Дело № 2а-1652/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года Чертановский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Нагатинского межрайонного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой на Интернет-сайте https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Нагатинский межрайонный прокурор адрес обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html запрещенной к распространению в Российской Федерации, мотивируя требование тем, что Нагатинской межрайонной прокуратурой адрес по адресу: адрес, проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет выявления информации об оказании незаконных услуг, в ходе которого выявлен сайт, находящийся в открытом доступе в сети интернет https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html, на котором предлагается услуга по продаже фиктивных (поддельных) справок об инвалидности, оформление которых возможно без обращения в медицинскую организацию и без посещения врачей. На страницах сайта дано описание предоставляемой заполненной справки об инвалидности, контактные данные исполнителя. Кроме того, в разделе «Доставка» присутствует информация о доставке справки, которая осуществляется различными способами по всей России. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Таким образом, информация, указанная на данном сайте, провоцирует граждан на незаконное получение заведомо подложных документов в целях незаконного получения гарантий, предоставляемых инвалидам. В связи с чем, просит суд признать информацию, размещенную на страницах сайта https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» выдача справок об инвалидности и проведение медико-социальной экспертизы признается медицинской деятельностью.
В силу ст. 2, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением данного вида деятельности.
Пункт 3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588, предусматривает, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев.
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий. Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (категории "ребенок-инвалид") и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (п. 28, 46 указанных Правил).
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". При отсутствии определенных законодательством условий и критериев лицо не может быть признано инвалидом в законном порядке.
На основании изложенного, выдача справок об инвалидности без прохождения соответствующей экспертизы организациями, не имеющими соответствующей лицензии, противоречит действующему законодательству.
Лицам, признанным инвалидами, предоставляются льготы и гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 17, 20, 28.1, 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды обеспечиваются жильем, гарантиями трудовой занятости, ежемесячными денежными выплатами, мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей или бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно-наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность (ст. 327 УК РФ).
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10, гл. 32 УК РФ).
Анализируя информацию, которая имеется на интернет-странице https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html, на которой также указано, что справка об установлении инвалидности используется при трудоустройстве, оформлении льгот, можно отметить, что она побуждает неопределенны круг лиц к совершению указанных преступлений и способствуют их совершению.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства о медицине, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации, имеющих статус инвалида, на получение соответствующих льгот и гарантий.
Размещенные на данном интернет-сайте сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об установления инвалидности за плату и без обращения в медицинскую организацию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники
Согласно частям 1, 6 статьи 10 Закона №149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.1 вышеуказанного Закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией распространение которой в Российской Федерации, запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, Роскомнадзор по ЦФО, имея техническую возможность, должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к указанному Интернет-сайту.
В судебном заседании установлено, что Нагатинский межрайонный прокурор адрес обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html запрещенной к распространению в Российской Федерации, мотивируя требование тем, что Нагатинской межрайонной прокуратурой адрес проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет выявления информации об оказании незаконных услуг, в ходе которого выявлен сайт, находящийся в открытом доступе в сети интернет https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html, на котором предлагается услуга по продаже фиктивных (поддельных) справок об инвалидности, оформление которых возможно без обращения в медицинскую организацию и без посещения врачей. На страницах сайта дано описание предоставляемой заполненной справки об инвалидности, контактные данные исполнителя. Кроме того, в разделе «Доставка» присутствует информация о доставке справки, которая осуществляется различными способами по всей России. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Данный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц. Таким образом, установлено, что на указанном сайте в сети интернет предлагается услуга по продаже фиктивных (поддельных) справок об инвалидности, оформление которых возможно без обращения в медицинскую организацию и без посещения врачей. Приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (в т.ч. подложных справок об инвалидности) влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 324 УК РФ. Кроме того, за изготовление подложных официальных документов со стороны владельцев сайта предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Таким образом, информация, указанная на данном сайте, провоцирует граждан на незаконное получение заведомо подложных документов в целях незаконного получения гарантий, предоставляемых инвалидам.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу информации о продаже за определённую стоимость фиктивных (поддельных) справок об инвалидности, оформление которых возможно без обращения в медицинскую организацию и без посещения врачей, подрывает безопасность государства, основы конституционного строя РФ и способствует совершению правонарушений и преступлений.
В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра. Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228.
Указанная страница сайта не включена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе проверки установить владельца статьи, размещенной на «Интернет» сайте - https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html не представилось возможным.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что доступ к информации, размещенной на Интернет - сайте https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html и ее использование может повлечь моральный и материальный ущерб.
При таких обстоятельствах, информация, распространяемая на Интернет- сайте https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html, подлежит признанию запрещенной к распространению на адрес.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте https://nord.medikal.pw/invalidnost-bez-medkomissii.html запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: