Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-16433/2016 от 06.06.2016

Судья Лях Д.Г. Дело № 33-16433/16 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Ефименко Е.В.

судей Кривцова А.С., Борисихиной С.А.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

с участием прокурора Давыдова А.А.

при секретаре Богославской Ж.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мельникова Е.В. на решение Крымского районного суда от 31.03.2016 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Крымский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Крымский район о признании незаконным распоряжения от 19.11.2015 года № 371-р/к об увольнении Мельникова Е.В. с должности заместителя главы администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края с 20.11.2015 года по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ; об обязании в течение 7 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу изменить основание увольнения заместителя администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края Мельникова Е.В., указав вместо основания увольнения «в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию» основание «уволить в связи с утратой доверия, ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ».

В обоснование требований указано, что Крымской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации муниципального образования Крымский район законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции. В ходе проверки было установлено, что 03.09.2012 года при заключении администрацией муниципального образования Крымский район трудового договора с Мельниковым Е.В., принятым на должность начальника отдела муниципального заказа, допущены нарушения законодательства, регулирующего муниципальную службу и законодательства в сфере противодействия коррупции. На момент приема на работу Мельников Е.В. являлся студентом 3 курса заочного обучения Новороссийского филиала Московского гуманитарного экономического института, до поступления на работу в администрацию муниципального образования Крымский район, с 2011 года занимал аналогичную должность в администрации Славянского района. В соответствии с законом Краснодарского края от 08.06.2007 года № 1243-КЗ «О Реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» должность начальника отдела муниципального района относится к главным должностям муниципальной службы. Таким образом, должностными лицами администрации муниципального образования Крымский район нарушены требования п.1 ч.1 ст.2 и п.2 ч.1 ст.3 Закона Краснодарского края от 03.05.2012 года № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае», в соответствии с которыми для замещения главных должностей муниципальной службы определены квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажа работы - наличие высшего образования по профилю замещаемой должности и минимальный стаж муниципальной службы (государственной службы) от двух до четырех лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее трех лет. Необходимость для работодателя принимать на муниципальную службу лицо, соответствующее квалификационным требованиям, и возможность для работника быть принятым на такую службу исключительно при наличии у него соответствующего образования и стажа установлена федеральным законодательством. Законодательство субъекта федерации и муниципальные правовые акты устанавливают лишь конкретные требования к стажу и образованию. Поэтому заключение трудового договора с лицом, не имеющим достаточного стажа или необходимого образования, противоречит федеральному закону (ст. 9 Закона № 25-ФЗ). Кроме того, в предоставленной при поступлении на работу анкете Мельников Е.В. собственноручно указал, что последнюю должность в коммерческом предприятии он занимал в ООО «<...>», до января 2009 года. Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку по состоянию на 20.10.2015 года Мельников Е.В., согласно Единому государственному реестру юридических лиц, является учредителем и директором ООО «<...>», а также генеральным директором ООО «<...>», зарегистрированных в ИФНС России по г.Новороссийску. Данные сведения Мельников Е.В. в ежегодной справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в 2012-1015 года не вносил. Таким образом, Мельниковым Е.В. нарушены требования Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» и Федерального закона «О противодействии коррупции». В целях устранения нарушений закона и применения установленных законодательством мер дисциплинарной ответственности межрайонной прокуратурой 21.10.2015 года главе муниципального образования Крымский район вынесено представление № 86-01-2015/2386 с требованием об увольнении Мельникова Е.В. в связи с утратой доверия на основании п.7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Согласно ответу на представление от 20.11.2015 года и распоряжения от 19.11.2015 года №371-р/к, Мельников Е.В. уволен с 20.11.2015 года на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, по собственному желанию. Кроме того, служебная проверка по указанным в представлении фактам фактически не проведена. Увольнение заместителя главы муниципального образования по собственному желанию в период рассмотрения представления прокурора и наличия оснований для увольнения Мельникова Е.В. по утрате доверия полагает незаконным. В настоящее время, поскольку Мельников Е.В. уволен с муниципальной службы, устранить нарушение возможно только путем изменения основания его увольнения, указав вместо «в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию» - «уволить в связи с утратой доверия, по п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ и ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Обжалуемым решением Крымского районного суда от 31.03.2016 года признано незаконным распоряжение от 19.11.2015 года № 371-р/к об увольнении Мельникова Е.В. с должности заместителя главы администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края с 20.11.2015 года по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ. Администрация муниципального образования Крымский район Краснодарского края обязана в течение 7 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу изменить основание увольнения заместителя администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края Мельникова Е.В., указав вместо основания увольнения «в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию» основание «уволить в связи с утратой доверия, ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.7.1 ст.81 Трудового кодекса».

В апелляционной жалобе Мельников Е.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от представителя администрации муниципального образования Крымский район по доверенности Трубицына М.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования Крымский район.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения Мельникова Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.

В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права судом допущены не были.

Из материалов дела следует, Крымской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации муниципального образования Крымский район законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В результате прокурорской проверки было установлено, что распоряжением администрации муниципального образования Крымский район от 03.09.2012 года № 187-р/к «О назначении Е.В.Мельникова» в соответствии с Законом Краснодарского края от 08.06.2007 года №1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» и на основании заявления Е.В.Мельникова от 31.08.2012 года, Мельников Е.В. назначен начальником отдела муниципального заказа администрации муниципального образования Крымский район с 03.09.2012года. На основании данного распоряжения представителем нанимателя в лице и.о.главы администрации муниципального образования Крымский район Разумеева А.В., действующего на основании Устава муниципального образования Крымский район, с одной стороны, и гражданином Российской Федерации (муниципальный служащий Краснодарского края) Мельниковым Е.В. с другой стороны, 03.10.2012 года заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы Краснодарского края. В соответствии с данным договором муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы Краснодарского края, а представитель нанимателя обязуется обеспечить муниципальному служащему прохождение муниципальной службы Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края о муниципальной службе.

Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности начальника отдела муниципального заказа, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий администрации муниципального образования Крымский район, в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего Краснодарского края.

В реестре должностей муниципальной службы Краснодарского края, должность, замещаемая муниципальным служащим, отнесена к группе «Главная» должностей муниципальной службы Краснодарского края категории «специалистов» (пункты 1.1; 1.2; 1.3; 1.4 трудового договора).

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно указано, что в связи с тем, что трудовые правоотношения между администрацией муниципального образования и Мельниковым Е.В. возникли в сентябре 2012 года и продолжались до ноября 2015 года, в данном случае применению подлежат Федеральные законы и Законы Краснодарского края, действовавшие в соответствующей редакции.

Пунктом 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 года №136-ФЗ) определено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона №329-Ф3 от 21.11.2011 года), муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона №329-Ф3 от 21.11.2011 года) для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Аналогичные требования закреплены в ст. 7 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 года № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» (в ред. от 26.03.2012 года), а именно: квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 03.05.2012 года № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» определено, что для замещения должностей муниципальной службы по высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы кандидату необходимо иметь высшее профессиональное образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

Из материалов дела следует, что согласно справки Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института от 16.11.2011 года № 116, Мельников Е.В., 1980 года рождения, зачислен на первый курс на заочное отделение № 209/2у приказом о зачислении от 10.08.2009 года. Срок окончания учебного заведения до 30.05.2015 года. Таким образом, на момент приема на работу Мельников Е.В. являлся студентом 3 курса, не имел высшего профессионального образования, следовательно, не соответствовал квалификационным требованиям, предусмотренным законодательством в части квалификационных требований к уровню профессионального образования.

С учетом вышеизложенных обстяотельств судом первой инстанции сделан правильный вывод, что со стороны должностных лиц администрации муниципального образования Крымский район на момент заключения трудового договора 03.09.2012 года между администрацией муниципального образования Крымский район и Мельниковым Е.В. о замещении Мельниковым Е.В. должности начальника отдела муниципального заказа администрации муниципального образования Крымский район, усматриваются нарушения законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом первой инстанции Мельников Е.В. указал, что на момент проверки, проводимой Крымской межрайонной прокуратурой в октябре 2015 года, и внесения представления об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, он соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальному служащему, предусмотренным законодательством. Вместе с тем, законодатель, устанавливая квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, не связывает их соответствие с моментом какой-либо проверки или другими обстоятельствами, а устанавливает требования к кандидату, претендующему на замещение той или иной должности муниципальной службы к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Согласно материалам дела, распоряжением главы администрации муниципального образования Крымский район Разумеева А.В. от 17.02.2015 года № 48 р/к Мельников Е.В. переведен начальником управления экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Крымский район с 17.02.2015 года на время отсутствия основного работника <...> одновременно освободив его на это время от должности начальника отдела муниципального заказа администрации муниципального образования Крымский район.

Распоряжением главы администрации муниципального образования Крымский район Разумеева А.В. от 30.06.2015 года № 185-р/к Мельников Е.В. 30.06.2015 года переведен заместителем главы муниципального образования Крымский район на период отсутствия основного работника <...>., одновременно освободив на это время от должности начальника управления экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Крымский район.

Судом установлено, что результатом прокурорской проверки соблюдения должностными лицами администрации муниципального образования Крымский район законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции явилось представление и.о.Крымского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, поступившее в администрацию муниципального образования Крымский район 23.10.2015 года. В частности, в представлении указано, что муниципальным служащим Мельниковым Е.В. в анкете, заполненной собственноручно, указано, что последнюю должность в коммерческом предприятии он занимал в ООО «<...>», находящимся в г.Новороссийске до января 2009 года, что не соответствует действительности. Данные сведения Мельников Е.В. в ежегодные справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в 2012-2015 годах не вносил, следовательно, Мельников Е.В. нарушил требования Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с представлением прокурора должностным лицам администрации муниципального образования Крымский район надлежало: незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Крымской межрайонной прокуратуры и принять меры к устранению нарушений действующего законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации муниципального образования Крымский район, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции; организовать и провести проверку по указанным доводам, в порядке установленном законом Краснодарского края от 30.12.2013 года № 2875-КЗ; рассмотреть вопрос о расторжении трудового договора с Мельниковым Е.В. на основании п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, в связи с утратой доверия; о времени и месте рассмотрения представления уведомить заблаговременно, о результатах рассмотрения представления прокурора известить в установленный месячный срок с приложением организационно распорядительных документов и иных документов, подтверждающих фактическое устранение нарушений закона.

Из материалов дела следует, что во исполнение представления и.о.Крымского межрайонного прокурора, главой администрации муниципального образования Крымский район Разумеевым А.В. направлен ответ от 20.11.2015 года № 01-11/901, из которого следует, что заместитель главы муниципального образования Крымский район Мельников Е.В. уволен 20.11.2015 года (распоряжение администрации муниципального образования Крымский район от 19.11.2015 года № 371-р/к), трудовой договор с Мельниковым Е.В. расторгнут. Распоряжением администрации муниципального образования Крымский район от 18.11.2015 года № 370-р/к на Цветкова В.Ю., начальника общего отдела администрации муниципального образования Крымский район наложено дисциплинарное взыскание.

Статьей 12 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены обязанности муниципального служащего, среди которых муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи (п.8 ч.1 ст.12).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Аналогичные нормы содержатся в Законе Краснодарского края от 08.06.2007 года № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011 года №329-Ф3) в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

В редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 285-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» п. 1 ч. 1 ст. 14 утратил силу с 01.01.2015 года.

Тем не менее, согласно п. «з» ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-­строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

В материалах дела имеются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «<...>» и ООО «<...>». Так, ООО «<...>» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ, по адресу: г<...> о чем 05.09.2007 года внесены сведения. Единственным учредителем (участником) является Мельников Е.В., руководителем данного юридического лица также является Мельников Е.В. Основным видом деятельности общества является: деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геологоразведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метеорологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки. Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц зарегистрировано 08.05.2014 года.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 31.03.2016 года, сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ, зарегистрированы 29.03.2016 года.

ООО «<...>» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ, по адресу: <...> о чем 17.08.2006 года внесены соответствующие сведения. Основными видами деятельности является: туристический бизнес, сдача в наем недвижимого имущества; дополнительным видом деятельности - обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами. Единственным учредителем (участником) данного юридического лица является <...> он же является директором общества. Должность генерального директора данного юридического лица занимает Мельников Е.В.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 31.03.2016 года, ООО «Наяда» является действующим юридическим лицом.

Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела с достоверностью установлено, что в период замещения должности муниципального служащего администрации муниципального образования Крымский район, в том числе начальника отдела, заместителя главы муниципального образования Крымский район, Мельников Е.В. состоял членом органа управления коммерческой организации ООО «<...> и ООО «<...>

При рассмотрении дела судом первой инстанции Мельниковым Е.В. в материалы дела был представлен протокол общего собрания участников ООО «<...>» № 2 от 30.07.2007 года, согласно которому изменен состав участников ООО «<...>». Из состава участников общества выведен Мельников Е.В., его доля в учредительном капитале передана <...>. Утверждены изменения юридического адреса ООО «<...>» с момента государственной регистрации Устава, в новой редакции № 2 общество будет иметь новый юридический адрес: <...> Утверждены изменения в видах деятельности общества (какие именно не уточняется), утверждены изменения в наименовании общества. С момента государственной регистрации Устава, в редакции № 2 общество будет иметь наименование «<...> Полномочия директора общества осуществляет <...>

Судом правильно указано, что данным документом Мельников Е.В. подтверждает свою позицию в части добровольного отказа от руководства коммерческими организациями, передачи своей доли, выхода из числа учредителей (участников) до поступления на муниципальную службу в администрацию муниципального образования Крымский район.

Согласно объяснений Мельникова Е.В., данный суду первой инстанции, следует, что поскольку ООО «<...>» не осуществляло в течение продолжительного времени предпринимательскую деятельность, не имело дохода, в силу п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ не является предпринимательской деятельностью, следовательно, не является нарушением ст.14 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Также Мельниковым Е.В. представлено решение единственного участника ООО «<...> от 16.09.2009 года и письмо директора ООО «<...> о том, что с 31.07.2007 года Мельниковым Е.В. утрачена возможность участвовать в управлении предприятием, претендовать на доходы, либо иные выплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании п. 1 ст. 87 Гражданского кодекса РФ обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

При таких обстоятельствах судом обоснованно указано, что ООО «<...>» и ООО «<...> отвечают всем требованиям п. 1 ст. 87 Гражданского кодекса РФ, созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и являются коммерческими организациями. Более того, ООО «<...> создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2006 года, то есть раньше, чем ООО «<...>», созданное и зарегистрированное в качестве юридического лица 05.09.2007 года, следовательно, изменить наименование, вид деятельности коммерческой организации, созданной позже на наименование, вид деятельности организации ранее созданной, невозможно. Данный вывод суда подтверждают выписки из ЕГРЮЛ ООО «<...>» и ООО «<...> из которых следует, что оба общества существовали в один и тот же промежуток времени, имели самостоятельные государственные регистрационные номера и ИНН, счета в банках. ООО «<...>» существует до настоящего времени, а ООО «<...>» прекратило свое существование 29.03.2016 года.

Более того, из данных выписок не следует, что указанные Мельниковым Е.В. изменения в наименование ООО «Промтехпроект», изменения адреса, состава участников и учредителей, основного и дополнительного вида деятельности и т.д. нашли свое отражение в Едином государственном реестре юридических лиц, как того предусматривает законодательство Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 05.10.2015 года №285) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 237-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 21.11.2011 года ), действующей на момент заключения трудового договора с Мельниковым Е.В., граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).

Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.11.2015 года № 303-ФЗ), проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в ч. 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

Постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 15.01.2015г. № 11 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о полученных ими доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, и на муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень.

Как следует из личного дела, Мельниковым Е.В. ежегодно предоставлялись сведения (справки) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012, 2013, 2014 годы, где в разделе «участие в коммерческих организациях и фондах» отсутствуют сведения о принадлежности к ООО «<...>» и ООО «<...>

Утверждение Мельникова Е.В. об увольнении из ООО «<...>» и ООО «<...>», уступке своей доли в уставном капитале ООО «<...>», неполучение заработной платы и прибыли в данных коммерческих организациях, не может служить основанием для не предоставления этой информации в ежегодном отчете.

Доводы Мельникова Е.В. о том, что он не знал о наличии информации в Едином государственном реестре юридических лиц об его участии в ООО «<...> и ООО «<...>», учитывая, что он имеет высшее юридическое образование, занимался предпринимательской деятельностью, знает порядок внесения сведений, изменения в сведениях, исключения из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, замещал должности начальника отделов, заместителей главы муниципальных районов, не могут быть приняты во внимание и не освобождают Мельникова Е.В. от ответственности за не предоставление, либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений, предусмотренной ч.5 ст.14 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 года № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае».

Закон не связывает отсутствие хозяйственной деятельности коммерческим предприятием в течение какого-либо времени возможностью его руководителя уйти от ответственности, предусмотренной законом. Единственным основанием в данной ситуации является отсутствие информации в отношении лица о его участии в деятельности коммерческой организации и исключении записи о таковой деятельности из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 года № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативным правовым актом, принятым Законодательным Собранием Краснодарского края (ч.6 ст.13 Закона №1244-КЗ).

Постановлением главы администрации муниципального образования Крымский район от 15.01.2015 года № 11 создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Крымский район и урегулированию конфликтов интересов, утверждены Положение о порядке работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Крымский район и урегулированию конфликта интересов, а также состав комиссии.

Основанием для проведения заседания Комиссии является предоставление муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт «а» пункта 13).

Согласно п. 19, по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подп. «а» п. 13 настоящего Положения, Комиссия принимает одно из следующих решений: установить, что сведения, представленные гражданином, претендующим на замещение должности муниципальной службы, и муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы, являются достоверными и полными; установить, что сведения, представленные гражданином, претендующим на замещение должности муниципальной службы, и муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае Комиссия рекомендует руководителю отраслевого, функционального или территориального органа администрации применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

Дисциплинарная ответственность муниципального служащего предусмотрена ст. 27 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с требованиями действующего законодательства муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и ст. 15 Закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что представление и.о.Крымского межрайонного прокурора в отношении заместителя главы муниципального образования Крымский район Мельникова Е.В. о предоставлении недостоверных сведений о своих доходах за 2014 год, поступило в администрацию муниципального образования Крымский район 23.10.2015 года.

Согласно ответу главы муниципального образования Крымский район от 20.11.2015 года, Мельников Е.В., 20.11.2015 года уволен по собственному желанию на основании заявления от 19.11.2015 года (распоряжение администрации муниципального образования Крымский район от 19.11.2015 года № 372-р/к), трудовой договор с Мельниковым Е.В. расторгнут по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, то есть по инициативе работника (ст. 80 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства, невозможность продолжения ими трудового договора, заключенного с нарушением антикоррупционного законодательства и прекращения его в соответствии с п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ и ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 27.03.3007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», то есть увольнения в связи с утратой доверия.

Ссылка Мельникова Е.В. на ч. 4 ст. 27.1 Федерального закона от 27.03.3007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» признана судом несостоятельной, поскольку обстоятельства, указанные в данных нормах, могли быть учтены при рассмотрении вопроса на Комиссии, однако, заседания комиссии не было, следовательно, оценить или учесть их суд возможности не имеет.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация муниципального образования Крымский район умышленно допустила нарушение действующего законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, о противодействии коррупции в Российской Федерации, трудового законодательства Российской Федерации, аналогичного законодательства Краснодарского края, а также нормативных актов муниципального образования Крымский район, расторгнув с Мельниковым Е.В. трудовой договор в течение одного дня, не рассмотрев вопрос о нарушении с его стороны законодательства Российской Федерации на Комиссии, игнорируя требования Крымского межрайонного прокурора, пытаясь увести Мельникова Е.В. от ответственности, предусмотренной законом, для правонарушения такого рода.

В настоящее время указанная мера ответственности не может быть применена к Мельникову Е.В., поскольку он уволен с муниципальной службы.

При таких обстоятельствах, устранить допущенное нарушение возможно путем изменения основания увольнения Мельникова Е.В., указав вместо «в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию» основание «уволить в связи с утратой доверия, п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что третьим лицом без самостоятельных требований на предмет спора Мельниковым Е.В. было заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении требований Крымского межрайонного прокурора в связи с пропуском срока исковой давности.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копи приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Таким образом, норма, предусмотренная ст. 392 Трудового кодекса РФ, регулирует правоотношения между работником с одной стороны и работодателем с другой стороны и выступает в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.

В силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор в настоящем иске выступает в качестве истца в интересах Российской Федерации.

Судом правомерно указано, что в данном случае прокурор не является стороной трудовых правоотношений, а лишь выступает в защиту закона, нарушенного субъектами права, следовательно, срок, обращения в суд, предусмотренный ст.392 Трудового кодекса РФ, на него не распространяется.

В связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства, заявленного Мельниковым Е.В.. о применении последствий истцом срока обращения в суд и отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском установленного срока, не имеется.

Более того, ответ, представленный главой администрации муниципального Крымский район на представление и.п. Крымского межрайонного прокурора, не соответствует требованиям представления, таким образом, следующей мерой прокурорского реагирования является обращение с иском в суд.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Крымский межрайонным прокурором в интересах Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Крымского районного суда от 31.03.2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мельникова Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июля 2016 года.

33-16433/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Крымский межрайонный прокурор в интересах РФ
Ответчики
Администрация МО Крымский район
Другие
Мельников Евгений Владимирович
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Ефименко Елена Викторовна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
09.06.2016Передача дела судье
14.07.2016Судебное заседание
26.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее