Решение от 17.10.2022 по делу № 02-2989/2022 от 24.02.2022

УИД: 77RS0017-02-2021-023361-67

Дело № 2-2989/2022

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

адрес                                                                                            17 октября 2022 года

 

Нагатинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карачаровой Т.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2989/2022 по иску Вышемирского Дмитрия Александровича к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Преимущество» о защите прав потребителей,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Вышемирский Д.А. обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ)  к ООО «УК Преимущество» о возложении обязанности произвести перерасчёт оплаты за потребленную тепловую энергию с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере сумма и                         с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере сумма, а так же начисленных пеней за указанный период в размере сумма и взыскать штраф за несоблюдение досудебного порядка удовлетворения требований в размере сумма, мотивируя свои требование тем, что он является собственником квартиры № 47, расположенной по адресу: адрес, на основании заключенного между сторонами договора управления многоквартирным домом № П101К047 от 10.10.2019 ответчик является управляющей компанией названного МКД и производит начисление стоимости потреблённых коммунальных услуг, однако в нарушение абз.10 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства                    № 354 от 06.05.2011,  ответчиком в первом квартале 2021 года не произведен перерасчет фактически потребленной услуги в 2020 году, при расчете использовал некорректное значение показаний индивидуального прибора учета за указанный период и необоснованно начислял стоимость отопления больше фактически потребленного ресурса, а расчет за тепловую энергию в 2021 году произведен без учета показаний индивидуального прибора учета не смотря на то, что Постановление Правительства Москвы № 629 от 29.09.2016 обязывает при расчете размера платежей за 2021 год учитывать фактически потребленные услуги с последующим их перерасчетом, при этом производил начисление пеней на такую стоимость.

Истец Вышемирский Д.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ООО «УК Преимущество» по доверенности в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь в том числе на то, что начисления оплаты за тепловую энергию в 2020 году производились в соответствии с нормами, установленными на территории адрес, а в 2021 году исходя из размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного по показаниям ОДНУ ТЭ за 2020 год и общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме за прошедший 2020 год, а потому оснований для осуществления перерасчета нет.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Вышемирский Д.А. является собственником квартиры № 47, расположенной по адресу: адрес, которая с 21.07.2020 оборудована введенным в эксплуатацию индивидуальным прибором учета потребления коммунальных услуг.

ООО «УК Преимущество» является управляющей организацией названного многоквартирного дома.

Из представленных истцом квитанций по оплате за коммунальные услуги в названный период следует, что за последним числится задолженность за потребленную тепловую энергию в 2020 году в размере сумма а в 2021 году в размере сумма на которую начислены пени в размере сумма

Истец Вышемирский Д.А. обратился к ответчику ООО УК «Преимущество» с требованиями о перерасчете оплаты за тепловую энергию за период с 2020 по 31.12.2021.

Из ответа ответчика на такое обращение следует, что корректировка произвведена.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец ссылался на то, что названная задолженность образовалась у него в связи с необоснованными начислениями ответчиком оплаты за такую услугу с использованием некорректного значения показаний индивидуального прибора учета, при том, что показания ИПУ он своевременно передавал через систему ГИС ЖКХ, его неоднократные обращения к ответчику с требованиями о перерасчете оплаты за потребленную тепловую энергию ответчиком не удовлетворены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 г. при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. ст. 153, 155 ЖК РФ, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей до 10 числа следующего за истекшим месяцем. За несвоевременную оплату  жилого помещение и коммунальных услуг, подлежит уплате пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 157 адрес кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, отношения по поставке коммунальных ресурсов (определение объема, порядка учета, сроков оплаты и др.) для предоставления коммунальных услуг регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергоресурсов либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (пункт 1 ст. 157 адрес кодекса Российской Федерации, пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 345, пункт 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 года № 2380/10).

Согласно п. п. «а, б, г» ст. 33 Правил «Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений.

Согласно пункту 80 Правил № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994                  № 41 норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет 0,016 Гкал/м2 в месяц.

Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев.

Норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.

Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам).

Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение своих доводов истцом в материалы дела предоставлен расчет оплаты потребленной им тепловой энергии в указанный период, из которого следует, показания акта ввода индивидуального прибора учета тепла (акт от 21.07.20,б/н) составили -5,9563 Гкал; показания индивидуального прибора учёта на конец декабря, переданные им через систему ГИС ЖКХ - 5,9563 Г кал; вместе с тем, фактически за период с июля (ввод) по декабрь 2020 года включительно ему было начислено 4,5280 Гкал.(0,9056 Гкал*5 мес.), при этом разница с фактически потребленной тепловой энергией - 3,5717 Г кал, стоимость 1 Гкал потребленной тепловой энергии составляет сумма В настоящий момент по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии фактически потреблено менее 8 Гкал.

По мнению истца, в связи с использованием некорректного значения показаний индивидуального прибора учета на 31.12.2020 (10,8 Гкал) ответчик необоснованно начислил ему дополнительную задолженность в размере - сумма (раздел 5 платежного документа за март 2021 года), из них сумма относятся к начислениям на ОДН, которые не оплачивались в 2020 году, таким образом общая сумма необоснованных начислений на момент подачи иска составляет сумма (сумма – сумма). Расчет необоснованно начисленной платы за услугу «отопление помещения» в 2021 году основан на доводах об использовании ответчиком некорректных показании индивидуального прибора учёта на 31.12.2020 в размере 10,8 Гкал, что на 4,8437 Гкал больше фактически потребленного, при этом в своем ответе на поданное через систему ГИС ЖКХ обращение 77-2021-27621 ответчик указал, что расчёт ежемесячного платежа за отопление по ИПУ на 2021 год составляет (10,8 — 3,8508) / 12 = 0,579018 Гкал в месяц. При этом по реальным показаниям за декабрь 2020 года данная величина должна составлять (5,9563 — 3,8508) / 12 = 0,175458 Гкал в месяц. При том, что с учётом начисления в январе и феврале платы за отопление в размере 0,9056 Гкал в месяц переплата на момент подачи иска составляет (0,9056 * 2 + 0,579018 * 4) — 0,175458 * 6 = 3,074524 Гкал за первое полугодие 2021 года и 0,579018 * 3 — 0,175458 * 3 = 1,21068 Гкал второго полугодия 2021 года. Стоимость 1 Гкал потребленной тепловой энергии в первом полугодии 2021 года - сумма, а во втором полугодии 2021 года - сумма Общая сумма необоснованных начислений на момент подачи иска составляет 3,074524 * 1970,4 + 1,21068 * 2033,84 = сумма, при том что что фактически за период с июля (ввод) по декабрь 2020 года включительно ему было начислено  4,5280 Гкал, при том, что показания ИПУ на конец декабря 2020, переданные им через систему ГИС ЖКХ  составляли  - 5,9563 Гкал, стоимость 1 Гкал тепловой энергии составляет сумма, таким образом разница с фактически потребленным составила 3,5717 Гкал и как полагает истец ему необоснованно начислено сумма

Вместе с тем  согласно уточненному истцом расчёту необоснованно начисленная плата за услугу «отопление помещения» в 2021 году составляет  сумма (из расчета: 2 месяца по нормативу 0,9056 Гкал и/0 месяцев по расчёту 0,579018 Гкал: (0,9056 * 2мес + 0,579018 * 4мес) * сумма + 0,579018 * 6 мес. * сумма - сумма - сумма), при том, что фактически потреблено тепловой энергии за названный период на сумму сумма (1,8932 * сумма + 0,3854 * сумма) при этом, на указанную сумму ответчиком начислены пени в размере сумма (сумма (апрель) + сумма (июнь) + сумма (июль) + сумма (август) +сумма (сентябрь) +сумма (октябрь) + сумма (ноябрь) + сумма (декабрь) + сумма (январь) + сумма (февраль) + сумма (март)).

Между тем, согласно представленному ответчиком контрсчёту потребленной тепловой энергии за 2020-2021 г., расход общедомового потребления тепловой энергии  по общему коллективному прибору по адресу: адрес. к. 1 (жилые, нежилые помещения, кладовые помещения, машино-места) за 2020 год составил: 4855,9004 Гкал (после вычета подогрева); расход индивидуального потребления тепловой энергии по средним значениям (по формуле 3(7) Правил №354) по адресу:  адрес. к. 1. (жилые, нежилые помещения, кладовые помещения, машино-места) за 2020 год составил: 4190,818 Гкал; общедомовые нужды по отоплению в названном МКД составили 4855,9004 Гкал, (расходы по ОДПУ за 2020 год) - 4190,818 Гкал, (объем потребления всех помещений в МКД: жилые, нежилые помещения, кладовые помещения, машино-места за 2020 год) / 12 (количество месяцев в году) = 55,423533 Гкал, на МКД за 1 мес., данные расчеты произведены исходя из расчетной площади вышеуказанного МКД - 47 413,20 кв.м., таким образом, общедомовые нужды по отоплению на 1 кв.м. составили 0,00117 Гкал. (55,423533 Гкал. / 47 419,20 кв.м (расчетная площадь - жилые, нежилые помещения, кладовые помещения, машино-место).

Расчет отопления на ОДН по кв. №47 = 0,00117 Гкал (ОДН по отоплению на 1 кв.м.) * 56,60 м2 (площадь жилого помещения) = 0,066222 Г кал. отопление на ОДН.

Расчет отопления на индивидуальное личное потребление тепловой энергии  в названном жилом помещении с  учетом показаний ИПУ при том, что в период с июля 2020 по ноябрь 2020 показания ИПУ отсутствовали составил 6,9492 Гкал, а расход по ИЛУ отопления за 2020 год: 6,9492 Гкал. /12 мес. = 0,579018 Г кал. за 1 мес. Корректировка размера платы по отоплению за 2020 год произведена в Едином платежном документе за март 2021 года, исходя из размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2020 год.

Таким образом, представленный истцом в материалы дела расчет оплаты за потребленную тепловую энергию в указанный период суд находит несостоятельным, поскольку последний основан на неверном толковании норм, регулирующих порядок расчета и оплаты за коммунальные услуги.

Доводы истца о начислении стоимости за тепловую энергию без учета показаний индивидуального прибора учета суд находит несостоятельными и отклоняет по следующим основаниям. 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 59 указанных Правил № 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев).

Пунктом 60 Правил № 354 установлено, что по истечении указанного в подпункте «а» пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальные услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил.

При таких данных, учитывая, что все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленный стороной ответчика контрсчёт свидетельствуют о том, что начисления, произведенные управляющей компанией плата за тепловую энергию за период с 2020 год по 31.12.2021 осуществлялись в соответствии с действующим законодательством, при том, что представленный истцом расчет основан на неверном толковании норм, регулирующих порядок расчета и оплаты за коммунальные услуги, суд приходит к выводу о том, что требования Вышемирского Д.А. об обязании ответчика произвести перерасчет в связи необоснованным применением некорректных значении показаний индивидуального прибора учета вместе с производными исковыми требованиями о перерасчете начисленных пеней являются необоснованным и подлежат отклонению, поскольку противоречат императивно закрепленному порядку расчета объема и стоимости потребленной тепловой энергии в жилом помещении, оборудованном ИПУ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Поскольку судом факт нарушения прав потребителя ответчиком не установлен, правовых оснований для присуждения истцу с ответчика штрафа, предусмотренного Законом о защите прав потребителей, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

 

РЕШИЛ:

 

   ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

 

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

  ░░░░░:                                                                                                      ░░░

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.12.2022 ░.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-2989/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 17.10.2022
Истцы
Вышемирский Д.А.
Ответчики
ООО "Управляющая компания "Преимущество"
Суд
Нагатинский районный суд
Судья
Карачарова Т.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
17.10.2022
Решение
01.12.2022
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее