Дело № 12-355/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Севастополь 11 августа 2020 года
Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя Сомова И.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника ГУ – УПФР в г. Севастополе (межрайонное) Харкевич Натальи Руслановны на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Водстройпроект» Горелика Владимира Вениаминовича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 28.05.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора ООО «Водстройпроект» Горелика В.В. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На указанное определение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, - заместителем начальника ГУ – УПФР в г. Севастополе (межрайонное) Харкевич Н.Р. подана жалоба, в которой она просит отменить постановление мирового судьи и направить дело на новое рассмотрение по тем основаниям, что мировой судья необоснованно пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, который должен исчисляться с даты вручения должностному лицу уведомления об устранении несоответствий между представленными сведениями.
В суд для рассмотрения жалобы должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Харкевич Н.Р., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Горелик В.В. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
03.03.2020 заместителем начальника ГУ – УПФР в г. Севастополе (межрайонное) Харкевич Н.Р. в отношении директора ООО «Водстройпроект» Горелика В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ.
Как следует из указанного протокола, в результате проведенной проверки сведений о застрахованных лицах за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М, предоставленных страхователем, за отчетные периоды с января по декабрь 2017 года выявлен факт недостоверности указанных сведений, а именно отображение сведений о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ и не отображение данных по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года. Пенсионным органом 14.11.2019 направлено страхователю уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, которое должно было быть исполнено до 27.11.2019. Сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года по состоянию на 03.03.3020 не представлены.
05.03.2020 материалы дела и протокол об административном правонарушении направлены на рассмотрение мировому судье судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 28.05.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора ООО «Водстройпроект» Горелика В.В. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу;
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:
осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Мировой судья в обжалуемом постановлении указал, что из представленных пенсионным органом материалов следует, что страхователем ООО «Водстройпроект» не были представлены в полном объеме сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, срок предоставления которых наступил 15.11.2017. На основании изложенного мировой судья пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела истек срок давности привлечения к административной ответственности виновного лица, который составляет 1 год.
С указанными выводами следует согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как следует из протокола об административном правонарушении, страхователем - ООО «Водстройпроект», генеральным директором которого является Горелик В.В., не были представлены сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, срок предоставления сведений за октябрь 2017 года наступил 15.11.2017.
За невыполнение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность по статье 15.33.2 КоАП РФ, срок давности привлечения по которой составляет 1 год и начинает течь с момента наступления срока, установленного законом.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что срок привлечения к административной ответственности страхователя по настоящему делу истек 15.11.2018.
В поступившей жалобе административный орган ссылается на то, что состав административного правонарушения образует другое нарушение закона, допущенное страхователем, а именно согласно протоколу об административном правонарушении неполнота предоставления сведений по форме СЗВ-М и их несоответствие сведениям по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год было выявлено пенсионным органом в 2019 году, в связи с чем страхователю 14.11.2019 направлено уведомление, предусмотренное частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений. Уточненные сведения не были представлены страхователем.
В этой связи, по мнению административного органа, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение установленного частью 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, начал исчисляться с даты, установленной по уведомлению, т.е. с 28.11.2019.
С указанными доводами согласиться нельзя.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность не за любое нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, или неисполнение обязанности, установленной органом Пенсионного фонда Российской Федерации, а за непредставление предусмотренных законом сведений в срок, установленный законом, или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Срок предоставления сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, установлен указанной правовой нормой, и не может быть продлен или перенесен органом Пенсионного фонда РФ. В ином случае будет создана правовая неопределенность как исполнения обязанности, установленной законом, так и привлечения к административной ответственности за ее неисполнение.
Непредоставление уточненных сведений в целях устранения ранее допущенной неполноты или расхождения в сведениях в срок, установленный пенсионным органом, не свидетельствует о нарушении обязанности, установленной пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления мирового судьи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 28.05.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Водстройпроект» Горелика Владимира Вениаминовича оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ГУ – УПФР в г. Севастополе (межрайонное) Харкевич Натальи Руслановны – без удовлетворения.
На определение суда может быть подана жалоба в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Копия верна.
Судья И.В. Сомова