сооружения.
Административными истцами в обоснование допущенной реестровой ошибки представлены вышеуказанное заключение специалиста ООО “Стройэкспертсервис” № 3С-21-8, заключение кадастрового инженера.
Административный ответчик не представил доказательств законности своего решения, невозможности исправления реестровой ошибки. Получив 14.10.2022 определение Симоновского районного суда от 05.10.2022 об обязании представить в суд регистрационные дела на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:05:0002001:9784 и 77:00:0000000:41611, регистрационные дела суду не представил.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Спорный объект в течение многих лет находится в единоличной собственности ООО “БИЗНЕСЦЕНТРСЕРВИС”, используется для обеспечения хозяйственной деятельности, какие-либо споры относительно объекта недвижимости отсутствуют, суд считает, что внесение в ЕГРН уточнения, что зарегистрированный в качестве помещения объект, может быть учтен как отдельно стоящее здание. Исправление реестровой ошибки не влечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а также не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Оценив доводы административного истца, представленные им доказательства, суд приходит к выводу, что отказ в исправлении реестровой ошибки нарушает права административных истцов, в том числе на распоряжение спорным объектом недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах административные требования административных истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 31.01.2022 № ░░░░-001/2021-450343540/9.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16.12.2022 ░.
░░░░░ ░░░