Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Кшановской Ю.С.,
с участием истца Степановой Н.В., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан Корнева А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Башкортостан о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Башкортостан о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии. В обоснование иска указала, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия 25 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ответчиком ей засчитано в стаж лечебной деятельности только 24 года 11 дней, при этом в специальный стаж не были зачтены периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации в общей сложности календарно 3 месяца 14 дней, а периоды отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком до 1,5 лет включены в стаж в календарном исчислении. Истец полагает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации могут быть засчитаны в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а периоды нахождения в отпусках по беременности и родам подлежат исчислению и зачету в стаж в льготном порядке, так как в данный период она работала в учреждении расположенном в сельской местности. Просит отменить решение УПФ РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, засчитать в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости периоды прохождения курсов повышения квалификации, периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ назначить ей досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании истец Степанова Н.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> РБ Корнев А.С. исковые требования не признал, пояснил, что решением управления № от ДД.ММ.ГГГГ Степановой Н.В. отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа лечебной деятельности в сельской местности. и просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 названного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Степанова Н.В. принята на должность медицинской сестры детского отделения <адрес>ной больницы, где продолжает работать по настоящее время в должности медицинской сестры по уходу за новорожденными акушерского отделения, что подтверждается трудовой книжкой Степановой Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ Степанова Н.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по п. 1 ст. 20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Степановой Н.В. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа.
Пенсионным органом бесспорно в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, засчитано 24 года 0 месяцев 11 дней.
Во включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повешения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано, поскольку эти периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Периоды нахождения Степановой Н.В. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медицинской сестры детского отделения <адрес>ной больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Суд полагает, что с таким решением пенсионного органа нельзя согласиться.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Согласно справке, выданной МБУЗ Иглинская центральная районная больница от ДД.ММ.ГГГГ №, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, Степанова Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ №, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
В этой связи, учитывая, что периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место до ДД.ММ.ГГГГ, суд на основании действовавшего в спорный период законодательства, полагает необходимым включить указанный период в специальный стаж Степановой Н.В. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца.
Также из указанной уточняющей справки усматривается, что Степанова Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном листе по беременности и родам.
В соответствии со ст. 70 КЗоТ РФ, действовавшему на тот момент, отпуска, предоставленные в установленном порядке по временной нетрудоспособности или по беременности и родам, в счет ежегодных отпусков не включаются.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности.
Учитывая, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком истец работала в должности медицинской сестры детского отделения поликлиники Иглинской ЦРБ, то есть в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в сельской местности, то указанный период подлежит включению в медицинский стаж истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца.
Решением пенсионного органа Степановой Н.В. также отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов прохождения ею курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 5 указанных Правил период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения содержались и в ст. 112 КЗоТ РФ.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в пенсионные органы, также в период обучения на курсах повышения квалификации медицинские работники хотя и не занимаются лечебной деятельностью, но продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований куровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решений профессиональных задач, то есть повышение квалификации - необходимость, без которой невозможна профессиональная деятельность.
С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что отказ пенсионного органа во включении Степановой Н.В. в специальный стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, является незаконным.
Кроме того, периоды нахождения Степановой Н.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № подлежат включению в стаж работы в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, а с ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Таким образом, с учетом спорных периодов, подлежащих зачислению специальный медицинский стаж истца Степановой Н.В. на день обращения за назначением пенсии составлял 24 года 0 мес. 1 дней + 1 мес. 23 дня (периоды прохождения курсов повышения квалификации в льготном исчислении) + 2 мес. 1 день (периоды прохождения курсов повышения квалификации в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ)+ 3 мес. 20 дней (разница исчисления стажа между календарным и льготным порядком отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет) + 1 мес. 4 дня (разница исчисления стажа между календарным и льготным порядком отпусков по беременности и родам) = 24 лет 8 мес. 29 дней.
При этом с учетом последующей работы истца в лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения у Степановой Н.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возникло после ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд вправе признать за истцом Степановой Н.В. данное право и обязать ответчика назначить ей такую пенсию.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Степановой Н.В. удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Степановой Н.В. досрочной трудовой пенсии по старости - недействительным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в РФ в <адрес> Республики Башкортостан включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Степановой Н.В. периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в РФ в <адрес> Республики Башкортостан включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Степановой Н.В. в льготном порядке 1 год как 1 го<адрес> мес. периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуска по беременности и родам.
Признать за Степановой Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Председательствующий-