Петрозаводский городской суд РК Дело № 10RS0011-01-2021-005362-41 (№ 5-3735/2021)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 апреля 2021 года г. Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления
объявлена 27 апреля 2021 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская инфекционная больница» (далее – ГБУЗ «РИБ», Учреждение, привлекаемое лицо), ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>
установил:
ГБУЗ «РИБ» по адресу места нахождения юридического лица: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотического средства, внесенного в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ (фентанил), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (далее – Перечень); психотропного вещества, внесенного в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ (кетамин); психотропных веществ, внесенных в Список III Перечня наркотических средств, психотропного веществ <данные изъяты>, в части их приобретения, перевозки, хранения, отпуска (за исключением отпуска физическим лицам), реализации и использования в медицинских целях, в нарушение ст.37 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 №3-ФЗ и пунктов 2 и 9 Правил предоставления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»:
предоставило в Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по РК годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ; сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря 2020 года (по форме №1-ИСП) 16 февраля 2021 года, срок предоставления которого истек ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Законный представитель ГБУЗ «РИБ» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил в судебное заседание защитника Тарабанову К.В., действующую на основании доверенности, которая признала вину привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения, указав, что нарушения, которые были допущены по неопытности сотрудника, устранены. Просила учесть незначительность пропуска установленного срока для предоставления отчета – один день, а также тяжелое материальное положение ГБУЗ «РИБ», являющегося бюджетным учреждением, в период пандемии коронавирусной инфекции и применить положения ст.4.1.1, ст.2.9 КоАП РФ.
Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещенным о времени, дате и месте слушания дела, в судебное заседания своего представителя не направило.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.6.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно п.3 ст.30 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон № 3-ФЗ) к общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся, в том числе, установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
В силу ч.1 ст.37 Федерального закона № 3-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также осуществляющие производство прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, обязаны представлять в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, следующие сведения: отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного либо использованного наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, Таблицу I и Таблицу II Списка IV, количества каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года №644 утверждены Правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее - Правила предоставления отчетов).
Пунктом 2 Правил представления отчетов предусмотрено, что юридические лица - владельцы лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны отчитываться о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), отпущенного и реализованного наркотического средства и психотропного вещества, а также об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Количество и запасы наркотических средств и психотропных веществ в отчетах указываются в пересчете на действующие наркотическое средство и психотропное вещество.
Согласно пункту 9 Правил представления отчетов юридические лица, осуществляющие в установленном порядке использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по форме согласно приложению №7: годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ; сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года №681, включены фентанил (наркотическое средство) и кетамин (психотропное вещество).
В Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года №681, включены диазепам и 4-гидроксибутират натрия и другие соли -оксимасляной кислоты (психотропные вещества).
Несоблюдение ГБУЗ «РИБ» вышеуказанных нормативных предписаний послужило основанием для составления должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.16 КоАП РФ.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность ГБУЗ «РИБ» в его совершении не оспариваются защитником привлекаемого лица и подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; определением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении дополнений в протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом от ДД.ММ.ГГГГ; копией устава ГБУЗ «РИБ»; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копией лицензии с приложениями; копиями журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ за ДД.ММ.ГГГГ; копиями товарных накладных; отчетом об использовании наркотических средств и психотропных веществ за 2021 год и другими материалами дела.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено, что у ГБУЗ «РИБ» имелась возможность соблюдения Правил представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», однако все зависящие от него меры по их соблюдению предприняты не были.
Оценив позицию стороны защиты, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ГБУЗ «РИБ» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.1 ст.6.16 КоАП РФ – несвоевременное представление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; представление такой отчетности в искаженном виде.
Вместе с тем, положениями ст.2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Решая вопрос о привлечении лица к административной ответственности, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и учесть степень опасности содеянного.
При оценке обстоятельств рассматриваемого правонарушения судья принимает во внимание, что совершенное ГБУЗ «РИБ» деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, являющегося государственным бюджетным учреждением, основным видом деятельности которого является оказание медицинской помощи, а также отсутствия каких-либо тяжких последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, учитывая принятие юридическим лицом мер к устранению выявленных нарушений, а также незначительный пропуск срока предоставления в государственный орган отчета 16 февраля 2021 года – один день (при установленном сроке - 15 февраля 2021 года).
В данном случае, санкция части 1 статьи 6.16 КоАП РФ (административный штраф от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой) несоразмерна тяжести административного правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного ГБУЗ «РИБ» правонарушения.
Таким образом, учитывая, что при формальном наличии всех признаков состава вменяемого юридическому лицу правонарушения какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям деяние не содержало, фактических нарушений при использовании наркотических средств и психотропных веществ не имелось и пренебрежительного отношения к исполнению требований действующего законодательства не установлено, судья считает возможным признать противоправное деяние малозначительным.
Применение в конкретной сложившейся ситуации меры административного наказания, предусмотренной санкцией ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины привлекаемого к админстративной ответственности лица.
На основании изложенного судья приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании ст.2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного деяния, в связи с чем, ГБУЗ «РИБ» следует освободить от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.16 КоАП РФ, объявив устное замечание.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Освободить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Республиканская инфекционная больница» от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив ему устное замечание о недопустимости нарушения требований законодательства.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская инфекционная больница» прекратить на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова