Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-351/2019 ~ М-362/2019 от 07.10.2019

Административное дело № 2а-351/2019

УИД 28RS0012-01-2019-000637-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2019 года                                                                                п. Магдагачи                                                                                      Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи В.Е. Белорукова,

при секретаре Овчинниковой Т.Н.,

с участием помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области Истомина М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Магдагачинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования рабочего поселка Ушумун Магдагачинского района Амурской области о признании бездействия администрации муниципального образования рабочего поселка Ушумун Магдагачинского района Амурской области, возложении обязанности передать права пользования объектами водоснабжения,

установил:

07 октября 2019 года административный истец и.о. прокурора Магдагачинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением, в обоснование доводов указывает, что прокуратурой Магдагачинского района Амурской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Магдагачинского района жилищно-коммунального законодательства, по результатам проверки установлено следующее.

04 апреля 2018 года между администрацией пгт. Ушумун и ООО «Водоканал» заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги по холодному водоснабжению.

04 июля 2019 года ООО «Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к администрации пгт. Ушумун Магдагачинского района о признании договора аренды недвижимого имущества для предоставления холодной питьевой воды от 04.04.2018 года недействительным, обязать ответчика принять по акту приема-передачи недвижимое муниципальное имущество, переданное администрацией по договору аренды недвижимого имущества для предоставления холодной питьевой воды от 04.04.2018 года.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.08.2019 года требования истца удовлетворены. Решение суда не вступило в законную силу, обжаловано ответчиком.

Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Несмотря на отсутствие правовых оснований продолжения действия срока договора аренды, администрацией пгт. Ушумун открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении системы водоснабжения не проведен, меры по передаче объектов водоснабжения на законных основаниях не приняты.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе принять меры направленные на обустройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

Однако в нарушение норм, на территории муниципального образования пгт. Ушумун ресурсоснабжающая организация осуществляющая водоснабжение отсутствует. Конкурсные процедуры в отношении муниципального имущества не проводились, муниципальное унитарное предприятие не учреждено, что в свою очередь нарушает права граждан на своевременное и качественное водоснабжение.

Дальнейшее бездействие администрации пгт. Ушумун в вопросе передачи муниципального имущества затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку отсутствие ресурсоснабжающей организации обслуживающей инфраструктуру водоснабжения и осуществляющей её текущий и капитальный ремонт неизбежно приведет к нарушению режима бесперебойного водоснабжения, как необходимого условия жизнедеятельности населения.

На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Ушумун, выразившееся в отсутствии организации водоснабжения и водоотведения населения на территории муниципального образования рабочий поселок Ушумун незаконным. Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Ушумун организовать водоснабжение и водоотведение населения в пределах полномочий, установленным законодательством РФ.

21 октября 2019 года от административного ответчика поступило письменное возражение, относительно заявленных исковых требований, доводы которого обоснованы тем, что Ушумунская поселковая администрация Магдагачинского района Амурской области не согласна с административным исковым заявлением прокуратуры Магдагачинского района о признании бездействия Ушумунской поселковой администрации выразившееся в отсутствии организации водоснабжения и водоотведения населения на территории муниципального образования рабочего поселка пгт.Ушумун незаконным.

Между Ушумунской поселковой администрацией и ООО «Водоканал» был заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги по холодному водоснабжению от 04.04.2018 г. с данной компанией договор по водоотведению не заключался. В настоящее время данный договор действуют, так как Ушумунская поселковая администрация подала апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Амурской области от 21 августа 2019г №А04-4778/2019 года, которое признало договора недействительным, обязало принять недвижимое муниципальное имущество, апелляционная жалоба принята к рассмотрению.

Обеспечение населения и предприятий поселка водой в настоящее время происходит бесперебойно.

Ушумунская поселковая администрация предпринимает все возможные действия по вопросу организации водоснабжения поселка: в июля 2019 года администрация разместила на сайте «торги гов» и на сайте администрации Магдагачинского района сообщение по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения муниципального образования рабочего поселка Ушумун (№310719/6590461/01), однако, не было подано ни одной заявки, в связи с чем, конкурс не состоялся.

17.10.2019 года администрация повторно разместила сообщение по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения муниципального образования рабочего поселка пгт. Ушумун (№171019/6590461/01).

Также администрация неоднократно обращалась в вышестоящие органы для оказания помощи в решении данного вопроса

На основании вышеизложенного считает, что заявленные требования прокуратуры необоснованные и просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Магдагачинского района Амурской области заявленные требования поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации рабочего поселка пгт. Ушумун в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Заинтересованное лицо – представитель администрации Магдагачинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав представителя прокуратуры Магдагачинского района Амурской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В судебном заседании установлено, что 04.04.2018 года между администрацией пгт. Ушумун и ООО «Водоканал» заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги по холодному водоснабжению (л.д.10-16).

Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от № 416-ФЗ организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств возложена на органы местного самоуправления городских поселений.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения, своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Действуя на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 настоящего Кодекса).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.

Действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе принять меры направленные на обустройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

В нарушение вышеуказанных норм, на территории муниципального образования пгт. Ушумун ресурсоснабжающая организация осуществляющая водоснабжение и водоотведение отсутствует. Конкурсные процедуры в отношении муниципального имущества не проводились, муниципальное унитарное предприятие не учреждено, что в свою очередь нарушает права граждан на своевременное и качественное водоснабжение.

Доказательств, подтверждающих принятие мер ответчиком по определению организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, а также обеспечение бесперебойным и качественным водоснабжением населения, в суд не представлено.

Дальнейшее бездействие администрации пгт. Ушумун в вопросе передачи муниципального имущества затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку отсутствие ресурсоснабжающей организации обслуживающей инфраструктуру водоснабжения и осуществляющей её текущий и капитальный ремонт приведет к нарушению режима бесперебойного водоснабжения, как необходимого условия жизнедеятельности населения.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку не исполнение законодательства в области водоснабжения и водоотведения нарушают права граждан на бесперебойное пользование услугой по водоснабжению и водоотведению.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд приходит к выводу, что срок для устранения нарушений федерального законодательства муниципальным образованием в течение месяца, со дня вступления в законную силу решения суда, будет достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

                        решил:

    административное исковое заявление и.о. прокурора Магдагачинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования рабочего поселка Ушумун Магдагачинского района Амурской области о признании бездействия администрации муниципального образования рабочего поселка Ушумун, возложении обязанности передать права пользования объектами водоснабжения – удовлетворить в полном объеме.

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочего поселка пгт. Ушумун Магдагачинского района Амурской области, выразившееся в отсутствии организации водоснабжения и водоотведения населения на территории муниципального образования рабочий поселок Ушумун Магдагачинского района Амурской области.

Обязать администрацию муниципального образования пгт. Ушумун Магдагачинского района Амурской области в течение месяца, с момента вступления в законную силу настоящего судебного решения, организовать водоснабжение и водоотведение населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Мотивированное решение составить 29 ноября 2019 года.

           Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Магдагачинского районного суда                                   В.Е. Белоруков

Амурской области

2а-351/2019 ~ М-362/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Магдагачинского района
Ответчики
Ушумунская поселковая Администрация
Другие
Администрация Магдагачинского района Амурской области
Суд
Магдагачинский районный суд Амурской области
Судья
Белоруков Виктор Егорович
Дело на странице суда
magdagachinskiy--amr.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
07.10.2019Передача материалов судье
10.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2019Судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее