Дело №12-51/2019
РЕШЕНИЕ
15 мая 2019 года село Толбазы
Судья Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан Буляккулова Н.И.,
при секретаре Нигматуллиной А.Р.,
с участием представителей Аургазинского РАЙПО Фахретдиновой Э.А., Янбердиной О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Аургазинского РАЙПО на постановление главного государственного инспектора Архангельского, Аургазинского, гафурийского и Кармаскалинского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору КРС по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Архангельского, Аургазинского, гафурийского и Кармаскалинского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору КРС по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Аургазинское районное потребительское общество (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 155 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, Аургазинское РАЙПО обратилось с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и изменить, заменив административный штраф на предупреждение.
Представители Аургазинского РАЙПО Фахретдинова Э.А., Янбердина О.Д. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, просили назначить предупреждение.
Начальник Аургазинского межрайонного ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ КРС на судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, что главным государственным инспектором Архангельского, Аургазинского, Гафурийского и Кармаскалинского районов по пожарному надзору КРС ДД.ММ.ГГГГ завершено проведение плановой выездной проверки в комплексе административных зданий и территории Аургазинского РАЙПО, расположенных по адресам: <адрес>, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Административное здание Аургазинского РАЙПО по адресу: <адрес>: ширина эвакуационной двери с административного здания составляет менее 0,8 м. (фактически 0,72 см.); в помещении магазина №, расположенного в административном здании эксплуатируются удлинители для питания электроприборов (холодильников), не предназначенного для проведения аварийных и других временных работ; в магазине №, расположенного в административном здании в торговом зале произведено изменение обьемно-планировочных решений, из гипсокартона оборудовано помещение под склад (для хранения продуктов питания и товаров), без проекта; в магазине №, расположенного в административном здании допускается временное хранение товаров на путях эвакуации в торговом зале; в магазине №, в фойе складское помещение класса функциональной пожарной опасности Ф 5.2, не отделено от помещения торгового зала класса функциональной пожарной опасности Ф.3.1, противопожарной дверью не ниже ЕI30; административное здание не оборудовано системой молниезащиты.
Отдельное здание гаража Аургазинского РАЙПО по адресу: <адрес>: здание гаража не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией и оповещения людей о пожаре.
Здание торгового дома Аургазинского РАЙПО по адресу: <адрес>: на объекте не осуществляется техническое обслуживание средств противопожарной защиты объекта – противопожарных дверей, а также внутренних противопожарных кранов (отсутствует договор на техническое обслуживание, акт работоспособности не представлен), не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; на 2 этаже здания в павильоне № (ИП ЯДА, ИП Х,) допущено размещение картонных коробок из под товара, а также товара на расстоянии менее 0,5 м. от осветительного прибора; в павильоне ИП Амирханова эксплуатируются удлинители для питания электроприборов, не предназначенного для проведения аварийных и других временных работ; на 2 этаже здания в помещении бухгалтерии произведено изменение обьемно-планировочных решений, из горючих материалов (дощатых конструкций) оборудовано помещение под склад (для хранения документации), без проекта; заполнение проемов в противопожарных преградах (дверное полотно) архива в подвале не имеет требуемый предел огнестойкости (отсутствует противопожарная дверь); эвакуационный выход из помещения подвала предусмотрен через общую лестничную клетку, но не отделен от основной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
Левое крыло (ИП ДАЙ мебельный и др.): эвакуационный выход из помещения подвала предусмотрен через общую лестничную клетку, но не отделен от основной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; на 1 этаже здания в помещении магазина «Промтовары» произведено изменение обьемно-планировочных решений, из горючих материалов (дощатых конструкций) оборудовано помещение под бытовку, без проекта; на 1 этаже здания в помещении магазина «Промтовары» тамбур эвакуационного выхода загроможден товаром; не обеспечен предел огнестойкости двери пожароопасного помещения, а именно: помещения электрощитовой на 1 этаже здания; на 1 этаже здания произведено изменение обьемно-планировочных решений, из горючих материалов (дощатых конструкций) оборудовано помещение под склад РАЙПО (для хранения продуктов питания, различного товара), без проекта; в подвальном помещении у входа имеется стояк внутреннего пожарного крана, однако отсутствует пожарный шкаф, пожарные рукава и ствол.
Отдельное здание гаража Аургазинского РАЙПО по адресу: <адрес>: здание гаража не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией и оповещения людей о пожаре.
Здание торгового центра «Аургазы» Аургазинского РАЙПО по адресу: <адрес>: на объекте не осуществляется техническое обслуживание средств противопожарной защиты объекта – противопожарных дверей, а также внутренних противопожарных кранов (отсутствует договор на техническое обслуживание, акт работоспособности не представлен), не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; на 1 этаже здания в павильоне ИП Гатауллин складское помещение класса функциональной пожарной опасности Ф 5.2, не отделено от помещения торгового зала класса функциональной пожарной опасности Ф.3.1, противопожарной дверью; на 1 этаже в павильоне промтовары эксплуатируется удлинитель для питания электроприбора (компьютер), не предназначенного для проведения аварийных и других временных работ; при проведении испытания на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода, а именно: пожарного крана ПК №, расположенного на 2 этаже здания было установлено, что определить расход воды не предоставляется возможным.
Таким образом, установлено, что юридическое лицо Аургазинское РАЙПО допустило нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ, СНиП21-01-97, нормами пожарной безопасности 110-03, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 №390,.
Таким образом, Аургазинское РАЙПО совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № по делу об административном правонарушении Аургазинское РАЙПО привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 155 000 рублей.
Факт совершения Обществом указанного административного правонарушения подтверждается: актом проверки в отношении Аургазинского РАЙПО № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами.
Каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=09FD7EBBC0AD8389837B154B55A990561DD7D36240020FE37926265DF0993C3A74066178B536b5H4M" ст. 20.4 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения Аургазинским РАЙПО своих предусмотренных законом обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В связи с вышеуказанным, оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения, суд не усматривает.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося постановления в части назначенного наказания.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из представленного бухгалтерского баланса на ДД.ММ.ГГГГ, отчета о финансовых результатах за ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к выводу о том, что размер наложенного административного штрафа на Общество не соразмерен имущественному положению юридического лица.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указано: "... впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа назначенного юридическим лицам за совершения административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, частями 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица".
С учетом положений частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица, учитывая, что назначенный штраф в размере 155 000 рублей не соразмерен установленным судом обстоятельствам и приведет к ограничению прав юридического лица, полагаю возможным снизить размер ранее назначенного административного штрафа до размера не менее половины минимального размера административного штрафа, то есть до 75 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1- 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление главного государственного инспектора Архангельского, Аургазинского, Гафурийского и Кармаскалинского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору КРС по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – Аургазинское районное потребительское общество к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначенное Аургазинскому районному потребительскому обществу административное наказание снизить до размера не менее половины минимального размера административного штрафа - 75 000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья п/п Н.И. Буляккулова