ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.
при секретаре Коваленко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печникова С.В., Печниковой М.В., Тимониной К.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истцы обратились в суд с иском по следующим основаниям. В период прохождения военной службы Печникову С.В. в ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 человека решением жилищной комиссии военного комиссариата Республики Карелия была распределена двухкомнатная квартира, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ был подписан договор с условиями краткосрочного найма жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма жилого помещения между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Печниковым С.В. ФГКУ «Западное территориальное управление имущественных отношений» отказало в удовлетворении поданного заявления о приватизации, мотивируя это отсутствием механизма в МО РФ передачи жилых помещений в собственность. Истцы просят признать за Печниковым С.В., Печниковой М.В., Печниковой К.С. (в настоящее время - Тимониной) право общей долевой собственности, по <данные изъяты> доли каждого на <данные изъяты> квартиру <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Определением судьи от 10.06.2020 к участию в деле в качестве соответчиков в порядке ст.40 ГПК РФ привлечены Министерство Обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, к производству суда приняты увеличенные исковые требования, в соответствии с которыми истцы просят прекратить право собственности Российской Федерации, право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на <данные изъяты> квартиру, расположенную по адресу <адрес>; признать за Печниковым С.В., Печниковой М.В., Тимониной К.С. право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
Истцы в судебном заседании поддержали увеличенные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о рассмотрении дела. До судебного заседания от Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» представлены отзывы на заявленные исковые требования.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены.
Суд, заслушав пояснения истцов, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом, в частности, путем признания права.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на жилище (статья 40) и право иметь в частной собственности имущество (статья 35).
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (статья 2).
В соответствии со статьей 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 7).
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (абз.1 п.4 ст.298 ГК РФ).
Судом установлено, что Печникову С.В. на семью из 3 человек предоставлена <данные изъяты> квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» и Печниковым С.В. заключен договор с условиями краткосрочного найма спорного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ между Печниковым С.В. и начальником отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в РК - <адрес>, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании доверенности Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, был заключен договор социального найма спорного жилого помещения. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны: супруга Печникова М.В. и дочь Печникова К.С. (в настоящее время Тимонина).
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ истцу было отказано в передаче в собственность указанного жилого помещения, поскольку вопрос о передаче Министерством обороны РФ квартир в собственность граждан в порядке приватизации законодательством не урегулирован.
В судебном заседании также установлено, что спорная квартира является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», которое является правопреемником ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района».
Истцы ранее участия в приватизации не принимали. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов, материалами дела.
На основании пункта 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом ВС РФ.
Вместе с тем, нормативными либо иными актами Министерства обороны РФ в настоящее время порядок приватизации жилых помещений не урегулирован, что создает препятствия в реализации прав истцов. Ограничение права истцов на приватизацию спорного жилого помещения противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации.
Проанализировав положения действующего законодательства, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Отсутствие нормативных документов, регламентирующих порядок передачи Министерством обороны в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда, используемых на условиях социального найма, по мнению суда, не может являться основанием для отказа истцам в реализации права на приобретение жилого помещения в собственность. Следует признать за истцами право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Данное решение в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» будет являться основанием для регистрации права собственности истцов на жилое помещение в установленном законом порядке.
В силу вышеизложенных обстоятельств также подлежат удовлетворению требования истцов о прекращении права собственности Российской Федерации, права оперативного управления Федерального государственного казённого учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на спорную квартиру.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из разъяснений, приведенных в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
Поскольку удовлетворение заявленного иска не было обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания со стороны ответчиков прав истца, понесенные истцом судебные расходы должны быть отнесены на счет последних, что соответствует принципу добросовестности лиц, участвующих в деле, и не нарушает разумного баланса прав и интересов сторон (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, ст.ст.12, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать за Печниковым С.В., Печниковой М.В., Тимониной К.С. право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Прекратить право собственности Российской Федерации, право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение составлено 13.07.2020.