Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4821/2015 ~ М-4099/2015 от 12.05.2015

2-4821/-2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Петрозаводскому муниципальному унитарному предприятию «Автоспецтранс» об обязании к совершению действий,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки соблюдения и выполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о лицензировании при осуществлении ПМУП «Автоспецтранс» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на территории г. Петрозаводска Республики Карелия установлено, что при осуществлении ПМУП «Автоспецтранс» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности и эксплуатации городской свалки ТБО, расположенной в районе <адрес> требования природоохранного законодательства в полной мере не соблюдаются. На территории городской свалки ТБО, расположенной в районе <адрес> контрольные скважины не оборудованы. Указанная выше свалка ТБО не имеет легкого ограждения. Невыполнение ответчиком перечисленных выше требований природоохранного законодательства влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности. На основании вышеизложенного, истец просит обязать ПМУП «Автоспецтранс» в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать (установить) две наблюдательные скважины на территории городской свалки ТБО, расположенной на земельном участке 10:20:064701:0091 в районе <адрес>; обязать ПМУП «Автоспецтранс» в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать (установить) легкое ограждение по периметру всей территории городской свалки ТБО, расположенной на земельном участке в районе <адрес>.

Заместитель Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонов П.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ПМУП «Автоспецтранс» в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв, в котором указал, что в ближайшее время будет произведено устройство наблюдательных скважин на свалке в м.Орзега, просил увеличить срок установки и оборудования легкого ограждения по периметру территории свалки ТБО в м.Орзега до двух лет, рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РК Никифоров И.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал исковые требования обоснованными.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РК в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица Администрации Прионежского муниципального района РК в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил в суд письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, оставленное судом без удовлетворения по причине отсутствия уважительных причин для отложения дела.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 указанного выше Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

В соответствии со ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления.

В силу ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п.п. 4.4, 4.6 Санитарных правил 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001г. N16 "О введении в действие санитарных правил", по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.

В силу вышеуказанных Санитарных правил (п.6.4) для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона (п.6.6. СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7).

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки соблюдения и выполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о лицензировании при осуществлении ПМУП «Автоспецтранс» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на территории г. Петрозаводска Республики Карелия.

В ходе проверки установлено, что ПМУП «Автоспецтранс» является специализированным предприятием по санитарной очистке города Петрозаводска, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

При осуществлении указанных выше видов деятельности ПМУП «Автоспецтранс» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Администрации местного самоуправления Прионежского района Республики Карелия, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирует городскую свалку ТБО общей площадью <данные изъяты> м? и расположенную на земельном участке в районе <адрес>.

Согласно п.9.2 Порядка производственного контроля в области обращения с отходами, утвержденного ПМУП «Автоспецтранс» и согласованного с Управлением Росприроднадзора по РК, предусмотрено проведение на городской свалке ТБО мониторинга за состоянием подземных вод путем оборудования двух контрольных скважин для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.

Из ответа ПМУП «Автоспецтранс» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что ориентировочно в ДД.ММ.ГГГГ планируется установка двух наблюдательных скважин и выполнение работ по ведению мониторинга подземных вод свалки ТБО <адрес>.

В соответствии с актом санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» от ДД.ММ.ГГГГ свалка ТБО в <адрес> ограждена со всех сторон лесом, кустарником.

Суд считает, что отсутствие двух наблюдательных скважин и легкого ограждения свалки ТБО, расположенной на земельном участке в районе <адрес>, является нарушением требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что имеются достаточные основания для обязания ПМУП «Автоспецтранс» в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать (установить) две наблюдательные скважины на территории городской свалки ТБО, расположенной на земельном участке в районе <адрес>, а также для обязания ПМУП «Автоспецтранс» в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать (установить) легкое ограждение по периметру всей территории городской свалки ТБО, расположенной на земельном участке в районе станции <адрес>.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает разумными указанные истцом сроки для устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как невыполнение ПМУП «Автоспецтранс» перечисленных выше требований природоохранного законодательства повлечет за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

В порядке ст.103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать ПМУП «Автоспецтранс» в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать (установить) две наблюдательные скважины на территории городской свалки ТБО, расположенной на земельном участке в районе <адрес>; в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать (установить) легкое ограждение по периметру всей территории городской свалки ТБО, расположенной на земельном участке в районе станции <адрес>.

Взыскать с ПМУП «Автоспецтранс» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.В. Коваленко

2-4821/2015 ~ М-4099/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ПМУП "Автоспецтранс"
Другие
Администрация Петрозаводского городского округа
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК
Администрация Прионежского муниципального района РК
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Коваленко В.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2015Передача материалов судье
13.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2015Судебное заседание
28.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2015Дело оформлено
28.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее