Дело №2-113/2014 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Шарониной А.А.,
при секретаре Булавиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению ФИО10, ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО5, ФИО17, ФИО18, ФИО6, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО30, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО7, ФИО27, ФИО8, ФИО9, ФИО28, ФИО29 об обжаловании бездействия органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
Заявители ФИО10, ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО5, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО30, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО7, ФИО27, ФИО8, ФИО9, ФИО28, ФИО29 обратились в суд с заявлением об обжаловании бездействия органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, в <адрес> в 1990 году начались проблемы с электроснабжением, была введена почасовая подача электроэнергии с 06.00час до 09.30час, с 18.00час до 23.30час, в 1992 году были разрушены мосту через реки Ср.Терсь и Ср.Маганак, в 1994г разрушен мост через реку Верхняя Терсь. В настоящее время мосты отсутствуют, дорога находится в плохом состоянии, имеется проблемы с электроснабжением. Летняя дороге не соответствует СНиПам. До дороге может проехать только грузовой транспорт и вездеходы. В зимнее время дорогу расчищают только в феврале месяце, во время паводка, с городом связи нет. Из-за отсутствия мостов, заявители лишены права получения своевременной медицинской помощи, грубо нарушаются их права, предусмотренные Конституцией РФ. Заявители с данными требованиями обращались в Администрацию Новокузнецкого района, а также в Совет народных депутатов Новокузнецкого района. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Новокузнецкого района сообщила, что собственником и заказчиком работ по ремонту и обслуживанию автомобильной дороги Осиновое Плесо-Мутный является ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и обслуживается автомобильная дорога ОАО «НДРСУ». Возвести мосты не представляется возможным т.к. на эти цели требуется сумма свыше 50 млн.рублей, которая не предусмотрена бюджетом. Заявители считают, что Администрацией Новокузнецкого района вследствие нежелания решить вопрос со строительством мостов грубо нарушаются положения Конституции РФ, именно ст.20 и ст.41. Отсутствие денежных средств, заявители считают неуважительной причиной. В связи с чем заявители простят признать незаконным бездействие Администрации Новокузнецкого района в части несоблюдения ст.2,17,18,20,41 Конституции РФ по отношению к жителям <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области и обязать Администрацию Новокузнецкого района обеспечить возведение капитальных мостов через реки Сердняя Терсь, Сердний Маганак и Верхняя Терсь по дороге соединяющей <адрес> и <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области.
Заявитель ФИО43 Г.С. в судебном заседании требования поддержала полностью, пояснила, что проживает в <адрес> с рождения, до настоящего времени. До 90х годов у них в поселке, что то было, а сейчас нет ничего. Дороги нет. В 1995 году дочь заявителя родила ребенка прямо на дороге, они ее не успели довезти до роддома, заявитель сама принимала у нее роды, а в 1996 году внук в возрасте 6 месяцев умер, они его не успели довезти до <адрес> в больницу. В этом году внучка заявителя чуть не умерла от укуса клеща, в поселке квалифицированного мед работника нет, а в больницу везти было не на чем. Вода большая, скорая помощь не пройдет, только на лодке. Воду заявитель домой носит за 50 метров с ручья, но какая она, заявитель не знает, но пьет эту воду, пользуется ей. Много вопросов и проблем. Нет дороги, значит нет медицинской помощи, нет почты, нет продуктов. Все жители поселка желают переселиться жить ближе к городу. Заявитель пояснила, что основная цель обращения в суд- получение жилья ближе к городу. Если были бы мосты, с заявителями бы жили их дети, или могли бы к ним приезжать, молодежь не хочет жить в поселке, да и им тяжело, основная часть жителей поселка желает переселиться жить ближе к городу, дома старые, ветхие. Лет 5 назад в <адрес> приезжали из Администрации района и пообещали, что в течении 2х лет жителей переселят, кто захочет, или отремонтируют дома, но так ничего и не сделано». Также показала, что действительно каждый год Администрацией новокузнецкого района возводятся ледовые переправы стоимостью 800 тыс. руб. Считает, что это бесполезная трата денежных средств, от этих переправ толку ни какого нет. Продукты к ним глава завозит, но не регулярно.
Заявитель ФИО11 в судебном заседании доводы заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что жить в данных условиях не возможно. Дорога – это их жизнь. Эта дорога строится только в феврале месяце, когда замерзает река, и прекращает существовать в марте и заявители остаются без дороги, а соответственно и без помощи. В настоящее время уже январь месяц, дороги – нет. Заявители приехали в суд сегодня на снегоходах. В поселке дороги не чистятся, в бураны, люди не могут выйти из своих домой, а живут в поселке в основном пенсионеры. Вот не так давно с одной женщиной случился инсульт и ее парализовало, она кое как заползла к себе домой и лежала одна на полу какое то время, в поселке нет фельдшера, он находится в <адрес>, в 2013 году приезжал в поселок 2 раза и все, фельдшерский пункт есть, но там медицинский работник – санитарка, у нее годичные курсы 70х годов, она не может оказать квалифицированной медицинской помощи, лекарственных препаратов в необходимом количестве нет. Хорошо в поселке проживает женщина, она медицинский работник, имеет сертификат, специалист и она взяла на себя ответственность спасти парализованную женщину, сказала какие лекарства ей необходимы и жители поселка, выбираясь на снегоходах в город, на свои средства покупают необходимые лекарства и привозят. Вот есть женщина после инсульта, которая лежит, гниет заживо и никому не нужна, никакой квалифицированной медицинской помощи не оказывается. В поселке дороги нет, временная дорога строится, когда начинаются морозы и на реке встанет лед, потом дорога не чистится, зачем заявителем такая дорога, которой они не пользуются. Кроме того свет в поселке бывает только утром с 6.30 часов до 9.00 часов и вечером с 18 часов до 23.30 часов и больной человек, в темноте с фонариком должен найти себе таблетку, люди волнуются т.к. они никому не нужны. Если человек заболел, то медицинская помощь необходима в первые часы, а в поселке ее нет и ждать ее неоткуда. Продукты в поселок заявителей завозятся, но не регулярно в основном их завозят сами заявители на своих снегоходах и своими силами. Дороги в поселке, что бы возможно было пройти по ним, чистят сами жители частными тракторами, у кого они есть. Все это очень тяжело. Заявитель пояснила, что сначала она хотела остаться в поселке, но поскольку с каждым годом становится все хуже, то сейчас заявитель желает получить жилье ближе в городу.
Представитель заявителей ФИО43 С.С. и ФИО11 – ФИО44 пояснил: что доводы изложенные в заявлении поддерживает в полном объеме, дополнил, что его доверители свои требования основывают на следующих нормах права, не изложенных в заявлении об обжаловании бездействия Администрации Новокузнецкого района Кемеровской области: Правовую основу самоуправления в России составляют: Конституция РФ; Общепризнанные принципы и нормы международного права; ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Уставы муниципальных образований. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, пользования и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ И ФЗ осуществляются населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального, городского органа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Ст. 15 ч. 1 п. 1 к вопросам местного значения муниципального района относит формирование, утверждение и исполнение местного бюджета муниципального района. Ст. 15 ч. 1 п. 5 к вопросам местного значения муниципального района относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержит ст. 7 ч. 1 п. 5 Устава муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район».Ст. 15. ч 1 п. 12 к вопросам местного значения муниципального района относит создание условий оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района.
Таким образом, поскольку дорога, соединяющая <адрес> проходит через реки Верхняя Терсь. Средний Маганак и Средняя Терсь, то возведение мостов через реки Верхняя Терсь, Средний Маганак и Средняя Терсь входит в компетенцию Администрации Новокузнецкого района, так как их отсутствие является вопросом местного значения муниципального района. Для решения вопросов местного значения Администрация Новокузнецкого района обладает правом распоряжаться средствами местного бюджета.
При отсутствии необходимых средств в местном бюджете Администрация Новокузнецкого района вправе обратиться в фонд финансовой поддержки муниципальных образований, созданный в бюджете Кемеровской области для предоставления дотаций.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований по законодательству РФ - это денежные средства, образуемые в бюджете субъекта РФ для оказания финансовой помощи образованиям и распределяемых в соответствии с финансируемой формулой.
Одним из условий предоставления помощи муниципальному образованию являются четкое обоснование и расчет предстоящих расходов -например, текущий или капитальный ремонт каких-либо объектов местной инфраструктуры.
Из ответа на обращение в адрес Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района следует, что денежные средства на строительство мостов не предусмотрены в бюджете ни на 2013 год, ни на 2014 год, ни на 2015 год. Скорее всего это значит, что они не будут предусмотрены никогда.
При распределении денежных средств в виде финансовой помощи из фонда финансовой поддержки муниципальных образований следует учитывать положения Всеобщей декларации прав человека и гражданина, изложенные в преамбуле, а именно, что: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлимых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; необходимо чтобы права человека охранялись властью в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего обстоятельства, к восстанию против тирании и угнетения.
Декларацией предусмотрено, что каждый человек не должен подвергаться бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению; каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредственно через свободно выбранных представителей; каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам; каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей декларацией без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного происхождения; каждый человек имеет право на жизнь.
Не имея возможности в определенные периоды времени - установления ледостава на реках, таяния льда и ледохода, ни при каких условиях добраться до города не по реке, не по суше, жители <адрес> испытывают чувства страха, тоски и унижения от того, что органы местного самоуправления в лице Администрации Новокузнецкого района не предпринимают мер к строительству капитальных мостов через реки. В эти периоды времени при заболеваниях, требующих экстренного хирургического вмешательства или квалифицированной медицинской помощи, когда счет идет на часы, заболевшие обречены на мучительную смерть. Обстановка осложняется также и тем, что телефонная сотовая связь, из-за отдаленности вышки, временами «пропадает». Это особенно наблюдается в условиях низкой облачности, сильного ветра и других неблагоприятных погодных условий. Поэтому воспользоваться помощью МЧС в данных случаях подчас также бывает невозможным.
Изначально все вопросы жителей возникали по мостам и дорогам. Вопрос о жилье не стоял. Многие жители желают остаться в этом населенном пункте, нет документов о том, что жилье ветхое. Когда оформлялось заявление в суд все жители хотели остаться в этом населенном пункте, там их корни. Также пояснил, что его доверители желают остаться в этом населенном пункте. Переправа делается, когда на реке встанет лед, он покрывается стройматериалом, снегом и накатывается. На Верхней Терси ставятся опоры, ложатся настилы которые накатываются для машин, а в остальных местах, переправы из того, что делает природа, в этом году природа ничего не сделала. В марте начинается ледоход и до июня - июля опять нет дороги. Были бы мосты и дороги, жители <адрес> могли бы выезжать из поселка, а поскольку опять ничего не делается, то часть жителей поселка желают переселиться ближе к городу, а часть жителей желают остаться.
Заявители ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО43 С.Н., ФИО43 С.С., ФИО5, ФИО43 В.Н., ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО30, ФИО35 Е.А., ФИО35 Н.А., ФИО26, ФИО36 А.Г., ФИО36 П.А., ФИО8, ФИО9, ФИО28, ФИО29, о дне слушания дела извещенных надлежащим образом,
Представитель заинтересованного лица Администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО45 с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что в настоящее время и все предыдущие годы, администрация Новокузнецкого муниципального района из местного бюджета тратит 800 тысяч рублей на создание специальных переправ, а так же обеспечивает доступ граждан в <адрес> с помощью специальных транспортных средств, в поселке так же имеется медицинский пункт и медицинский работник, а так же завозятся все необходимые продукты жизнеобеспечения. Заявители не указывают ни одну норму права, которая бы обязывала орган местного самоуправления возвести именно капитальные мосты. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мосты относятся к искусственным дорожным сооружениям предназначенным для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах которые являются препятствиями для такого движения, прогона, а так же к искусственным сооружениям относятся зимники, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады и подобные сооружения. Заявители не приводят ни одного обосновывающего довода, почему именно капитальный мост, а не иные сооружения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не прилагают ни одного конструктивно-технического заключения о возможности размещения на данном земельном грунте капитальных мостов.
В настоящее время администрация Новокузнецкого муниципального района не бездействует, а принимает и принимала все возможные действия для организации транспортного доступа граждан к своим жилым помещениям в которых они проживают. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением в силу ч.3 ст.52 данного Закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 169 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования. По требованию заявителей о возведении капитальных мостов, потребуется сумма свыше 50 млн. рублей, такие денежные средства не предусмотрены в местном бюджете на 2013-2015 годы. Так же заявители просят признать незаконным бездействие администрации Новокузнецкого муниципального района в части несоблюдения ст.ст. 2,17,18,20,41 Конституции РФ по отношению к жителям <адрес>. Но не указывают в чем именно заключаются нарушенные Конституционные права граждан и какие имеются последствия связанные с их нарушением. Дорога <адрес> – <адрес> не является муниципального дорой. Согласно п. 488 перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 24 "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области" данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области. В связи с чем в удовлетворении требований заявителей, просит отказать.
Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство об исключении их из числа заинтересованных лиц, и рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель заинтересованного лица Администрации Терсинского сельского поселения- Глава администрации Терсинского сельского поселения ФИО46 пояснила, что заявленные требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. На сегодняшний день в <адрес> 28 дворов и проживает 48 человек, согласна, что в период распутицы дороги в <адрес> нет. Но зная об этом, работники администрации, до того как начнется распутица завозят в поселок продукты питания, медикаменты, пенсию. За <адрес> закреплен автомобиль «Вахта», который прошел капитальный ремонт, в поселке живет водитель и при необходимости жители могут пользоваться этим автомобилем. Дорога в <адрес>, является региональной, но Глава территории, лично, сама привлекала спонсоров, которые отсыпали дорогу, засыпали большие ямы, да, дорога не соответствует стандартам, но она делает все, что может. В <адрес> есть трактор, с водителем которого заключен договор, водитель проживает в <адрес> и он должен чистить дороги. На территории Терсинского сельского поселения имеется и закреплено: 2 катера, лодка, снегоход. К Терсинскому сельскому поселению относится 9 поселений, и закрепить всю технику за каким то одним поселением невозможно, по мере необходимости техника направляется в то поселение, где эта техника требуется. Больных людей, которым требуется медицинская помощь, стараются вывезти во время, прикладывают к этому все усилия и возможности. У жителей <адрес> имеется сотовый телефон Главы территории, и если необходима ее помощь, то они могут ей позвонить в любое время, и они об этом знают, и Глава принимает все меры, для того, что бы оказать эту помощь. На Верхней Терси есть переправа, дорога там чистится, завтра будут делать вторую переправу, а там 5 км до <адрес>. Действительно во время распутицы, где то 2,5 месяцев <адрес> отрезан и проехать туда не возможно, но к этому времени завозятся в поселок все самое необходимое, продукты питания, медикаменты, почта, пенсия в поселке есть медицинский кабинет, мед. работник, который может оказать первую медицинскую помощь. Сделали Маганаковский мост, 30 метров, хороший, широкий. Через эту реку, где хотели бы истцы, построить мост невозможно, поскольку река бушует. 2 раза в неделю в поселок ходит «Вахтовка», и кому нужно может выехать из поселка. Глава Терсинского сельского поселения предпринимает все действия, для того, что бы обеспечить жизнедеятельность поселка. Вся техника, закрепленная за поселением имеется в наличии и действует.
Свидетель ФИО47 суду показала, что является постоянным жителем <адрес>, у них все упирается в дорогу, вся жизнедеятельность жителей поселка. В этом году, уже январь, дорогу делают верхом, но это40 км, а жители просили зимнюю дорогу сделать нам низом, это 25 км. Жителей не обеспечивают необходимыми медикаментами, продуктами, все это они вынуждены привозить себе сами на снегоходах, так же сами привозят себе почту. Если им и завозят продукты, то они же имеют срок годности, да и выбор скудный, им как и всем хочется кушать свежие и разнообразные продукты. В 2008 году заболела свекрови свидетеля, у нее была проводная язва с кровотечением, ее нужно было госпитализировать, свидетель не могла ее вывезти в больницу, пришлось первую помощь ей оказывать, общаясь с врачом по телефону, который говорил, что необходимо. Увозить ее пришлось на снегоходе, на лодке по реке, по ледоходу. Пользуются жители своими снегоходами, из администрации к нм не одного снегохода не приезжало. Живут все в подвешенном состоянии. Жителей поселка хотели переселить, но свидетель была против переселения и многие другие жители поселка, но с каждым годом становится все хуже и хуже и люди желают переселиться ближе к городу. В этом году с ноября месяца жители отрезаны от города. Все упирается в мосты, в поселке живет много людей преклонного возраста, их на снегоходах перевозить не будешь. Дети жителей поселка не могут к ним приехать, т.к. нет дороги. Низом дорогу делали сами жители, своими силами. Если бы были мосты, жители бы могли сами ездить в <адрес>. Вахтовка есть, но она ходит 2 раза в неделю. Сейчас мостов нет. Жители не могут выехать и к ним не могут приехать дети, бабушки, больные и к ним так же не могут приехать их дети. Жить в поселке невозможно, с каждым годом только хуже.
Суд выслушав стороны изучив письменные материалы гражданского дела приходит к следующему:
Согласно ст. 3 ГПК РФ- заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Таким образом, по смыслу ст. 3,4 ГПК РФ защите в суде подлежит нарушенное право, лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При этом, в соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в абз.3 п.24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Кроме того, ч.4 ст.258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия),; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании заявители ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО43 С.Н., ФИО43 С.С., ФИО5, ФИО43 В.Н., ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО30, ФИО35 Е.А., ФИО35 Н.А., ФИО26, ФИО36 А.Г., ФИО36 П.А., ФИО8, ФИО9, ФИО28, ФИО29, ФИО43 Г.С., ФИО11 являясь жителями Кемеровской области Новокузнецкого района <адрес> сельского поселения просят признать незаконным бездействие Администрации новокузнецкого района по отношению к ним, в части того, что Администрация не возводит мосты через реки Ср. Терсь, Ср. Маганак и Верхняя Терсь, что препятствует им вести достойный образ жизни общаться с родственниками и выезжать в город. На неоднократные обращения в Администрацию новокузнецкого района они получали отказ.
При этом, следует отметить, что заявители, обратившись в суд с настоящим заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, наряду с требованиями об оспаривании бездействия администрации Новокузнецкого района, просят устранить данные нарушения посредством предъявления требований о понуждении Администрации новокузнецкого района обеспечить возведение именно капитальных мостов через реки Ср. Терсь, Средний Магана и верхняя Терсь по конкретному маршруту, а именно по дороге соединяющей <адрес> и <адрес> новокузнецкого района Кемеровской области.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ содержится указание на то, что правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось заявителями в пос. мутный фактически проживает 48 человек, ежегодно на протяжении нескольких лет Администрацией новокузнецкого района выделяются денежные средства на создание специальных переправ по вышеуказанным рекам и до того как начинается разлив рек в поселок завозятся продукты питания, медикаменты и пенсия. Как следует из представленной в материалы гражданского дела справки за Администрацией терсинского сельского поселения для проведения противопаводковых мероприятий закреплена крупногабаритная техника: снегоход-1 ед, моторная лодка- 1 ед., катер на воздушной подушке- 1 ед, автомобиль Урал «Вахтовка»- 1 ед., Автомобиль – Урал бортовой- 1 ед. В <адрес> есть медицинский кабинет, мед. работник, который может оказать первую медицинскую помощь.
Однако как следует из требований заявители считают, что бездействие Администрации новокузнецкого района заключается именно в том, что отсутствуют мосты и Администрация не занимается их возведением и не выделяет на это денежные средства, так как следует из показаний заявителей по их мнению если будут мосты то соответственно их проблемы будут решены в полном объеме.
Суд приходит к выводу, что с учетом заявленных требований между заявителями и Администрацией новокузнецкого района имеется гражданско-правовой спор, который должен быть разрешен по правилам искового производства с предоставлением относимых допустимых и достоверных доказательств и правильно избранным способом защиты.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В силу ст. 3 ГПК РФ предметом защиты в суде являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы обратившегося заинтересованного лица.
Право на иск по смыслу названной статьи ГПК РФ и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
Истец самостоятельно выбирает способы защиты своих прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, другими нормами Гражданского кодекса РФ и иными федеральными законами. При этом истец должен определить, каким образом оно подлежит восстановлению конкретным избранным способом судебной защиты.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права и соответствие способа защиты требованиям закона. Избрание неверного способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как Администрация не допустила незаконного бездействия, сам факт того, что Администрация не возводит именно капитальные мосты по требованию заявителей, не говорит о том, что Администрация бездействует, это опровергается доводами самих заявителей, которые в своем заявлении указали, что Администрацией района потрачено 16 млн. руб. на временные мосты.
Напротив суд приходит к выводу, что заявителями избран неправильный способ защиты гражданских прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, так как заявителями не представлено допустимых доказательств относительно, что именно данный способ защиты восстановит их права и законные интересы.
Действительно в соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Однако, суд не может удовлетворить требования заявителей и обязать Администрацию Новокузнецкого района возвести именно капитальные мосты через реки Средняя терсь, Средний Маганак и Верхняя Терсь по дороге, соединяющей <адрес> и <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области., а не иные технические сооружения, возведение которых по своим техническим характеристикам было бы возможно в данной конкретной местности с учетом рельефа и других биологических факторов и позволило бы обеспечить бесперебойное передвижение по ним.
Кроме того, заявителями не обоснован избранный конкретный маршрут по которому они бы желали, чтобы были построены капитальные мосты.
Суд отказывая в удовлетворении требований в этой части учитывает также и то, что согласно ст. 8 ГК РФ, в числе иных оснований, предусматривает судебное решение в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Кроме того, по смыслу ст. 198 ГПК РФ решение суда должно быть исполнимым.
У суда отсутствуют доказательства однозначно свидетельствующие о возможности исполнить решение суда по требованиям заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10, ░░░11, ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░12, ░░░13, ░░░14, ░░░15, ░░░16, ░░░5, ░░░17, ░░░18, ░░░6, ░░░20, ░░░21, ░░░22, ░░░23, ░░░30, ░░░24, ░░░25, ░░░26, ░░░7, ░░░27, ░░░8, ░░░9, ░░░28, ░░░29 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░