5-2996/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть постановления оглашена 20.10.2021 года
Мотивированное постановление изготовлено 22.10.2021 года
г.Кострома 22 октября 2021 года
Судья Свердловского районного суда г.Костромы Кулакова Т.С., с участием защитника Парфененковой О.В., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - заместителя начальника отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Четвертухина Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, в отношении Масловой ФИО8 ..., ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекавшейся,
У С Т А Н О В И Л :
<дата> на основании задания начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) Голиковой С.Е. от <дата> № и обращения УФСБ России по Костромской области от <дата> № было проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV - XVIII вв. в границах земельного участка по адресу: <адрес> (далее -Участок). При проведении осмотра земельного участка установлено, что на территории объекта культурного наследия в границах земельного участка по адресу: <адрес> собственником Масловой С.В. в период с <дата> по <дата> организовано проведение земляных и строительных работ по откопке котлована, устройству бетонных фундаментов объекта капитального строительства, кладке кирпичных стен здания без обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV - XVIII вв. в границах земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения спасательных археологических полевых работ, что привело к нарушению со стороны Масловой С.В. режима использования объекта археологического наследия, установленного п.5 ст.5.1 Федерального закона от 25.05.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также к нарушению требований к сохранению, использованию и государственной охране объекта культурного наследия, предусмотренных п.2,3 ст.36, п.2 ст.40, п.1 ст.47.3 указанного выше Федерального закона от 25.05.2002 №73-Ф3.
В судебном заседании защитник Парфененкова О.В. просила о рассмотрении дела в отсутствии Масловой С.В., указала, последняя признает вину в совершении правонарушения, просила производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ или назначить Масловой С.В. наказание в виде штрафа в минимальном размере.
Ранее в судебном заседании защитник Парфененкова О.В. представила письменные пояснения, из которых следует, что в действиях Масловой С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, поскольку:
- отсутствует документальное подтверждение, что земляные работы проведена Масловой С.В. на земельном участке в границах зоны охраны объекта культурного наследия, соответствующих ограничений (обременений) в отношении земельного участка Масловой С.В. не установлено и в государственном реестре недвижимости не зарегистрировано,
- в протоколе об административном правонарушении не определена дата совершения Масловой С.В. правонарушения,
- Маслова С.В. не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Четвертухин Г.Н. поддержал требование о привлечении Масловой С.В. к административной ответственности. Пояснил, что земляные и строительные работы были организованы Масловой С.В. в зоне охраны объекта культурного наследия, а на территории объекта культурного наследия, являющегося объектом археологического наследия. Статьей 49 Федерального закона от 25.05.2002 №73-Ф3 определено, что в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, занятые соответствующим объектом археологического наследия. Территория, занимаемая объектом культурного наследия «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV - XVIII вв. описана в постановлении губернатора Костромской области, куда входит и земельный участок Масловой С.В. Земляные работы на территории объекта культурного наследия могли быть проведены только при условии обеспечения сохранности объекта культурного наследия, что было достоверно известно Масловой С.В., которая обращалась в специализированную организацию ООО «Артель».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №73-ФЗ).
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона для земельных участков, расположенных в границах объектов археологического наследия, установлен особый режим использования, предусматривающий возможность проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Под сохранением объекта археологического наследия согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона понимаются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 36 Федерального закона строительные и иные работы на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения требований к режиму использования земельного участка, установленного статьей 5.1 Федерального закона, при наличии в проектной документации разделов о проведении спасательных археологических полевых работ либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, и при условии реализации указанных разделов (планов).
Проведение спасательных археологических полевых работ в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45.1 Федерального закона проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в настоящее время - Министерством культуры Российской Федерации).
Согласно статье 47.3 Федерального закона правообладатель земельного участка, в границах которого расположен объект культурного (археологического) наследия, обязан:
-осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия
либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и
конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного
наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае если предмет
охраны объекта культурного наследия не определен;- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
- соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона требования к
осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия,
включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта
или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
- не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с
учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия,
предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения
указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло) под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения, под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования, под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного
наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах,
причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического
наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо
земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия,
включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Кострома, ул. Смоленская, д. 3, расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV - XVIII вв., о чем свидетельствует схема границ памятника археологии. Объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 28.10.1999 №470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения». Приказом Минкультуры России от <дата> №-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за № в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> земельный участок по адресу: <адрес> находится на праве собственности у Масловой ФИО8 с <дата>.
В связи с направлением Масловой СВ. в Администрацию г. Костромы уведомления о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома на принадлежащем ей участке Инспекцией в адрес Масловой С.В. было направлено письмо от <дата> № о необходимости обеспечения сохранности объекта культурного наследия «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV-XVIII вв. путем проведения спасательных археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа) Министерства культуры РФ и согласованного с Инспекцией проекта проведения археологических исследований (плана спасательных археологических полевых работ). Указанное письмо было получено Масловой СВ. <дата> (отчет об отслеживании отправления № на официальном сайте «Почта России»).
По заказу Масловой СВ. в <дата> ООО «Археологическое общество «Артель» разработало и направило в Инспекцию для принятия решения о согласовании (отказе в согласовании) документацию «План проведения спасательных археологических полевых работ на территории объекта археологического наследия федерального значения «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV-XVIII вв. на участке реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>». Уведомлением Инспекции от <дата> № в согласовании указанной документации было отказано по причине не обеспечения сохранности объекта культурного наследия при откопке котлована для индивидуального жилого дома, а также предоставления неполного комплекта документов, необходимых для получения государственной услуги. Повторно документация в Инспекцию не направлялась.
Согласно журналу входящей корреспонденции в Инспекцию в соответствии с п.6 ст.45.1 Федерального закона не поступало уведомление о начале проведения археологических полевых работ с приложением копии разрешения (открытого листа) Министерства культуры Российской Федерации на право проведения археологических работ по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, Маслова С.В. как собственник объекта культурного наследия обязана была получить согласие, разрешение Инспекции на проведение земляных и строительных работ, по откопке котлована, устройству бетонных фундаментов и кладке кирпичных стен здания на земельном участке по адресу: г. Кострома, ул. Смоленская, д.3 в границах объекта культурного наследия «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV-XVIII вв, которые были зафиксированы произведенным Инспекцией осмотром.
Поскольку подобного Масловой С.В. выполнено не было, ею совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вина Масловой С.В. подтверждается следующими доказательствами: актом контрольного надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от <дата> № №, протоколом осмотра от <дата>, согласно которым с <дата> по <дата> Масловой С.В. были организованы земляные и строительные работы по откопке котлована, устройству бетонных фундаментов и кладке кирпичных стен здания на земельном участке по адресу: <адрес> границах объекта культурного наследия «Участок культурного слоя посада вдоль бывших Никольской и Козьмодемьянской улиц», XV-XVIII вв. без обеспечения его сохранности, без проведения спасательных археологических полевых работ; постановлением главы администрации Костромской области от 28.10.1999 №470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения», приказом Минкультуры России от <дата> №-р, заданием начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области С.Е. Голиковой от <дата> №№, обращением УФСБ России по Костромской области от <дата> №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата>, письмом Охранкультуры Костромской области от <дата> №, уведомлением Инспекции об отказе в предоставлении государственной услуги от <дата> №; материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу не допущено, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Масловой С.В. при ее надлежащем извещении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения, пресеченного моментом его выявления, не истек.
Малозначительным данное правонарушение признать нельзя. В результате игнорирования требований закона имелась и имеется угроза объекту культурного наследия.
При назначении наказания в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного правонарушения, обстоятельства, влияющие на наказание.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, смягчающим наказание обстоятельством является совершение правонарушения впервые.
С учетом обстоятельств дела и характера правонарушения не нахожу никаких исключительных обстоятельств, позволяющих применить к Масловой С.В. положения ст.4.1 ч.2.2, 2.3 КоАП РФ. Считаю, что цели наказания будут достигнуты путем назначения Масловой С.В. наказания в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании ст. 29.5-29.11 КоАП Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
Маслову ФИО8 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам:
ИНН 7705851331 КПП 770301001
Получатель – Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч 04951000540) р/с 40101810500000001901 Операционный департамент Банка России, г.Москва 701 БИК 044501002 ОКТМО КБК 054 1 16 01071 01 0013 140 «Административные штрафы по ст.7.13 КоАП РФ».
Настоящее постановление может быть обжаловано в 10-суточный срок с момента его получения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья Т.С. Кулакова
Копия верна: судья -