УИД: 59RS0004-01-2019-007103-43
Дело № 2а-5418/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2019 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Бессоновой К.А.,
с участием представителей административного истца Вьюгова С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению Земского Собрания Большесосновского муниципального района к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании незаконным предписания,
установил:
Земское Собрание Большесосновского муниципального района обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Пермском крае, просит признать незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование своих требований указало, что по результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Горбачевой Ю.В. вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений, в частности предписано устранить нарушение требований ст. 22 ТК РФ, а также п. 1.4 Положения о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотреть вопрос об установлении Буркову В.А. ежемесячного денежного поощрения по результатам работы за август 2019 года в размере до 125% должностного оклада. Указанным предписанием нарушены права на самостоятельное установление, изменение условий оплаты труда выборных должностных лиц в соответствии со ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ на заседании Земского Собрания Большесосновского муниципального района был рассмотрен проект решения Земского Собрания «О ежемесячном денежном поощрении по результатам работы за месяц Буркову В.А.». Решение не было принято ввиду недостаточности голосов. Ссылка в предписании на ст. 22 ТК РФ является необоснованной, так как с главой района Бурковым В.А. трудовой договор не заключался, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» должность главы муниципального района относится к выборным должностям. В связи с этим Земское Собрание не является работодателем по отношению к Буркову В.А. В связи с изложенным, требования ст. 22 ТК РФ, а также п. 1.4 Положения о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении главы Большесосновского муниципального района Буркова В.А. не нарушены, и привлечение к ответственности за их нарушение – является необоснованным и незаконным, поскольку ТК РФ направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус. Поскольку в отношении главы района (выборного должностного лиц) трудовых правоотношений не возникает, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому неправомерно.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам административного иска.
Определением судьи от 07.11.2019г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный инспектор труда Горбачева Ю.В., в качестве заинтересованного лица Бурков В.А. (л.д. 1).
Административные ответчики Государственная инспекция труда в Пермском крае, государственный инспектор труда Горбачева Ю.В.извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своего представителя в судебное заседание не направили, мнение по административному иску не представили.
Заинтересованное лицо Бурков В.А. извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, из которых следует, что Земское Собрание Большесосновского муниципального района своим бездействием нарушает права главы муниципального образования, закрепленные в ст. 37 Конституции РФ, а также права предусмотренные ч. 4 ст. 21 ТК РФ. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 55-56).
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. ст. 353 - 356, ст. 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), к ним отнесены осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ, государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
В соответствии со ст. 382 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Бурков В.А. является главой муниципального района – главой администрации Большесосновского муниципального района (л.д. 11).
Бурков В.А. обратился в Государственную инспекцию труда в Пермском крае с жалобой о том, что не принято решение о выплате премии главе муниципального района – главе администрации Большесосновского муниципального района представительным органом муниципального образования.
Государственной инспекцией труда в Пермском крае на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Земского Собрания Большесосновского муниципального района поведена проверка.
В ходе проверки в отношении Земского Собрания Большесосновского муниципального района, административным ответчиком установлены нарушения трудового законодательства, изложенные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности: в нарушение требований ст. 22 ТК РФ, а также пункта 1.4 Положения о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, работодатель не принял решение об установлении Буркову В.А. ежемесячного денежного поощрения по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года.
По результатам вышеуказанной проверки Государственной инспекцией труда в Пермском крае в адрес административного истца вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано об устранении нарушений трудового законодательства, а именно устранить нарушение требований ст. 22 ТК РФ, а также пункта 1.4 Положения о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотреть вопрос об установлении Буркову В.А. ежемесячного денежного поощрения по результатам работы за август 2019 года в размере до 125% должностного оклада.
Проанализировав представленные доказательства, в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о законности оспариваемого предписания.
По смыслу ст. 357 Трудового кодекса РФ при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
В соответствии с п. 1.4 Положения о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № помимо должностного оклада лицам, замещающим выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района, устанавливаются следующие надбавки, в том числе ежемесячное денежное поощрение по результатам работы за месяц до 125 процентов должностного оклада. Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается решением Земского Собрания ежемесячно.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. решение о ежемесячном денежном поощрении по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года Буркову В.А. не принято (л.д. 13-14).
Таким образом, не приняв решение об установлении ежемесячного денежного поощрения, административный истец фактически лишил главу администрации Большесосновского муниципального района данной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ., при этом решение о такой выплате Земским Собранием Большесосновского муниципального района Пермского края до настоящего времени не принято.
Однако Положением о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района не предусмотрено право Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края на лишение главы администрации Большесосновского муниципального района ежемесячного денежного поощрения, административный истец лишь устанавливает её размер.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п.1.1 вышеуказанного Положения оплата труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района, производится в виде денежного содержания (вознаграждения), которое помимо должностного оклада включает в себя иные выплаты и доплаты, предусмотренные настоящим Положением.
Таким образом, ежемесячное денежное поощрение входит в систему оплаты труда и является составной частью заработной платы, произвольное лишение которой действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, отсутствие решения об установлении Буркову В.А. ежемесячного денежного поощрения по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере до 125% должностного оклада противоречит положениям п.1.4 Положения о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района, требованиям ст.ст.22, 129, 135 ТК РФ, что свидетельствует об очевидности выявленного государственным инспектором труда нарушения законодательства и отсутствии какого-либо индивидуального трудового спора.
Судом отклоняются доводы административного истца о том, что в данном случае проведение проверки и вынесение предписания осуществлено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции.
В соответствии с п.5 ст.7 Закона Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае" на лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, распространяются гарантии трудовых прав, установленные трудовым законодательством.
Согласно ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст.356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, проведение проверки и вынесение оспариваемого предписания осуществлено государственным инспектором труда в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права административного истца, учитывая, что обязанность по принятию решения об установлении размера ежемесячное денежное поощрение возникает у него в силу положений нормативно правовых актов (Положения о денежном содержании (вознаграждении) лиц, замещающих выборные муниципальные должности Большесосновского муниципального района).
На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что государственный инспектор труда, выявив в ходе проверки очевидное нарушение трудового законодательства, в пределах своей компетенции вынес оспариваемое предписание, не разрешая тем самым какой-либо индивидуальный трудовой спор, в связи с чем требования административного истца о признании предписания незаконным не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Земского Собрания Большесосновского муниципального района к Государственной инспекции труда в Пермском крае,государственному инспектору труда Горбачевой Ю.В. о признаниинезаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ г. № - отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-5418/2019 Ленинского районного суда г.Перми.