дело №
УИД:50RS0№-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
«05» декабря 2019 года
<адрес>
Пушкинский городской суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.,
с участием адвоката Ларенковой Т.Б.
при секретаре Крестининой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова В. А., Денисовой Е. В., действующей в интересах несовершеннолетнего Денисова Д. С. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском, к ответчикам с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании права пользования жилым помещением- квартирой № по адресу: <адрес>-1, <адрес> на условиях социального найма, признании права общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>-1, <адрес>, в порядке приватизации по ? доли за каждым.
В обоснование иска указано, что истец является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>-1, <адрес>. Указанная жилая площадь была предоставлена истцу как работнику Домоуправления № Софрино-1 в 1985 году. Истцу был выдан ордер №, который не содержал отметок о том, что жилая площадь является служебной. Ордер был выдан на основании решения исполкома от 24.09.1985 №. Истец и члены его семьи, включенные в ордер вселись в указанную квартиру и зарегистрировались в ней <дата>. Как стало известно на ордере вручную была поставлена пометка «служебный». Решением об утверждении служебной площади состоялось в июле 1986 года, т.е. после предоставления квартиры истцу, заселения в нее и регистрации в ней. Истец проработал в Домоуправлении № с <дата> по <дата> более 10-ти лет в должности слесаря-сантехника; ушел на пенсию по инвалидности. Истцу предъявлено уведомление, согласно которому он и его семья должны в 10-ти дневный срок освободить занимаемое ими жилое помещение, ввиду отсутствия законных оснований проживания в служебном жилом помещении. В настоящее время сведения о спорной квартире, как служебной в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Квартира была предоставлена истцу на условиях социального найма. После принятия решения в соответствии с законодательством, квартира должна была быть включена в число служебных и зарегистрирована в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. На период возникновения спорных отношений заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением органа местного самоуправления. В данном случае было предоставлено жилое помещение, выдан ордер, не содержащий отметок о служебном помещении, помещение находилось на праве оперативного управления КЭЧ 201. Таким образом нарушено право истцов на однократное бесплатное приобретение в собственность спорной квартиры. Остальные члены семьи истца отказываются от участия в приватизации. На основании изложенного истец обратился в суд с данным иском.
Представитель истца по ордеру адвокат Ларенкова Т.Б. в судебном заседании исковые требования в уточненной редакции поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, пояснив, что ордер был выдан сразу, отметка «служебная» образовалась после принятия решения исполнительного комитета о предоставлении истцу спорной квартиры, истец и его семья на момент принятия решения исполкома уже были зарегистрированы в данной квартире.
Представитель ответчика по доверенности Министерства оборона РФ в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены.
Представитель ответчика по доверенности ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел) в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены, направили в суд возражения на иск, из которых следует, что Приказом М. обороны Российской Федерации № от <дата> жилищный фонд <адрес>, за исключением служебных квартир, был передан в муниципальную собственность (акт приема-передачи подписан <дата>); в соответствии с указанным Приказом М. обороны Российской Федерации № от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес> -1, <адрес> (далее - спорное жилое помещение), в муниципальную собственность передано не было, в настоящее время закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации; спорное жилое помещение было отнесено к категории специализированного жилищного фонда решением исполнительного комитета Пушкинского городского Совета народных депутатов <адрес> Р. № от <дата>; спорное жилое помещение предоставлялось Абрамову В.А. на основании решения жилищной комиссии в 1985 году; порядок обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах РФ в указанный период был установлен в соответствии с Положением, утвержденным Приказом М. обороны С. от <дата> № (утратил силу с <дата>), согласно которому жилые помещения в ведомственных домах Министерства обороны РФ предоставлялись военнослужащим, а также рабочим и служащим, работающим в воинских частях; последние обязаны были освободить занимаемые жилые помещения после прекращения трудовых отношений с воинскими частями, т.е. жилые помещения им предоставлялись временно, а не в бессрочное пользование на основании ст. 10 ЖК Р.; пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Р. от <дата> № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Р.» судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных; при этом статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа; до настоящего времени решение об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного жилищного фонда не принималось; в соответствии со ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации служебные жилые помещения; спорное жилое помещение до настоящего времени в муниципальную собственность не передано, и учитывая, что оно отнесено к специализированному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации, его передача в муниципальную собственность не планируется, равно как и изменение его статуса; кроме того, основанием для заключения договора социального найма является решение уполномоченного органа принятое с соблюдением требований ЖК РФ о предоставлении жилого помещения, гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ); Абрамов В.А. документов, подтверждающих нахождение в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также решение федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба о признании последнего нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не представил; в то же время по сведениям 1-го Отдела истец нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в порядке ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от <дата> № 76-ФЗ и ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, не признавался.
Представитель ответчика по доверенности Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены.
Третьи лица Абрамова Н.В., Денисова Е.В., которая также действует в интересах несовершеннолетнего Денисова Д. С., в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены, исковые требования истца поддерживают, просят рассмотреть дело в их отсутствии, о чем представили соответствующие заявления.
Суд, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, а так же материалы приобщенного гражданского дела №, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса Р. служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса Р.).
Согласно статье 105 Жилищного кодекса Р. порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством Р..
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса Р. на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом М. Р.. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 постановления Совета М. С. от <дата> N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (до <дата>) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закон РФ от <дата> N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд, в том числе с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Статьей 4 указанного Закона установлен перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Спорная квартира по адресу: <адрес>-1, <адрес> <дата> находится в пользовании Абрамова В.А. и членов его семьи на основании ордера № от <дата>, выданного на основании решения исполнительного комитета от <дата> №.
Истец и члены его семьи постоянно зарегистрированы по месту жительства, что следует из выписки из домовой книги и финансового лицевого счета.
Истец Абрамов В.А. работал в Домоуправление № слесарем-сантехником в период с <дата> по <дата>, что подтверждается справкой 202-ой квартирно-эксплуатационной части района от <дата> № (л.д. 14).
Таким образом, Абрамов В.А. военную службу не проходил и военнослужащим не являлся.
Как следует из архивной выписки № от <дата>, решением исполнительного комитета Р. Пушкинского городского Совета народных депутатов <адрес> № от <дата> утверждена служебная жилая площадь для войсковой части 20007, в домах, принадлежащих войсковой части 20007, в том числе <адрес> площадью 27,33 кв.м (л.д.12).
Из искового заявления следует, что на ордере вручную была поставлена отметка «служебный».
Между тем, отнесение квартиры к числу служебных после предоставления ее истцу и членам его семьи не может быть признано правомерным и не может служить основанием для ограничения права истцов на приватизацию жилого помещения.
Истцы вселились в предоставленное жилое помещение на основании на основании ордера № от <дата>, выданного на основании решения Исполнительного комитета от <дата> №, то есть на законном основании, решение Исполнительного комитета не оспорено и в установленном законом порядке не признано недействительным.
Истцы ранее в приватизации не участвовали.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел) в адрес истца было выслано уведомление, согласно которому истец и его семья должны в 10-ти дневный срок освободить занимаемое ими жилое помещение, ввиду отсутствия законных оснований проживания в служебном жилом помещении (л.д. 11).
Из материалов приобщенного гражданского дела № следует, что Приказом М. обороны РФ № «О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района <адрес>» от <дата> федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в лице начальника Метелицы А. В., действующего на основании Устава, передает, а городское поселение Софрино Пушкинского муниципального района <адрес>, в лице Главы Поливановой М. П. действующего на основании Устава принимает объекты недвижимого имущества, за исключением служебных квартир, что подтверждается передаточным актом (л.д. 62 гр. дело 2-1275/2019) и перечнем объектов недвижимого имущества, передаваемого в собственность городского поселения <адрес> (л.д. 63-65 гр. дело 2-1275/2019).
В Выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах и статусе спорной квартиры отсутствуют (л.д.10).
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истец и члены его семьи пользуются спорной квартирой на условиях социального найма и имеют право на приватизацию квартиры на основании Закона Российской Федерации от <дата> N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку спорное жилое помещение на момент его предоставления семье Абрамовых не было наделено статусом служебного, квартира отнесена к специализированному жилищному фонду после их заселения, истцы ранее в приватизации не участвовали, они вправе приобрести занимаемое ими жилое помещение в общую долевую собственность в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Абрамова В. А., Денисовой Е. В., действующей в интересах несовершеннолетнего Денисова Д. С. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Абрамовым В. А. и членами его семьи право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>-1, <адрес> на условиях договора социального найма.
Признать за Абрамовым В. А. и Денисовым Д. С. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-1, <адрес> порядке приватизации по ? доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме –<дата>.
Судья: