Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1115/2021 ~ М-978/2021 от 05.10.2021

Дело № 2-1115/2021                               24RS0057-01-2021-002439-08

Решение

Именем Российской Федерации

28 октября 2021 года                                   г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего - судьи Киюциной Н.А.,

при секретаре Авдеевой И.С.,

с участием прокурора Мартынова А.М.,

представителя ответчика МБДОУ № 22 «Журавушка» Крупской Н.П. (на основании Устава и приказа от ДД.ММ.ГГГГ),

представителя ответчика Управления образованием Администрации города Шарыпово Цыпленковой О.Ю. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению детей» и Управлению образованием Администрации города Шарыпово о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований,

Установил:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению детей» (Далее – МБДОУ № 22 «Журавушка»), Управлению образованием Администрации г. Шарыпово о возложении обязанности заменить используемую в МБДОУ № 22 «Журавушка» алюминиевую посуду для приготовления блюд на посуду из нержавеющей стали в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования обоснованы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки детского сада были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, установлено, что в МБДОУ «Журавушка» используется для приготовления блюд посуда, выполненная из алюминия, что опасно для воспитанников учреждения, так как алюминиевая посуда вырабатывает вредные соединения, которые вместе с пищей могут попадать в организм детей и причинить вред их здоровью.

В связи с выявленным нарушением 15 февраля 2021 года в адрес МБДОУ № 22 «Журавушка» прокурором было внесено представление об устранении нарушений. 31 мая 2021 года заведующая МБДОУ № 22 «Журавушка» Крупская Н.П. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, выявленные нарушения устранены не были, что и явилось поводом для предъявления иска в суд.

В судебном заседании прокурор Мартынов А.М. поддержал исковые требования по тем же основаниям.

Представитель ответчика МБДОУ № 22 «Журавушка» Крупская Н.П. исковые требования признала, суду пояснила, что финансирование ответчика обеспечивается из бюджета г. Шарыпово. Об имеющихся нарушениях она неоднократно сообщала как учредителю, так Администрации города Шарыпово, однако денежные средства на приобретение посуды из нержавеющей стали выделены не были. Таким образом, представление прокурора в отсутствие необходимого финансирования исполнить не представляется возможным.

Представитель ответчика Управления образованием Администрации г. Шарыпово Цыпленкова О.Ю. (на основании доверенности ) исковые требования признала, при этом просила предоставить отсрочку исполнения решения до 01 апреля 2022 года, поскольку к этому времени будут выделены денежные средства, которые заложены в бюджет на 2022 год, а также заключены договоры на поставку посуды из нержавеющей стали.

Представитель третьего лица Администрации г. Шарыпово, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, возражений по иску и ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не направил.

    При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.

    Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Исковое заявление подписано заместителем Шарыповского межрайонного прокурора. В силу положений Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» заместитель межрайонного прокурора приравнивается к прокурору данного уровня.

Таким образом, иск предъявлен и подписан надлежащим лицом.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен способ защиты нарушенных прав в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту –Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

    В силу ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).

Согласно п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 посуда для приготовления блюд должна быть выполнена из нержавеющей стали.

Как установлено в судебном заседании и следует из справки главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Мартыненко О.Б., для приготовления блюд в пищеблоке МБДОУ № 22 «Журавушка» используется кухонная посуда, выполненная из алюминия, что является нарушением требований ст. 17 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 (л.д. 26-27).

31 мая 2021 года заведующая МБДОУ № 22 «Журавушка» Крупская Н.П. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, выразившихся в использовании в МБДОУ № 22 «Журавушка»    кухонной посуды, выполненной из алюминия, что является нарушением требований ст. 17 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (л.д.33-36).

По результатам проверки прокурором вынесено представление № 7-01-2021 от 15 февраля 2021 года, в котором заведующей МБДОУ № 22 «Журавушка» предложено в течение месяца принять конкретные меры к устранению перечисленных нарушений, в том числе по замене используемой посуды из алюминия на посуду из нержавеющей стали (л.д. 28-31).

В ответ на представление прокурора заведующая МБДОУ № 22 «Журавушка» 10 марта 2021 года и 03 сентября 2021 гола сообщила о частичном исполнении требований прокурора в связи с отсутствием денежных средств    (л.д. 32, 37).

Согласно п. 1 и п. 13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях

Согласно п. 3. ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

          В соответствии с п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

        В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно пп. 2, 3 п. 3 этой же статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Исходя из указанных норм, обстоятельством, имеющим юридическое значение для дела, является установление того, кто является главным распорядителем средств соответствующего бюджета.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему бюджетных учреждений и казенных предприятий (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).

Согласно п. 1.8. Устава МБДОУ № 22 «Журавушка» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края», функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Управление образованием Администрации города Шарыпово (л.д. 42-63).

На основании п. 5.7. Устава финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета города Шарыпово на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели.

Из п. 4.3. Устава следует, что к компетенции Учредителя относится финансирование и осуществление материально-технического обеспечения Учреждения пределах средств, предусмотренных на эти цели муниципальным бюджетом на соответствующий год.

Таким образом, МБДОУ № 22 «Журавушка» обязано осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья посещающих детский сад дошкольников и работников детского сада, в том числе меры по организации их питания, и выполнять требования санитарного законодательства.

Управление образованием Администрации города Шарыпово, как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в соответствии с Положением и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ему бюджетного учреждения МБДОУ № 22 «Журавушка».

В материалах дела имеются письма МБДОУ № 22 «Журавушка» в адрес Управления образованием Администрации г. Шарыпово с просьбой о выделении денежных средств на приобретение посуды из нержавеющей стали (л.д. 64-75).

    Ответчиком МБДОУ № 22 «Журавушка» представлен локальный сметный расчет согласно которому затраты на приобретение посуды из нержавеющей стали составляют 143 200 рубля (л.д. 76).

Управлением образованием Администрации г. Шарыпово 06 сентября 2021 года было направлено письмо в адрес Администрации г. Шарыпово о выделении дополнительных средств, в том числе для устранения замечаний и предписаний «Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю» (л.д. 79-81).

Представление прокурора не исполнено по настоящее время по причине необеспечения со стороны ответчика Управления образованием Администрации города Шарыпово надлежащего финансирования.

Вместе с тем, отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений не является основанием для несоблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана здоровья несовершеннолетних не может быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, делающих невозможным соблюдение санитарных правил, исключающих возможность замены алюминиевой посуды для приготовления блюд на посуду из нержавеющей стали в МБДОУ № 22 «Журавушка», суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Установление срока исполнения решения до 01 апреля 2022 года, как просили представители ответчиков, по своей сути является отсрочкой исполнения решения.

В соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

При этом предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Предоставление рассрочки исполнения судебного решения предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих его исполнению, однако отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.

    Поскольку законодатель не устанавливает перечень оснований для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда, вопрос о возможности их предоставления должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности и с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателей и должников. Возможные рассрочка либо отсрочка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

    Шарыповским межрайонным прокурором предложен срок исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исходя из характера заявленных в интересах неопределенного круга лиц исковых требований, суд приходит к выводу о том, что недостаточное финансирование не является исключительным обстоятельством; установление срока исполнения решения до 01 апреля 2022 года не сможет обеспечить соблюдение баланса прав и законных интересов неопределенного круга лиц и ответчиков по делу. Предложенный истцом срок исполнения решения суд находит     разумным и в полной мере отвечающим интересам сторон по делу.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    Решил:

Иск Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное    бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению детей» и Управление образованием Администрации города Шарыпово в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заменить используемую в МБДОУ № 22 «Журавушка» алюминиевую посуду для приготовления блюд на посуду из нержавеющей стали.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 03 ноября 2021 года.

2-1115/2021 ~ М-978/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шарыповская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление образованием Администрации города Шарыпово
МБДОУ "Детский сад № 22 "Журавушка"
Другие
Администрация города Шарыпово
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Киюцина Н.А.
Дело на странице суда
shargor--krk.sudrf.ru
05.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021Дело оформлено
01.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее