*** Дело № 12-53/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение по делу
об административном правонарушении
03 сентября 2019 года город Полярный
Судья Полярного районного суда Мурманской области Козлова Ю.А., рассмотрев жалобу Юдченко И. В. на определение УУП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск №2426 от 30 июля 2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
установил:
Юдченко И.В. обратился в суд с жалобой на определение УУП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск №2426 от 30 июля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В обоснование жалобы указал, что 30 июля 2019 года УУП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск отказано в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием в действиях судебного пристава по ОУПДС Кузнецова А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Просит отменить определение УУП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск №2426 от 30 июля 2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и возвратить дело на новое рассмотрение, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, для проведения всесторонней, полной и объективной проверки.
Кроме того, просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы в связи с поздним получением уведомления о принятом решении.
Заявитель Юдченко И.В., должностное лицо ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск Мурманской области и должностное лицо, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, судебный пристав по ОУПДС Кузнецов А.Ю., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения жалобы не просили.
Должностное лицо, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, судебный пристав по ОУПДС Кузнецов А.Ю. просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Поскольку в ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, имели возможность воспользоваться всеми предоставленными процессуальными правами, а также довести до суда свою позицию по делу, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, материалы проверки, зарегистрированные в КУСП №... от 26 июля 2019 года, прихожу к следующему.
Срок обжалования определения УУП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск №2426 от 30 июля 2019 года не пропущен, поскольку жалоба подана Юдченко И.В. 07 августа 2019 года, то есть в предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок со дня получения копии обжалуемого определения.
Согласно требованиям части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.5.27 и ст.14.52 настоящего Кодекса). Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В силу части 3 названной правовой нормы, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2 и 3 ч.1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из исследованных материалов дела следует, что 26 июля 2019 года в дежурную часть ОМВД России по ЗАТО Александровск поступило сообщение Юдченко И.В., зарегистрированное в КУСП №..., в котором указано, что судебный пристав препятствует его передвижению по зданию Полярного районного суда Мурманской области.
В ходе процессуальной проверки, проведенной по заявлению Юдченко И.В., должностным лицом органа внутренних дел установлено, что 26 июля 2019 года Юдченко И.В. прибыл в Полярный районный суд Мурманской области для участия в судебном заседании, после окончания которого высказал намерение пройти на второй этаж помещения суда с целью ознакомления с материалами гражданского дела в служебном кабинете секретаря судебного заседания Щербак Э.В., однако, был остановлен судебным приставом по ОУПДС Кузнецовым А.Ю., предложившим ожидать секретаря судебного заседания на первом этаже для ознакомления с материалами дела в служебном кабинете суда.
Установив, что судебный пристав по ОУПДС Кузнецов А.Ю. действовал в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Правилами пребывания посетителей в Полярном районном суде Мурманской области, утвержденными приказом и.о. председателя Полярного районного суда от 28 февраля 2012 года №33-о, участковый уполномоченный ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск определением №2426 от 30 июля 2019 года отказал в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В соответствии с частью 1 статьи 11 названного Федерального закона судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан, помимо прочего, обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда.
Нормы поведения граждан (посетителей) в зданиях и служебных помещениях Полярного районного суда, постоянных судебных присутствий в городах Гаджиево и Снежногорске Мурманской области определены Правилами пребывания посетителей в Полярном районном суде Мурманской области, утвержденными приказом и.о. председателя Полярного районного суда от 28 февраля 2012 года №33-о (далее – Правила).
На основании пункта 3.1 названных Правил, посетители суда имеют, в том числе, право осуществлять проход в здание и залы судебных заседаний суда в установленные дни и часы, находиться в суде в течение всего служебного дня, продолжительность которого устанавливается правилами внутреннего распорядка суда, посещать приемную суда для подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов, получения процессуальных документов и информации о результатах рассмотрения обращений, ознакомления с материалами дела.
Посетители суда обязаны, помимо прочего, соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах; сообщать секретарю судебного заседания о своей явке; до приглашения в зал судебного заседания находиться в месте, указанном судьей, секретарем судебного заседания, работником аппарата суда либо судебным приставом по ОУПДС; выполнять требования и распоряжения председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, залах судебных заседаний, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним и посетителям суда (пункт 3.2 Правил).
Порядок выдачи судебных дел и документов, ознакомления с судебными делами в Полярном районном суде Мурманской области установлен Инструкцией, утвержденной приказом председателя Полярного районного суда Мурманской области от 03 декабря 2014 года №120-о.
Согласно пункту 2 названной Инструкции судебные дела, находящиеся в производстве судей, предоставляются на основании письменного заявления с резолюцией судьи, председательствующего по делу, или на основании ходатайства, заявленного стороной процесса и удовлетворенного председательствующим судьей в судебном заседании.
Ознакомление с судебными делами, находящимися в производстве судей, осуществляют секретари судебного заседания (пункт 3 Инструкции).
На основании пункта 4 названной Инструкции ознакомление с делами производиться секретарями судебного заседания в служебном кабинете в течение рабочего времени. Ознакомление с делами (иными материалами) должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении суда в присутствии уполномоченного на то работника аппарата суда в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу. Сотрудник аппарата суда, осуществляющий ознакомление с делом, несет персональную ответственность за сохранность дела и содержащихся в нем документов.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса.
При этом, понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки, как противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствие состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Материалы проверки, зарегистрированные в КУСП за №... от 26 июля 2019 года не содержат доказательств, дающих основание полагать, что судебным приставом по ОУПДС Кузнецовым А.Ю. совершено самоуправство.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что по результатам проверки заявления Юдченко И.В. у должностного лица ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск отсутствовали основания для возбуждения в отношении судебного пристава по ОУПДС Кузнецова А.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в ходе проверки не выявлено признаков состава указанного административного правонарушения.
Вопреки доводам Юдченко И.В. проверка по его заявлению ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск проведена в полном объеме, по результатам проверки вынесено процессуальное решение, разъяснен порядок его обжалования.
Доводы Юдченко И.В. о том, что в ходе проведения процессуальной проверки должностным лицом не запрошены документы, подтверждающие наличие в действиях судебного пристава по ОУПДС Кузнецова А.Ю. состава административного правонарушения, в том числе, Инструкция о порядке выдачи судебных дел и документов, ознакомления с судебными делами в Полярном районном суде Мурманской области, утвержденная приказом председателя Полярного районного суда Мурманской области от 03 декабря 2014 года №120-о, нахожу несостоятельными, поскольку названная Инструкция размещена в свободном доступе на официальном сайте Полярного районного суда Мурманской области.
При таких обстоятельствах, определение УУП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск №2426 от 30 июля 2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
определение УУП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск №2426 от 30 июля 2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении – оставить без изменения, а жалобу Юдченко И. В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в десятидневный срок со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Ю.А. Козлова