РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2013 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.о.Тольятти в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к Мэрии г.о.Тольятти и Ширниной <данные изъяты> о прекращении трудовых отношений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.о.Тольятти, обратившись в суд с иском, просил обязать ответчика – Мэрию г.о.Тольятти расторгнуть трудовой договор, заключенный с Ширниной <данные изъяты> по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». В обоснование требований истец указал, что при проверке соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в Мэрии г.о.Тольятти установлено, что 06.06.2012 года между ответчиками заключен трудовой договор, согласно которому Ширнина <данные изъяты> была принята на работу в Мэрию г.о.Тольятти на должность муниципальной службы – <данные изъяты>. Диплом о высшем образовании по специальности «Экономика и управление на предприятии» выдан Ширниной <данные изъяты> 29.06.2007 года. До назначения на должность Ширнина <данные изъяты> не имела стажа муниципальной (государственной) службы, а стаж работы ответчика по специальности на других руководящих должностях составляет менее 5 лет, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора по п.11 ст.77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ. Кроме того, в справке о доходах Ширниной <данные изъяты> поданной ответчиком при принятии на должность муниципальной службы, не указаны полные сведения о доходах и имуществе супруга, что также является основанием для расторжения трудового договора.
Впоследствии исковые требования были изменены, истец просил обязать Мэрию г.о.Тольятти прекратить трудовой договор с ответчиком Ширниной <данные изъяты> по должности заместителя мэра по социальным вопросам.
Помощник прокурора г.о.Тольятти ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что при заключении трудового договора с Ширниной <данные изъяты> были нарушены нормы законодательства о муниципальной службе и законодательства, регулирующего правоотношения в сфере противодействия коррупции. Считает, что стаж работы по специальности следует исчислять с момента получения Ширниной <данные изъяты> диплома о высшем образовании. Полагает, что Мэрией г.о.Тольятти необоснованно включены в расчет стажа, требуемого для принятия на должность муниципальной службы, периоды работы Ширниной <данные изъяты> до окончания высшего учебного заведения. Кроме того, при принятии на должность Ширнина <данные изъяты> не указала сведения об участии своего супруга в Обществах с ограниченной ответственностью «<адрес>» и «<адрес>». Истец считает, что прекращение трудовых отношений ответчиков является единственным способом устранения нарушений законодательства, поскольку на представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции Мэрия г.о.Тольятти ответила отказом.
Представитель ответчика – Мэрии г.о.Тольятти ФИО6, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что действующим законодательством не регламентирован порядок исчисления стажа работы по специальности при заключении трудовых договоров с работниками органов местного самоуправления, а именно: отсутствует указание на необходимость исчисления стажа работы лиц, претендующих на замещение должности муниципальной службы, по специальности, только после получения высшего образования. Законодательством о муниципальной службе, государственной гражданской службе предусмотрено, что установление квалификационных требований к претендентам на замещение должности муниципальной службы предоставлено непосредственно органам местного самоуправления. Постановлением мэра г.о.Тольятти от 16.05.2008 года № 1003-1/п утвержден Перечень квалификационных требований, в котором отсутствует указание на то, что стаж (опыт) работы должен исчисляться именно после окончания высшего учебного заведения. Полагает, что Ширнина <данные изъяты> на момент принятия на должность имела достаточный стаж опыт работы на руководящих должностях по специальности, а работодатель был вправе самостоятельно принять решение о порядке исчисления стажа претендента на занятие должности муниципальной службы. При заключении трудового договора с Ширниной <данные изъяты> учитывался не только опыт ее работы руководителем некоммерческих организаций, но и депутатом, помощником депутата и советником Главы г.о.Самара. Кроме того, несоответствие работника квалификационным требованиям не предусмотрено в качестве основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим. 05.06.2012 года Ширниной <данные изъяты> как гражданином, претендующим на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Тольятти, были представлены справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своего супруга ФИО9 Сведения об учредительстве ФИО9 в ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» не были известны Ширниной <данные изъяты> на момент подачи справки, следовательно, ее действия не могут быть расценены как представление заведомо неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. Кроме того, в соответствии с Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 15.10.2012 года № 2879-п/1, которым были внесены изменения в Постановление Мэрии г.о.Тольятти от 29.03.2010 года № 710-п/1, 15.01.2013 года, Ширниной <данные изъяты> поданы уточненные сведения о доходах и имуществе, то есть в течение 3 месяцев, как предписано для муниципальных служащих. Таким образом, оснований для прекращения трудового договора с Ширниной <данные изъяты> не имеется, более того, истекли предусмотренные трудовым законодательством сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Ответчик Ширнина <данные изъяты> и ее представитель ФИО7, действующий по ходатайству ответчика, с иском не согласились, пояснив, что диплом о высшем образовании по специальности «Экономика и управление на предприятии» получен Ширниной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Еще до получения высшего образования ответчик длительное время занимала руководящие должности в коммерческих и некоммерческих организациях: с 01.02.2005 года по 25.11.2009 года замещала должность директора НКО «<данные изъяты> <данные изъяты>», 26.11.2009 года по 01.06.2012 года занимала должности <данные изъяты> ООО «<данные изъяты> <данные изъяты>». Считают, что опыт работы на руководящих должностях был правильно учтен работодателем при расчете общего суммарного стажа работы ответчика, поэтому на момент поступления Ширниной <данные изъяты> на муниципальную службу стаж ответчика был меньше требуемого стажа работы по специальности на 23 дня. Поскольку в настоящее время Ширнина <данные изъяты> продолжает муниципальную службу, стаж ее работы на руководящих должностях на момент рассмотрения дела превышает 5 лет. Кроме того, ответчик указала, что с 2008 года не проживает с ФИО9, поэтому на момент представления справки о доходах и имуществе не располагала сведениями об участии супруга в обществах с ограниченной ответственностью. Более того, супруг намеренно скрыл от нее указанную информацию в интересах остальных соучредителей. Уточненные сведения имущественного характера были поданы ответчиком в сроки, установленные муниципальными нормативными актами, что исключает ответственность Ширниной <данные изъяты>
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью шестой статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Согласно п. 11 ч. 1 ст.77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст.84 настоящего Кодекса).
Абзацем 6 ч.1 ст.84 Трудового кодекса РФ определено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" определено, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" обязывает муниципального служащего, в том числе соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
Согласно ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с разделом I Закона Самарской области от 30.12.2005 N 254-ГД (ред. от 07.12.2011) "О Реестре должностей муниципальной службы в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 27.12.2005) к высшим должностям муниципальной службы относятся первый заместитель, заместитель главы городского округа, мэра городского округа, главы муниципального района, главы района.
Ст.6 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД (ред. от 06.06.2012) "О муниципальной службе в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 25.09.2007) устанавливает, что для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Для категории "руководители" всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.
Для категорий "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего профессионального.
Для категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего (полного) общего.
К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:
1) для должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей группы - не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;
2) для должностей муниципальной службы категории "руководители" иных групп - не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.
Разделом 1 Постановления мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п "Об утверждении Перечня квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти" установлены высшие должности муниципальной службы:
- первый заместитель мэра городского округа;
- заместитель мэра городского округа;
- руководитель аппарата мэра городского округа.
Для замещения этих должностей установлены квалификационные требования:
по уровню и профилю образования - высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, предусмотренным должностной инструкцией по замещаемой должности;
по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности на других руководящих должностях не менее 5 лет.
Судом установлено, что распоряжением мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Ширнина <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность муниципальной службы - заместителя мэра по социальным вопросам Мэрии г.о.Тольятти.
Срок действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ до момента прекращения полномочий мэра.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ширнина <данные изъяты> работала директором НКО «<данные изъяты>».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ширнина <данные изъяты> работала в ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>
Решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Ширниной <данные изъяты>. присуждена квалификация экономист-менеджер по специальности «Экономика и управление на предприятии» (регистрационный номер диплома № от ДД.ММ.ГГГГ).
Приведенные обстоятельства подтверждаются документами, представленными в дело, и не оспариваются сторонами.
В обоснование исковых требований истец утверждал, что Ширнина <данные изъяты> до назначения на должность заместителя мэра г.о.Тольятти не имела стажа муниципальной (государственной) службы и имела стаж работы по специальности менее 5 лет.
Суд находит названные доводы справедливыми, поскольку ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Согласно ст. 7 названного закона лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.
Толкование приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель связывает наступление права претендовать на занятие муниципальной должности с моментом присвоения лицу квалификации и получением документов о соответствующем уровне образования.
Между тем судом установлено, что решение государственной аттестационной комиссии о присуждении ответчику квалификации экономист-менеджер по специальности «Экономика и управление на предприятии» было принято 07.06.2007 года, а диплом о высшем образовании выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент занятия должности муниципальной службы (05.06.2012 года) у Ширниной <данные изъяты> отсутствовал требуемый стаж работы по специальности 5 лет.
По мнению суда, утверждения представителей ответчиков о том, что до получения высшего образования Ширнина <данные изъяты> работала на руководящей должности по специальности, связаны с неправильным толкованием закона, поскольку в указанные периоды времени трудовая деятельность осуществлялась Ширниной <данные изъяты> в отсутствие специальности по смыслу Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Не могут быть приняты и доводы ответчиков о том, что действующее законодательство предусматривает различные уровни подготовки специалистов, в том числе на базе основного общего и среднего (полного) общего образования, в связи с чем стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, может быть выработан как до получения высшего образования, так и после его получения, а работодатель наделен правом самостоятельно определять наличие или отсутствие у претендента на должность необходимого стажа и опыта работы по специальности.
Анализ ст.6 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области", Постановления Мэра г.о.Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п в правовой взаимосвязи с нормами Федерального закона от 22.08.1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дает основания для вывода о том, что требуемый для занятия должности муниципальной службы стаж должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении.
В судебное заседание представителями ответчиков был представлен протокол заседания Аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому имеющийся у Ширниной <данные изъяты> уровень и стаж (опыт) работы по специальности на руководящих должностях соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности заместителя мэра по социальным вопросам. Между тем указанный документ не может являться безусловным основанием для отказа в иске, поскольку он не основан на приведенных выше правовых нормах и, более того, принят значительное время спустя после назначения Ширниной <данные изъяты> на должность муниципальной службы.
Таким образом, Ширнина <данные изъяты> на момент заключения трудового договора не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимому для замещения высшей должности муниципальной службы.
Нельзя согласиться с доводами представителей ответчиков о том, что занятие Ширниной <данные изъяты> должности муниципальной службы в отсутствие необходимого стажа работы не является препятствием для дальнейшего прохождения службы, поскольку необходимость для работодателя принимать на муниципальную службу лицо, соответствующее квалификационным требованиям, и возможность для работника быть принятым на такую службу исключительно при наличии у него соответствующего образования и стажа установлена федеральным законодательством. Законодательство субъекта федерации и муниципальные правовые акты, развивая положения федерального законодательства в пределах своих полномочий, лишь конкретизирует требования к стажу и образованию лица, претендующего на занятие должности муниципальной службы. Поэтому заключение трудового договора с лицом, не имеющим достаточного стажа или необходимого образования, противоречит федеральному закону (ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Суд находит справедливыми доводы истца о том, что принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования и противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, более того, умаляет авторитет муниципальной власти в обществе.
По смыслу закона исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона о стаже и образовании, поэтому трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ч.1, ч.8 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.
Согласно п. 6. Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 29.03.2010 N 710-п/1 "Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, и муниципальными служащими органов местного самоуправления городского округа Тольятти сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по формам справок, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера":
а) гражданами - при назначении на должности муниципальной службы в ОМС;
б) муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 21.12.2010 N 3762-п/1 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Он включает в себя должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
1) осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
2) предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
3) осуществление надзорных и контрольных функций;
4) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов;
5) управление муниципальным имуществом;
6) осуществление муниципальных закупок либо выдачу разрешений;
7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Пунктом 2.1 к группе высших должностей муниципальной службы отнесены должности первого заместителя мэра городского округа и заместителя мэра городского округа.
В соответствии со ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в том числе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ширниной <данные изъяты> претендующей на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о.Тольятти, представлены справки, в том числе о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, в отношении супруга ФИО9
Между тем в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции ответчиком не были указаны сведения об участии ФИО9 в коммерческих организациях ООО «<данные изъяты>» (основной вид деятельности производство общестроительных работ) и ООО «<данные изъяты>» (основной вид деятельности проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ).
Участие супруга Ширниной <данные изъяты> в названных обществах подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, показаниями свидетеля ФИО9, и не оспаривается ответчиками.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности предоставления Ширниной <данные изъяты> неполных сведений об имуществе своего супруга.
По мнению суда, нельзя согласиться с доводами представителей ответчиков о недоказанности факта заведомости для Ширниной <данные изъяты> подачи ею неполных сведений, поскольку не установлена корыстная цель действий ответчика. По смыслу закона, заведомость означает осведомленность лица о его неправомерном поведении и умышленность его действий, при этом мотив или цель совершения коррупционных проступков не являются юридически значимым обстоятельством.
Для указания полных сведений об имуществе супруга Ширнина <данные изъяты> имела возможность запросить необходимые сведения в налоговом органе, более того, сведения государственного реестра юридических лиц являются общедоступной информацией. Суд также отмечает, что согласно объяснениям ответчика в судебном заседании Ширниной <данные изъяты> стало известно об участии супруга в обществах лишь в декабре 2012 года при проведении прокурорской проверки.
Между тем из договора купли-продажи доли ФИО9 в уставном капитале ООО «<данные изъяты>» усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ на совершение сделки было получено нотариально удостоверенное согласие Ширниной <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, выявив неполноту представленных сведений, ответчик имела возможность в разумный срок представить работодателю уточненные сведения, однако указанные действия были совершены Ширниной <данные изъяты> лишь 15.01.2013 года, то есть после поступления иска в суд. Суд учитывает, что ответчик воспользовалась этим правом на основании п. 11 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти и муниципальными служащими органов местного самоуправления городского округа Тольятти сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением мэрии г.о. Тольятти от 29.03.10 № 710-п/1.
Между тем это право предоставлено муниципальному служащему при условии, что неполнота или неточность в требуемых сведениях была выявлена им самим (о чем прямо указано в этом нормативном акте), а в данном случае коррупционное правонарушение было выявлено в ходе прокурорской проверки.
Утверждения Ширниной <данные изъяты> о раздельном проживании супругов с 2008 года и по настоящее время, а также о намеренном сокрытии ее супругом информации об участии в обществах, не освобождают ответчика от обязанности сообщить работодателю достоверные и полные сведения об имуществе ее супруга, поскольку брак Ширниной <данные изъяты> в установленном законом порядке не прекращен. Доводы представителей ответчиков и показания свидетеля ФИО8 о том, что общества, участником которых являлся ФИО9, не вели хозяйственной деятельности, не имеют юридического значения в настоящем деле, поскольку названные обстоятельства не освобождают претендента на занятие должности муниципальной службы от обязанности сообщить достоверные и полные имущественные сведения при приеме на работу.
Представители ответчика в судебном заседании сослались на нормы ст.27, 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - дисциплинарная ответственность муниципального служащего и ст.7.3 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» - порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения об учете степени тяжести и характере правонарушения и об истечении срока применения дисциплинарного взыскания, полагая, что применение дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.
Между тем истцом не ставился вопрос о применении в отношении Ширниной <данные изъяты> дисциплинарного взыскания, поскольку таким правом суд не наделен. Следовательно, нормы, на которые ссылаются ответчики, могут быть применимы лишь при рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности работника.
Предметом рассмотрения в настоящем споре является не дисциплинарная ответственность Ширниной <данные изъяты> а прекращение трудовых отношений сторон во исполнение требований законодательства о противодействии коррупции. По мнению суда, прекращение Ширниной <данные изъяты> муниципальной службы в должности заместителя мэра по социальным вопросам является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Суд отмечает, что профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства, в силу чего прекращение трудовых отношений сторон будет выступать адекватным и соразмерным способом правовой защиты интересов государства и общества. При таких обстоятельствах не могут быть признаны правильными доводы представителей ответчиков о нарушении прав Ширниной <данные изъяты> прекращением в судебном порядке трудовых отношений сторон, поскольку такое толкование закона означало бы произвольное отношение сторон трудового договора к требованиям законодательства о противодействии коррупции и невозможность проверки судом установленных законом правил приема на работу отдельных категорий работников.
Закон не ставит невозможность продолжения трудовых отношений с работником, допустившим коррупционный проступок, в зависимость от привлечения его к административной ответственности, поэтому доводы о прекращении административного производства в отношении Ширниной Е.В. не могут служить основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на Мэрию г.о.Тольятти обязанность прекратить трудовой договор с Ширниной <данные изъяты> по должности <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.03.2013 года.
Председательствующий: