Мотивированное решение от 10.12.2021 по делу № 02-8212/2021 от 13.10.2021

Уникальный идентификатор дела 77RS0021-02-2021-018822-86

 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

 

30 ноября 2021 года                                                  адрес

Мотивированное решение изготовлено 10.12.2021 года.

 

 

Пресненский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Каржавиной Н.С., при секретаре - фио,

рассмотрев в открытом  судебном заседании гражданское дело № 02-8212/2021, по исковому заявлению Долговой Елены Алексеевны к Департаменту городского имущества адрес, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, незаконным, признании права на жилое помещение, обязании включить в список, обязании предоставить жилое помещение,

 

установил:

 

Долгова Е.А. обратилась с указанным иском в суд, в котором просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 26.03.2019 г. № 1041-Р об отказе во включении Долговой Елены Алексеевны, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.

Заявленные требования Долгова Е.А. обосновывает тем, что она родилась 14 июля 2003 года в адрес, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - фио - решением Ленинского районного суда адрес от 18.12.2014 г. лишена в отношении неё родительских прав. Отец истца - фио - решением Ленинского районного суда адрес о 15.07.2015 г. лишён в отношении неё родительских прав. На основании распоряжения Главы администрации адрес от 13.11.2014 г. № 1757 Долгова Е.А. была определена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за истцом было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес. В период с 13.11.2014 г. по 09.11.2016 г. г. истец находилась в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, адрес.

Распоряжением Администрации адрес от 09.11.2016 г. № 12413-к над Долговой Е.А. была установлена предварительная опека сроком на 6 месяцев; опекуном назначена фио, проживающая по адресу: адрес. Распоряжением отдела социальной защиты населения адрес и Южное Медведково УСЗН адрес от 15.11.2016 г. № 347 Долгова Е.А., фактически проживающая со своим опекуном фио по адресу: адрес, поставлена на учёт в адрес Северное и Южное Медведково. Распоряжением адрес Северное и Южное Медведково УСЗН адрес от 22.02.2017 г. № 51 фио назначена опекуном Долговой Е.А.; определено место проживания подопечной совместно с опекуном, по адресу: адрес.

Истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 10.05.2017 г. по 14.07.2021 г. Ранее она была зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу на срок с 19.11.2016 г. по 09.05.2017 г.

С 10.12.2003 г. истец зарегистрирована по месту жительства в 3-х комнатной муниципальной квартире, общей площадью 58,9 кв.м, жилой площадью 42,5 кв.м, расположенной по адресу: адрес. В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства: фио, паспортные данные (бабушка истца), фио фио, паспортные данные (мать истца, лишённая в отношении неё родительских прав), фио, паспортные данные (тётя истца), фио, паспортные данные (супруг фио), фио, паспортные данные (двоюродная сестра истца). Нанимателем жилого помещения является фио, паспортные данные Решением Ленинского управления социальной защиты население администрации адрес от 26.11.2018 г. установлен факт невозможности проживания Долговой Е.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, Ленинской район, адрес.

Жилых помещений на праве собственности истец не имеет, что подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.12.2018 г. №№ 00-00-4001/5056/2018-39314, 00-00-4001/5056/2018-42337.

18.02.2019 г. бывший попечитель истца фио обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении подопечной Долговой Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 26.03.2019 г. № 1041-Р Долговой Е.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список адрес), так как адрес не является её местом жительства.

Полагая, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 26.03.2019 г. № 1041-Р об отказе во включении истца в список адрес является незаконным и у неё есть право на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Долгова Е.А. обратилась с иском в Пресненский районный суд адрес.

Истец Долгова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности фио, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель Департамента труда и социальной защиты населения адрес в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, направил в суд письменные возражения на иск, в которых просил отказать в заявленных требованиях.

Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель теьего лица Администрации адрес в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы защиты семьи и детства, социальной защиты и жилищное законодательство.

В части 1 статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В адрес правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы в статье 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес».

Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес».

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Долгова Елена Алексеевна родилась 14 июля 2003 г. в адрес (свидетельство о рождении I-ИВ № 784618 выдано 14.10.2003 г. Отделом ЗАГС администрации адрес), относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца - фио - решением Ленинского районного суда адрес от 18.12.2014 г. лишена в отношении неё родительских прав.

Отец истца - фио - решением Ленинского районного суда адрес о 15.07.2015 г. лишён в отношении неё родительских прав.

Распоряжением Главы администрации адрес от 13.11.2014 г. № 1757 Долгова Е.А. была определена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за истцом сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес.

В период с 13.11.2014 г. по 09.11.2016 г.  истец находилась в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, адрес.

Распоряжением Администрации адрес от 09.11.2016 г. № 12413-к над Долговой Е.А. была установлена предварительная опека сроком на 6 месяцев; опекуном назначена фио, проживающая по адресу: адрес.

Распоряжением отдела социальной защиты населения адрес и Южное Медведково УСЗН адрес от 15.11.2016 г. № 347 Долгова Е.А., фактически проживающая с опекуном фио по адресу: адрес, поставлена на учёт в адрес Северное и Южное Медведково УСЗН адрес.

Распоряжением отдела социальной защиты населения адрес и Южное Медведково УСЗН адрес от 22.02.2017 г. № 51 фио назначена опекуном Долговой Е.А.; определено место проживания подопечной совместно с опекуном, по адресу: адрес.

Долгова Е.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 10.05.2017 г. по 14.07.2021 г.

Ранее истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 19.11.2016 г. по 09.05.2017 г.

С 10.12.2003 г. Долгова Е.А. зарегистрирована по месту жительства в 3-х комнатной муниципальной квартире, общей площадью 58,9 кв.м, жилой площадью 42,5 кв.м, расположенной по адресу: адрес.

В указанной квартире кроме истца зарегистрированы по месту жительства: фио, паспортные данные (бабушка истца), фио фио, паспортные данные (мать, лишённая родительских прав), фио, паспортные данные (тётя истца), фио, паспортные данные (супруг фио), фио, паспортные данные (двоюродная сестра истца). Нанимателем вышеуказанного жилого помещения является фио, паспортные данные 

Решением Ленинского управления социальной защиты населения администрации адрес от 26.11.2018 г. установлен факт невозможности проживания Долговой Е.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, Ленинской район, адрес.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.12.2018 г. №№ 00-00-4001/5056/2018-39314, 00-00-4001/5056/2018-42337 информация о зарегистрированных правах собственности на объекты недвижимости на имя Долговой Е.А. отсутствуют.

18.02.2019 г. бывший попечитель истца фио обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении подопечной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 26.03.2019 г. № 1041-Р Долговой Е.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, так как адрес не является её местом жительства.

Иных оснований для отказа во включении истца в список адрес распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 26.03.2019 г. № 1041-Р не содержит.

В соответствии с пунктом  1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Аналогичные положения содержатся в статье 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес» (далее - Закон адрес от 30 ноября 2005 г. № 61).

В пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ  установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Согласно части 3 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. № 61  уполномоченный орган исполнительной власти адрес в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 5.1 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список). В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, которые достигли возраста 14 лет.

В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. № 430-ПП (приложение 1), формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения адрес.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка).

Согласно пункту 1 Правил формирования списка, настоящие Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Из вышеприведенных норм права следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в соответствующий список, если они:

не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или

являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии с обстоятельствами, установленными федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

В адрес формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения адрес.

Решением Ленинского управления социальной защиты население администрации адрес от 26.01.2018 года установлен факт невозможности проживания Долговой Е.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, Ленинской район, адрес.

Следовательно, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ  на истца распространяется дополнительная социальная гарантия на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ  жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Из смысла статьи 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на адрес, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Вышеприведенные доводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.

Судом установлено, что опекун (затем - попечитель) истца - фио - зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: адрес.

Распоряжением адрес Северное и Южное Медведково УСЗН адрес от 22.02.2017 г. № 51 определено место проживания подопечной Долговой Е.А. совместно с опекуном по адресу: адрес.

Следовательно, в силу статьи 20 ГК РФ местом жительства Долговой Е.А. с момента передачи под опеку фио является адрес.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»: надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, в силу положений статьи 34 ГК РФ, статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.

Судом установлено, что личное дело подопечной Долговой Е.А. с момента издания распоряжения отдела социальной защиты населения адрес и Южное Медведково УСЗН адрес от 15.11.2016 г. № 347 и до достижения совершеннолетия (14.07.2021 г.) состояло на учете в уполномоченном органе опеки и попечительства адрес.

Уполномоченный орган опеки и попечительства адрес с 15.11.2016 г. по 14.07.2021 г. осуществлял в отношении истца свои полномочия, а именно: проверял условия её жизни, надзирал за исполнением законным представителем обязанностей опекуна (затем - попечителя), выплачивал ежемесячно денежные средства на содержание подопечной.

Суд приходит к выводу, что в силу ст.ст. 20, 34, 36 ГК РФ, ст.ст. 9, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 и распоряжения отдела социальной защиты населения адрес и Южное Медведково УСЗН адрес от 15.11.2016 г. № 347, местом жительства истца с 15.11.2016 г. являлся адрес.

Не имеет правового значения то обстоятельство, что Долгова Е.А. не имеет регистрации по месту жительства в адрес.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что реализация истцом права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит в адрес.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанный довод соответствует правой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях судебных коллегий по гражданским и административным делам Верховного Суда РФ от 22.04.2014 № 7-КГ14-2, от 12.08.2014 № 86-КГПР14-7, от 23 января 2019 № 56-АПГ18-15 и другим.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП (приложение 3), данный Порядок регулирует правоотношения, связанные с предоставлением жилых помещений из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, формируемый в соответствии с приложением 1 к настоящему постановлению.

Суд приходит к выводу, что распоряжение Департамент труда и социальной защиты населения адрес от 26.03.2019 г. № 1041-Р об отказе во включении Долговой Елены Алексеевны в список адрес по основанию, что адрес не является ее местом жительства, не соответствует положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и положениям статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005г.  № 61, в их системном единстве, следовательно, является незаконным и подлежит отмене. На Департамент труда и социальной защиты населения адрес надлежит возложить обязанность включить истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.

Вместе с тем, суд считает, что требование истца обязать Департамент городского имущества адрес предоставить ей однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

решил:

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 26.03.2019 ░. № 1041-░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

 

 

 

░░░░░                                                                 ░░░

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-8212/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 30.11.2021
Истцы
Долгова Е.А.
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Департамент городского имущества города Москвы
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Каржавина Н.С.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
10.12.2021
Мотивированное решение
28.04.2022
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее