Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1537/2017 ~ М-1659/2017 от 23.10.2017

Дело № 2-1537/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2017 года                    г. Спасск-Дальний

    Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Миначёвой Т.В.,

С участием помощника прокурора г.Спасска-Дальнего Мусабировой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Каракиян О.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов инвалида Фадеевой Н.Н. к Краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности по оснащению <адрес> индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов инвалида группы Фадеевой Н.Н. обратился в суд с настоящим иском, в котором указал, что прокуратурой Спасска-Дальнего проведена проверка соблюдения ресурсоснабжающими организациями требований действующего жилищного законодательства при начислении платы за предоставленные коммунальные услуги, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в результате которой установлено следующее.

Согласно ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 1 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В силу ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов (статья 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Частями 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу части 9 статьи 13 указанного Федерального закона с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В свою очередь, частью 12 указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

При этом, лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

После ДД.ММ.ГГГГ (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Кроме того, действующее законодательство возлагает на организации, осуществляющие снабжение коммунальными ресурсами или их передачу, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оборудованию приборами учета, обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых помещений в многоквартирных домах, в случае если таковые действия не были совершены собственниками таких помещений в установленный срок.

В силу пунктов 80 - 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (п. 81 Правил).

По информации администрации ГО Спасск-Дальний, жилое помещение, в котором проживает заявитель, не оборудовано индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения.

Проверкой установлено, что КГУП «Примтеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией на территории ГО Спасск-Дальний, осуществляет снабжение коммунальными ресурсами холодного водоснабжения на территории ГО Спасск-Дальний, в том числе в многоквартирные дома, в которых расположены жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные гражданам по договору социального найма. Снабжение предприятием коммунальными ресурсами потребителей в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, осуществляется посредством сетей инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов.

На основании изложенного, КГУП «Примтеплоэнерго», как ресурсоснабжающая организация, осуществляющая снабжение коммунальными ресурсами холодного водоснабжения, обязано, в случае невыполнения соответствующей обязанности собственником жилых помещений муниципального жилого фонда в установленные законом сроки, совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов жилые помещения в многоквартирных домах, в которые предоставляется соответствующие ресурсы.

Однако, проведенной проверкой установлено, что ни администрацией ГО Спасск-Дальний, как собственником жилого помещения, ни КГУП «Примтеплоэнерго», как ресурсоснабжающей организацией, указанные требования действующего законодательства не исполнены.

По сведениям КГУП «Примтеплоэнерго» действия по оснащению индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов (ХВС и ГВС), снабжение которыми и передачу которых осуществляет предприятие, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности администрации ГО Спасск-Дальний и не оснащенных собственником в срок до ДД.ММ.ГГГГ приборами учета используемых энергетических ресурсов, не принимались.

Учитывая, что Фадеева Н.Н., является инвалидом группы, не может самостоятельно защитить свои права и интересы в суде, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать КГУП «Примтеплоэнерго» совершить действия по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения помещения , расположенного в <адрес>, находящегося в собственности администрации ГО Спасск-Дальний, в которые предприятием осуществляется поставка соответствующих коммунальных ресурсов.

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мусабирова Н.А., действующая в интересах инвалида Фадеевой Н.Н., исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.Истец Фадеева Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду дополнила, что установка счетчика, возможно, позволит ей снизить оплату за потребление воды.

Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» по доверенности Колосов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что на местную администрацию как на собственника жилого помещения, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартир приборами учета используемой воды, в также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. КГУП «Примтеплоэнерго» предоставляет и несет ответственность за коммунальные услуги до внешней стены дома, внутридомовым обслуживанием занимается управляющая компания. Внешней границей сети многоквартирного дома КГУП «Примтеплоэнерго», является внешняя граница сети многоквартирного дома, сети Примтеплоэнерго не присоединены к сетям, где требуется установить приборы учета. В соответствии с Уставом КГУП «Примтеплоэнерго» такой вид деятельности как установка индивидуальных приборов учета в квартирах не предусмотрен. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель администрации городского округа Спасск-Дальний по доверенности Сапунов С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что к администрации требования, как к собственнику, не могут быть заявлены, поскольку ресурсоснабжающая организация действительно обслуживает сети до ввода в дом, а после домом занимается управляющая компания. Обращения ответчика, так же как и от граждан, проживающих в доме, отсутствует. Для того, чтобы исполнить обязанность, необходимо, как минимум, чтобы лицо обратилось с соответствующим заявлением. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) предусмотрено что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Положениями части 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В части 9 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ определено, что с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Таким образом, обязанность по оснащению жилых помещений приборами учета потребляемой энергии в срок до ДД.ММ.ГГГГ законом в первую очередь была возложена на собственников этих помещений, а в случае неисполнения ими данного требования закона - на организации, осуществляющие снабжение соответствующими ресурсами (или их передачу) и сети которых имеют непосредственное или опосредованное присоединение к энергопринимающим устройствам собственников помещений многоквартирных домов.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ, Фадеева Н.Н. является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Данная квартира находится в муниципальной собственности городского округа Спасск<адрес>. До настоящего времени обязанность по оснащению жилого помещения истца индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения, собственником не исполнена.

Прокуратурой <адрес>, на основании заявления инвалида группы Фадеевой Н.Н., проведена проверка соблюдения ресурсоснабжающими организациями требований действующего жилищного законодательства при начислении платы за предоставленные коммунальные услуги, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В ходе проверки было установлено, что КГУП «Примтеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией на территории городского округа Спасск<адрес>, осуществляет снабжение коммунальными ресурсами холодного водоснабжения на территории городского округа Спасск-Дальний, у том числе, с многоквартирные дома, в которых расположены жилые помещения, находящийся в муниципальной собственности и предоставленные гражданам по договору социального найма. Снабжение предприятием коммунальными ресурсами потребителей в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, осуществляется посредством сетей инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов.

Согласно сообщению ООО Управляющая компания «Артель-1» от ДД.ММ.ГГГГ , при проверке по адресу: <адрес>, сделано заключение о наличии технической возможности установки приборов учета по системе холодного и горячего водоснабжения в жилом помещении.

Учитывая, что администрация городского округа Спасск-Дальний до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения не исполнила, в силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, такая обязанность возникла у ресурсоснабжающей организации, осуществляющей снабжение коммунальными ресурсами холодного водоснабжения, следовательно, надлежащим ответчиком является КГУП «Примтеплоэнерго».

При таких обстоятельствах на КГУП «Примтеплоэнерго» следует возложить обязанность по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения помещения , расположенного в <адрес> в <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку прокурор <адрес>, выступающий в защиту прав и законных интересов инвалида группы, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая согласно пп.3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет <сумма>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов инвалида Фадеевой Н.Н. – удовлетворить.

Возложить на КГУП «Примтеплоэнерго» обязанность по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения помещения <адрес>, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с КГУП «Примтеплоэнерго» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <сумма>.

    

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.

Судья        Миначёва Т.В.

2-1537/2017 ~ М-1659/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Спасска-Дальнего в интересах Фадеевой Н.Н.
Фадеева Наталья Николаевна
Ответчики
Администрация ГО Спасск-Дальний
КГУП "Примтеплоэнерго"
Суд
Спасский районный суд Приморского края
Судья
Миначёва Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
spassky--prm.sudrf.ru
23.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2017Передача материалов судье
26.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2017Предварительное судебное заседание
14.12.2017Судебное заседание
28.12.2017Судебное заседание
09.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2018Дело оформлено
17.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее