Судья г/с Милинчук И.В. № 44у – 143/19
УСК Рубан В.В. - докл.
Сорокодумова Н.А.
Душейко С.А.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
г. Краснодар 06 февраля 2019 года
Президиум Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Кротова С.Е.,
членов президиума: Свашенко С.Н., Пятигоры А.И., Епифанова В.М., Павлычева М.М., Кудрявцевой Е.Н., Шелудько В.В.,
с участием заместителя прокурора Краснодарского края Горобцова А.В.,
осужденного Тарасова Н.В. посредством видеоконференц-связи,
при секретаре Чумак Е.Ю.,
рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Тарасова Н.В. на приговор Туапсинского городского суда Краснодарского края от 18 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2015 года.
Приговором Туапсинского городского суда Краснодарского края от 18 мая 2015 года
Тарасов Николай Викторович, <...> года рождения, уроженец <...> <...>, ранее не судимый,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы со штрафом в размере <...> рублей; по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к 15 годам лишения свободы со штрафом <...> рублей; по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 15 лет 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере <...> рублей.
Этим же приговором осуждены < Ф.И.О. >14, < Ф.И.О. >20 < Ф.И.О. >15
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2015 года приговор Туапсинского городского суда Краснодарского края от 18 мая 2015 года в отношении Тарасова Н.В. изменен: назначенное по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ наказание с учетом положений ч. 2 ст. 66 УК РФ смягчено до 10 лет лишения свободы со штрафом <...> рублей. Исключено из описательно-мотивировочной части приговора указание на то, что при назначении наказания суд учитывает, что Тарасов Н.В. «не работает». На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 13 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере <...> рублей.
Постановлением судьи Краснодарского краевого суда от 02 августа 2018 года отказано в передаче кассационной жалобы осужденного Тарасова Н.В. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Епифанова В.М., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации Боровикова В.П. о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выслушав осужденного Тарасова Н.В. поддержавшего доводы кассационной жалобы, выступление заместителя прокурора Краснодарского края Горобцова А.В., полагавшего кассационную жалобу удовлетворить, президиум
У С Т А Н О В И Л:
Тарасов Н.В. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, в составе организованной группы; в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств, в особо крупном размере, в составе организованной группы; в покушении на незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Тарасов Н.В. просит о пересмотре состоявшихся судебных решений и смягчении назначенного наказания, ссылается на то, что при назначении наказания не в полной мере выполнены требования ч. 3 ст. 60 УК РФ, за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, ему назначено максимально возможное наказание, при этом не были учтены иные обстоятельства и положительные данные о личности, установленные судом и указанные в приговоре. Кроме того, при назначении дополнительного наказания в виде штрафа судом не было установлено его имущественное положение и возможность уплаты им штрафа, мотивы по которым суд назначил дополнительное наказание в виде штрафа в приговоре не приведены.
Также осужденный оспаривает правильность квалификации его действий, утверждает, что его действия по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ и по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ не образуют совокупности преступлений и ошибочно были квалифицированы судом как 2 самостоятельных преступления, кроме того, квалифицирующий признак совершения преступлений в составе организованной группы не нашел своего подтверждения и подлежит исключению из осуждения.
Проверив уголовное дело, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум считает, что приговор Туапсинского городского суда Краснодарского края от 18 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2015 года подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
По настоящему делу эти требования закона должным образом не выполнены.
Судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда, придя к правильному выводу о том, что наказание, назначенное Тарасову Н.В. по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ с учетом требований ч. 2 ст. 66 УК РФ не могло превышать 10 лет лишения свободы, смягчила назначенное ему за указанное преступление наказание до 10 лет лишения свободы.
Однако решение суда апелляционной инстанции о назначении Тарасову Н.В. максимально возможного наказания по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ в апелляционном определении ничем не мотивировано.
Как видно из приложенных к жалобе копий судебных решений, при назначении максимального наказания судом фактически не были учтены положительные данные о личности осужденного, а также наличие у него заболевания.
Кроме того, по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ суд назначил Тарасову Н.В. дополнительное наказание в виде штрафа.
Между тем уголовным законом назначение дополнительного наказания в виде штрафа, согласно санкциям ч. 4 и ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, не являлось обязательным, возможность его применения предусматривалась в качестве альтернативы по усмотрению суда.
Согласно действующему законодательству при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительных наказаний по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания их применения с приведением соответствующих мотивов.
Однако суд, назначив дополнительное наказание в виде штрафа, в описательно-мотивировочной части приговора мотивы такого решения не привел.
При таких обстоятельствах приговор Туапсинского городского суда Краснодарского края от 18 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2015 года в отношении Тарасова Н.В. подлежат изменению, назначенное наказание смягчению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, президиум
П О С Т А Н О В И Л :
Кассационную жалобу осужденного Тарасова Николая Викторовича удовлетворить.
Приговор Туапсинского городского суда Краснодарского края от 18 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2015 года в отношении Тарасова Николая Викторовича изменить: смягчить наказание, назначенное по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ до 9 лет лишения свободы.
Исключить указание о назначении Тарасову Николаю Викторовичу по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ дополнительного наказания в виде штрафа <...> рублей, по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ дополнительного наказания в виде штрафа <...> рублей.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ окончательно назначить 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Председательствующий С.Е. Кротов
Судья докладчик Епифанов В.М.