УИД 77RS0009-02-2022-010386-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2022 года адрес
Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Т.В. Соленой,
при секретаре фио,
с участием прокурора Зюзинской межрайонной прокуратуры адресфио Колодяжной,
с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-891/2022 по административному иску Балашова Сергея Михайловича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес Бутов о признании незаконными протокола об итогах проверки подписных листов, решения избирательной комиссии, возложении обязанностей
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Балашов С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением признании незаконным протокола об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2 Балашова Сергея Михайловича от 15.07.2022 года, о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес № 9/1 от 18.07.2022 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2 фио», как принятого с нарушением избирательного законодательства, о возложении обязанностей восстановления избирательные права фио в части регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2, мотивируя тем, что 14.06.2022 года Совет депутатов адрес принял решение № 57/1 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов адрес». Административный истец 27.06.2022 года подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес документы на выдвижение в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному кругу № 2 и сдал в избирательную комиссию документы, представляемые для регистрации кандидата. Протоколом об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа адрес Балашова С.М. от 15.07.2022 года, установлено, что все 63 подписи избирателей признаны недействительными по основанию, предусмотренному по 10 ч. 7 ст. 37 Закона адрес от 06.07.2005 года № 38 «Избирательный кодекс адрес». Административный истец полагает, указанные решения избирательный комиссии незаконными, нарушающими права административного истца.
Административный истец Балашов С.М., представитель административного истца в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители административного ответчика в судебное заседание явились, иск не признали, полагали, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку принятые административным ответчиком решения являются законными, принятыми в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Московской городской избирательной комиссии в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителей административного ответчика, исследовав письменные доказательства, заключение прокурора Зюзинской межрайонной прокуратуры адресфио Колодяжной, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, - возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, охранять достоинство личности (статьи 2 и 18; статья 21, часть 1).
Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что, по смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты, с учетом того, что непосредственно Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) в обладании данным конституционным правом отказано гражданам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда (Постановление от 9 ноября 2009 года N 16-П, Определение от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О и др.).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование порядка и условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации иные возможные ограничения пассивного избирательного права федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели, быть соразмерны им, не посягая на само существо данного права и не приводя к утрате его основного содержания. Соответственно, предусмотренный законом порядок реализации пассивного избирательного права, в том числе выдвижения кандидатом, не должен вводить условия, исключающие возможность выдвижения кандидатами граждан, в отношении которых Конституцией Российской Федерации и в соответствии с нею федеральным законом не установлены ограничения данного права.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ и ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 данного Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу части 4 статьи 37 Закона адрес от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс адрес" соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Согласно п. 9 ст. 34 адрес кодекса адрес, участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
14.06.2022 г. Совет депутатов адрес принял решение № 57/1 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов адрес».
Решением избирательной комиссии от 22.06.2017 г. № 2/5 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес, выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу» установлено количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу № 2 и составляет 58 подписей.
27.06.2022 г. Балашов С.М. представил в избирательную комиссию документы о своём выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2, 08.07.2022 г. Балашовым С.М. представлены подписные листы, содержащие 63 подписи избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; первый финансовый отчет.
В соответствии с решением избирательной комиссии от 17.06.2022 г. № 2/5 «О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по соответствующему многомандатному избирательному округу», 15.07.2022 года состоялось заседание Рабочей группы по проверке подписных листов, представленных Балашовым С.М., по результатом которого, принято решение, оформленное протоколом рабочей группы избирательной комиссии об итогах проверки. В ходе проверки подписей проверено 63 подписи избирателей, из них признаны недействительными и (или) недостоверными 63 подписи избирателей. Количество достоверных подписей составляет 0 подписей.
В соответствии с п. 6 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Аналогичная норма содержится в п. 10 ч. 7 ст. 37 Закона адрес от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс адрес".
Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что членам избирательных комиссий с правом решающего голоса установлен абсолютный и безусловный запрет на сбор подписей избирателей. Какого- либо расширительного толкования закон в этой части не содержит.
Судом установлено, что решением от 29.07.2021 г. территориальной избирательной комиссии адрес сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 3484, членом которой с право решающего голоса является кандидат Балашов Сергей Михайлович. Полномочия Балашов С.М., как член избирательной комиссии с правом решающего голоса, на период сбора подписи, не сложил.
В соответствии с пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что 15.07.2022 года по результатам проверки 100 процентов представленных Балашовым С.М. подписей избирателей, проведенной рабочей группой избирательной комиссии, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата фио осуществлялся членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка № 3484 Южного Бутово адрес, суд, , приходит к выводу, что комиссией обоснованно было принято решение о признании недействительными 63 подписей избирателей, представленных Балашовым С.М., и обосновано принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты, поскольку в соответствии с части 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, не допускается участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей .
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства, в том числе и папку с оригиналами подписных листов, суд приходит к выводу о том, что, сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата фио осуществлялся в нарушение части 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, и принятые решения избирательной комиссии являются законными, и отсутствуют правовые основания для признания их незаконными.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования признании незаконным протокола об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2 Балашова Сергея Михайловича от 15.07.2022 года, о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес № 9/1 от 18.07.2022 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2 фио», о возложении обязанностей восстановления избирательные права фио в части регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу № 2, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований административного истца Балашова Сергея Михайловича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – адрес Бутов о признании незаконными протокола об итогах проверки подписных листов, решения избирательной комиссии, возложении обязанностей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Московского городского суда чере░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: