Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-242/2020 ~ М-276/2020 от 22.10.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года с. Екатеринославка

Октябрьский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шлома О.А.,

при секретаре Искендеровой А.В.,

с участием истца Симоненко Е.С.,

представителя ответчика Колядиной Ж.Д.,

представителя третьего лица Шакель И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоненко Евгения Сергеевича к администрации Октябрьского района Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области об обязании администрации Октябрьского района Амурской области предоставления по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Симоненко Е.С. обратился в Октябрьский районный суд Амурской области с исковым заявлением к администрации Октябрьского района Амурской области об обязании предоставления по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленного требования указал, что относился к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родился в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Его мать Воробьева Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ году, отец Симоненко С.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ году. В 2008 году он окончил школу и поступил в ГОУНПО АО «Профессиональное училище », где отучился по специальности «токарь третьего разряда». Окончил образовательное учреждение в 2010 году. На основании Постановления главы администрации Октябрьского района Амурской области от 22 апреля 2008 года, за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Октябрьского района Амурской области № 423 он поставлен на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Постановление администрации Октябрьского района Амурской области от 22 апреля 2008 года № 167 признано утратившим силу. Таким образом, по достижении совершеннолетия он обратился в администрацию Октябрьского района и был поставлен администрацией Октябрьского района на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Данное постановление никем не отменялось, однако до настоящего времени жилое помещение ни по договору социального найма, ни по иному виду договора не предоставлялось. Ранее он обращался в администрацию Октябрьского района с целью получения жилья. После письменного обращения в администрацию Октябрьского района о предоставлении жилья Министерством социальной защиты населения Амурской области 09 сентября 2020 года отказано в предоставлении жилого помещения и включении его в списки лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Октябрьского района. Данный отказ считает не законным, так как он состоял в списке на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. Документов на основании чего его исключили из списка ему до настоящего времени не предоставлены. В связи с чем, полагает, что его конституционные права нарушены. Жилых помещений в собственности он не имеет. На учет на внеочередное получение жилья его ставили совместно с его братом Симоненко Д.С., который значится в списке на предоставление жилья. Обращение в Октябрьский районный суд обусловлено тем, что он долгое время проживал в данном районе, в том числе в <адрес>, состоял на учете на предоставление внеочередного жилья. В настоящее время проживает в <адрес>, имеет временную прописку. На основании чего обратился в суд с указанным иском.

Определением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Социальной защиты населения Амурской области, выведив из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец Симоненко Е.С. в судебном заседании исковое требование поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что государственное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальную (коррекционную) школу-интернат <адрес> окончил в 2008 году и поступил в ГОУНПО АО «Профессиональное училище », которое окончил в 2010 году. Находились ли родители в разводе он пояснить не может, так как на тот момент был маленьким, после смерти родителей его направили в приют в <адрес>, а далее в коррекционную школу <адрес>, а брат остался в приюте. После окончания учебы в школе он в администрацию Октябрьского района с заявлением не обращался, а когда учился в колледже, то совместно с социальным педагогом делали запрос в Октябрьский район о предоставлении жилого помещения, но пришел отказ из администрации, так как он не имеет права проживать в квартире дома офицерского состава. Органы опеки, администрация Октябрьского района Амурской области с ним не связывались после того, как он к ним обратился с заявлением, по достижении им 28 лет, хотя ранее он обращался в 2014 году с заявлением в администрацию <адрес>, но ответ им так и не получен. В феврале 2020 года он обратился в администрацию Октябрьского района и получил отказ. Ранее до 2014 года он в администрацию Октябрьского района не обращался. А обращался в Екатеринославский сельсовет с устным заявлением на получение жилья, но не хватало справок, поэтому он забрал заявление и ушел, обратился в администрацию Октябрьского района уже в 2020 году, потому что до этого не знал какие документы от него требуют и куда ему нужно обращаться. Он получил постановление администрации Октябрьского района о постановке его на внеочередное получение жилья от 23 мая 2011 года и посчитал, что в список его включили, о том, что необходимо еще писать заявление ему никто не говорил. В Октябрьском районе проживал с рождения до пяти лет, более в Октябрьском районе не проживал. В настоящее время на протяжении пяти лет проживает в <адрес> со своей сожительницей в доме, принадлежащий его знакомой, имеет временную прописку, которую постоянно продлевает. Письменный договор о найме данного жилья не составлялся. Вступал ли в наследство, пояснить не может, имелось ли какое-либо имущество у родителей после смерти, не знает. Брат проживает в <адрес> и состоит на учете на предоставление жилого помещения. Почему его брат включен в список на получение жилья сиротами, ему не известно. Полагает, что он, как сирота, вправе обратиться за получением жилья в любом возрасте.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации Октябрьского района Амурской области Колядина Ж.Д., действующая на основании доверенности от 02 сентября 2019 года, против удовлетворения, заявленного истцом искового требования возражала, пояснив, что за Симоненко Е.С. постановлением администрации Октябрьского района Амурской области ДД.ММ.ГГГГ году закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении внеочередного жилья по договору социального найма Симоненко Е.С., постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утратило свою силу. Руководство школы, в которой Симоненко Е.С. учился, от его имени в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением о постановке на учет не обращалось, как и сам истец до достижения возраста 23 лет не обращался в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением о внесении его в список нуждающихся. Также считает, что на момент постановки на учет в 2011 году, Симоненко Е.С уже исполнилось 19 лет, то есть он достиг совершеннолетия, истец должен был самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о включении его в список на получение жилья. Он проживал на территории <адрес>, но в <адрес> не приезжал, запрос в администрацию <адрес> не направлял до двадцати трех лет. Для получения жилья Симоненко Е.С. должен быть включенным в список Министерством социальной защиты <адрес>, только после этого, после уведомительной регистрации, в орган опеки и попечительства приходит уведомление и гражданина включают в Реестр на получение жилья. Если за гражданином не закреплено жилье, то есть, нет жилья, то органы местного самоуправления ставят их на внеочередное жилье, при этом пишется соответствующее заявление, Министерство социальной защиты одобряет, присылает им уведомление, администрация включает их в списки. Если такие граждане находятся в образовательном учреждении, то за них пишут заявление либо опекуны, либо законные представители. Нахождение в списке на внеочередное получение жилья еще не означает его получение, поскольку действует ещё алгоритм определенных действий. Гражданин включается в соответствующий список, если стоит на внеочередное получение жилья и из Министерства социальной защиты пришло уведомление о его включении в список на приобретение жилья. В 2008 году за Симоненко Е.С. было закреплено жилье, а в 2011 году, скорее всего, приводили в соответствие документы, либо пришло письмо из военного городка о том, что жилье, закрепленное за Симоненко Е.С., находится в ведомстве МО РФ. Поэтому принято решение о постановке Симоненко Е.С. на внеочередное получение жилья, поэтому и было вынесено постановление главы <адрес> в 2011 году. Пояснить, почему брат Симоненко Д.С. был поставлен на учет, затрудняется. Считает, что бездействия администрации не усматривается, поскольку предпринимались меры в постановке истца на внеочередное предоставление жилья. Симоненко Е.С. должен был сам по истечении восемнадцатилетнего возраста обратиться с заявлением. Если бы он действительно обращался, когда ему было 22 года, то был бы какой-то результат, какие-то документы. Поскольку с соответствующим заявлением истец в установленный законом срок не обратился, в удовлетворении исковых требованиях необходимо отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица Шакель И.А., действующая на основании доверенности от 17.10.2018 года, пояснила, что исковые требования поддерживает. За Симоненко Е.С. постановлением администрации Октябрьского района Амурской области ДД.ММ.ГГГГ году закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Симоненко Е.С. поставлен на учет о предоставлении внеочередного жилья по договору социального найма, истец должен был самостоятельно до 23 лет обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о включении его в список на получение жилья. Симоненко Е.С. не обратился с необходимым пакетом документов. Жилье таким лицам предоставляет администрация <адрес>, но для этого Симоненко Е.С. должен был написать заявление в Министерство социальной защиты <адрес> о включении его в список нуждающихся в жилом помещении. Истец был признан нуждающимся в обеспечении жильем, но в список он был не включен, потому что не поступило от него заявления. Заявление он мог написать после совершеннолетия, а с четырнадцатилетнего возраста до совершеннолетия мог написать представитель учебного заведения, где такой гражданин обучался. Министерство соцзащиты приняло решение в отношении брата Симоненко Дмитрия, который был поставлен на учет без судебных разбирательств, потому что последний, скорее всего, писал заявление, а Евгения не поставили на учет. На сегодняшний день в соответствующем списке стоит только брат Симоненко Д.С. Но, учитывая факт того, что брат истца включен в соответствующий список, имеются основания включить и истца в список детей-сирот и удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание представитель ответчика – Министерство социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, согласно предоставленного отзыва, участвующих ранее в судебном заседании в качестве третьих лиц, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (Далее-ЖК РФ), п. 4 ст. 71, ст. 148, 155.3 Семейного кодекса РФ (Далее-СК РФ), п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ (Далее-ГК РФ) полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. На протяжении длительного времени истец свое право на обеспечение жильем не реализовал, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением, суду не представил, как не представил и доказательств более раннего обращения о постановке на учет и отказа в такой постановке. Симоненко Е.С. с 2010 (достижение совершеннолетия) по 2020 не реализовывал свое право на внеочередное предоставления жилого помещения. В связи с достижением в 2015 году возраста 23 лет он утратил статус лица из числа детей-сирот и лиц из их числа. В 2010 году, достигнув совершеннолетия, Симоненко Е.С. не принял сохраненное за ним жилое помещение. При этом следует учитывать, что за Симоненко Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ органами опеки и попечительства Октябрьского района Амурской области сохранено право пользования жилым помещением. Постановлением администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу постановление от ДД.ММ.ГГГГ (о закреплении жилого помещения). При этом следует учитывать, что на момент отмены постановления ДД.ММ.ГГГГ Симоненко Е.С. находился в совершеннолетнем возрасте. Администрация Октябрьского района неправомерно отменила постановление о закреплении права пользования жилым помещением. Ссылка в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ на принадлежность жилого помещения к жилому фонду Министерства обороны РФ не является обоснованной, так как закреплению (сохранению права собственности либо права пользования) за детьми-сиротами подлежат жилые помещения различных видов жилищного фонда, в которых несовершеннолетние имели законное право на проживание. Симоненко Е.С. имел право на проживание согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Завитинской КЭЧ МО РФ. В связи с этим принятие администрацией Октябрьского района постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ противоречит ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и вышеуказанное постановление не имеет юридической силы, как противоречащее нормативному правовому акту большей юридической силы.Реализация права на жилое помещение Симоненко Е.С. как лица из категории - дети-сироты и дети, оставшихся без попечения, была реализована путем сохранения органами опеки и попечительства за ним права пользования закрепленным жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>. По достижении 18 - летнего возраста Симоненко Е.С. самостоятельно реализует принадлежащие ему жилищные права. Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает однократность реализации жилищных прав лиц из категории - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Вышеуказанные правовые акты не предусматривают повторную реализацию жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в случае сохранения права пользования жилым помещением, если за ними до достижения 18 лет было ранее сохранено право пользования жилым помещением. Обязательным условием предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений является обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для включения заявителя в Список. Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ Симоненко Е.С. отказано во включении в Список. В установленном законом порядке данный правовой акт министерства не отменен и не признан незаконным. Следует учитывать, что согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания , выданному ОВМ ОМВД России по Ивановскому району ДД.ММ.ГГГГ, Симоненко Е.С. зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>. На момент подачи искового заявления Симоненко Е.С. более 12 лет (с момента достижения совершеннолетия) не зарегистрирован и не проживает на территории Октябрьского района Амурской области. Что противоречит пункту 21 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 08.04.20137 № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения искового требования по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, родители которого (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

В соответствии с ч. 1 ст. 148 и п. 1 ст 155.3 СК РФ установлено сохранение за детьми, находящимися под опекой (попечительством) или в организациях для детей-сирот, права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

На территории Амурской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Амурской от 11.04.2005 N 472-ОЗ (ред. от 25.09.2020) «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из анализа указанных правовых норм следует, что для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений лицам указанной категории предусмотрен заявительный характер. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, должны до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные приведенным Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. При этом, предоставление жилых помещений вне очереди по договору социального найма действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, родителями Симоненко Е.С. в свидетельстве о рождения указаны мать – Воробьева Н.А., отец Симоненко С.Д..

Согласно свидетельства о смерти Воробьева Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти Симоненко С.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ.

В результате чего Симоненко Е.С. находился на полном государственном обеспечении, проживая и обучаясь в государственном общеобразовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальной (коррекционной) школе-интернате <адрес>, что подтверждается показаниями истца, а также свидетельством об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Симоненко Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что по существу не оспаривалось ответчиками.

Из материалов дела следует, что Симоненко Е.С. достиг 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее Симоненко Е.С. на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем в льготном порядке не состоял.

Доказательств обращения Симоненко Е.С. до достижения им возраста 23 лет в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не представлено.

Постановлением главы администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Симоненко Е.С. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно постановлению главы администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ отделу образования администрации муниципального образования Октябрьский район Амурской области поручено поставить Симоненко Е.С. на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма, а постановление главы администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу.

ДД.ММ.ГГГГ Симоненко Е.С. окончил государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище » <адрес>, присвоена квалификация токарь 3 разряда (истец достиг возраста 18 лет).

С настоящим исковым заявлением Симоненко Е.С. обратился в Октябрьский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, достигнув полных 28 лет.

Как следует из адресной справки УВМ УМВД России по Амурской области Симоненко Е.С. зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

По сообщению Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12.

Информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что у Симоненко Е.С. отсутствует в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Следовательно, Симоненко Е.С., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является собственником жилого помещения либо нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, по настоящее время жилым помещением не обеспечен. При этом регистрация истца в квартире, принадлежащей его знакомой ФИО10, не порождает возникновения у него права собственности на указанную квартиру в будущем, а пользование жилым помещением не является постоянным и зависит от усмотрения собственника квартиры ФИО10

Согласно поступившей информации из Некоммерческой организации Нотариальной палаты Амурской области на дату ДД.ММ.ГГГГ наследственных дел к имуществу Симоненко С.Д. и Воробьевой Н.А. нотариусами Амурской области не заводилось.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Правовосточного сельсовета <адрес>, гражданин Симоненко Е.С. не состоит в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Малоимущим в установленном законом порядке не признавался. Участником муниципальных жилищных программ не является. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

В судебном заседании установлено, что истец в Октябрьском районе на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращался, доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах, препятствующих своевременному обращению в такой орган, Симоненко Е.С. не представлено.

Что касается доводов Симоненко Е.С. о сохранении за ним права на обеспечение жилым помещением после достижения 23 летнего возраста до фактического обеспечения жильем, суд находит их несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Так, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при достижении им 18 лет и наличии определенных условий.

Ранее в соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом статьей 5 Федерального закона N 159-ФЗ (в прежней редакции) предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего Кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ изложена в новой редакции, в частности гарантии на обеспечение жилой площадью распространены на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Изложенное обусловлено следующим.

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц. Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определенных статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной адаптации в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию приведенного выше Закона граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Изложенное не противоречит положениям пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года), поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм приведенного Закона право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилья по договору специализированного найма.

По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Так, по достижению 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. В соответствии с нормами жилищного законодательства, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.

Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает однократность реализации жилищных прав лиц из категории - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лег, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п. 3 Правил в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на жилые помещения из специализированного жилищного фонда по обеспечение договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. В связи с принятием Правил обязательным условием предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений является обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для включения заявителя в Список.

Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ Симоненко Е.С. отказано во включении в Список. В установленном законом порядке данный правовой акт министерства не отменен и не признан незаконным.

Постановлением Главы администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, за несовершеннолетним Симоненко Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

По достижении совершеннолетия Симоненко Е.С. в уполномоченный орган с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не обращался.

При обращении в Органы опеки Отдела образования Октябрьского района Амурской области (по достижении 28 лет) получил разъяснения о необходимости обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (февраль 2020 года). В суд обратился в возрасте 28 лет, когда утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Верховный Суд Российской Федерации указал на отсутствие указанных лиц на учете, нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении. Наиболее распространенной причиной несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является, в том числе ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Доказательств тому, что истец до достижения возраста 23-х лет обращался в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении в предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, Законом Амурской от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» списки, что подобный вопрос решался в установленном данными законами порядке, в том числе с оценкой невозможности вселения Симоненко Е.С. в закрепленное за ним жилое помещение, с вынесением соответствующего решения, и что это решение истцом оспаривалось, последним суду также не представлено.

Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих, что до достижения 23 лет Симоненко Е.С. обращался в органы местного самоуправления по вопросу предоставления ему жилого помещения, истцом не представлено, в то время как в силу части 1 статьи 56 ГПК РФ он обязан был представить такие доказательства в обоснование своих доводов и требований. Из материалов дела таких доказательств не усматривается.

При этом, в ходе судебного разбирательства по делу не установлено наличие объективных и исключительных причин, препятствующих обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.

Материалами дела подтверждено, и в судебном заседании не опровергнуто, что Симоненко Е.С. в предусмотренный законом срок не обращался в уполномоченный государственный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения по указанным основаниям, данных доказательств стороной истца представлено не было.

Учитывая доводы истца и представленные им доказательства, а также то, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет, что не было соблюдено истцом, основания для удовлетворения искового требования отсутствуют.

Довод истца о том, что причиной его необращения в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья является правовая неграмотность, признан несостоятельным, поскольку сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (2010 г.), а также исполнения 23 лет (в июне 2015 г.), до обращения с иском в суд по достижению истцом Симоненко Е.С. возраста полных 28 лет, с учетом того, что истец на территории с. Екатеринославка и Октябрьского района Амурской области не проживал, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке Симоненко Е.С. на учет нуждающимся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Симоненко Евгения Сергеевича оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в гражданскую коллегию Амурского областного суда в течение месяца, начиная с 01 декабря 2020 года.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года.

2-242/2020 ~ М-276/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Симоненко Евгений Сергеевич
Ответчики
Администрация Октябрьского района
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
ГКУ АО Управление социальной защиты населения по Октябрському району
Отдел образования админисрации Октябрського района
Суд
Октябрьский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
oktyabrsiy--amr.sudrf.ru
22.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2020Передача материалов судье
26.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее