Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ивановка «21» июля 2021 года
Ивановский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Плотникова Р.Н.,
при секретаре Колесниковой Т.Ю.,
с участием Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Козлова Д.И., представителя ответчика ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области – Савина А.П., представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Амурской области – Куликовской М.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению и.о. Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Амурской области, ФСИН России об устранении нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечении финансирования,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Демьянов К.В. обратился в Ивановский районный суд Амурской области настоящим исковым заявлением, в обоснование которого указал. Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в марте 2021 года проведена проверка исполнения в ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области (далее - ИК№) требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона о медико-санитарном и коммунально-бытовом обеспечении граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Так администрацией ИК№ длительное время не производился ремонт в жилых и коммунально-бытовых помещениях отряда № 1. На момент проверки во всех помещениях отряда № 1 наблюдалось отслоение лакокрасочного слоя, в следствии затекания воды с крыши здания. В целях устранения выявленных истцом, врио начальника ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области 30.03.2021 внесено представление. В ходе проведения в порядке контроля 22.04.2021 проверки фактического устранения выявленных ранее в ИК№ нарушений уголовно-исполнительного законодательства установлено, что вышеуказанные нарушения закона, администрацией учреждения до настоящего времени не устранены. Так, в здании отряда № 1, со стороны входа на второй этаж, кирпичная кладка наружной несущей стены имеет значительные следы разрушения (выкрашивания), а также множественные глубокие трещины, что привело к ее смещению от первоначального (вертикального) положения. На здании имеются повреждения кровли, во многих местах отсутствует шиферное покрытие, в связи с чем атмосферные осадки затекают на несущие стены и во внутренние помещения отряда, что привело к частичному разрушению кирпичной кладки наружных стен и отслоению лакокрасочного слоя во всех внутренних помещениях отряда, в том числе жилых, а также к разрушению фундамента здания. В следствии затекания воды и промерзания стен в зимний период в большинстве оконных проемов отряда стеклопакеты имеют трещины и подлежат замене, сами проемы также значительно повреждены, выкрашивание кирпичной кладки и штукатурного слоя. Кроме того, сантехническое и электротехническое оборудование в жилых и коммунально-бытовых помещениях отряда имеет значительный износ и следы повреждений. Эксплуатация здания отряда № 1 с указанными нарушениями несущих конструкций и элементов внутренней отделки, создает реальную угрозу для жизни и здоровья осужденных, содержащихся в отряде, что свидетельствует о необходимости незамедлительного проведения капитального ремонта здания отряда № 1 с заменой сантехнического и электротехнического оборудования. Таким образом, администрация ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области не выполняет возложенные на нее обязанности по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, охрану их здоровья, а также по осуществлению деятельности направленной на развитие своей материально-технической базы и социальной сферы. Не исполнение указанных обязанностей влечет нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав осужденных к лишению свободы на охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение.
Со ссылкой на ст. 12, 150 ГК РФ, ст.45, 131 ГПК РФ, ст. 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать администрацию ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области в срок до 01.02.2022 провести капитальный ремонт отряда № 1 в том числе: - кровли, наружных несущих стен, фундамента, оконных и дверных проемов; оборудовать здание системой вентиляции и водоотведения; заменить поврежденные оконные стеклопакеты и двери; заменить сантехническое и электротехническое оборудование. Обязать Управление ФСИН России по Амурской области в тот же срок обеспечить финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта здания отряда № 1 исправительного учреждения ИК№.
От ответчика ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области поступил отзыв на исковое заявление (вх.№ от 23.06.2021), согласно которому с доводами искового заявления ответчик не согласен, поскольку 11.05.2021 года был заключен Государственный контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития отряда № 1 ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области, цена Государственного контракта составляет <данные изъяты> рублей 00 копеек, НДС не предусмотрен в соответствии с налоговым законодательством. Финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта кровли общежития отряда № 1 ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области обеспечено в срок. В соответствии с п. 5.1 Государственного контракта № начало выполнения работ - с момента заключения контракта, то есть с 11.05.2021 года, окончание выполнения работ – до 31.08.2021 г. Также при выполнении работ по капитальному ремонту в пределах возможности соблюдаются все санитарно-эпидемиологические нормы.
В связи, с чем просит суд отказать в исковом заявлении о возложении обязанностей по устранению нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от 30.06.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказания России.
В ходе судебного заседания 30.06.20212 г. от ответчика УФСИН России по Амурской области поступил отзыв на исковое заявление в котором ответчик указывает, что понуждение ФСИН России и УФСИН России по Амурской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя и распорядителя соответственно средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на неё функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и его структурного подразделения, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на УФСИН России по Амурской области обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением капитального ремонта отряда № 1 является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального органа государственной власти и его структурного подразделения. Расходным расписанием № от 10.02.2021 г. на текущий финансовый 2021 г. распорядителем (получателем) бюджетных средств в лице УФСИН России по Амурской области в адрес ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области были доведены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, 00 копеек. Письмом от 16.02.2021 г. № № за подписью заместителя начальника подполковником внутренней службы ФИО1 ФКУ ИК№ было указано, что расходным расписанием от 10.02.2021 учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств на капитальный ремонт объектов учреждения, в том числе <данные изъяты> рублей), 00 копеек на капитальный ремонт здания помещений общежития № 1. Согласно указания заместителя директора ФСИН России, генерал-лейтенанта внутренней службы ФИО2 заключение государственных контрактов, в том числе и по ремонту необходимо произвести в 1 квартале 2021 года. Таким образом, УФСИН России по Амурской области довело до ФКУ ИК№ денежные средства, в том числе с целью проведения капитального ремонта здания помещений общежития № 1, что в свою очередь говорит об отсутствии предмета и основания заявленных исковых требований в отношении УФСИН России по Амурской области.
На основании изложенного, УФСИН России по Амурской области просит отказать в заявленных требований в отношений УФСИН России по Амурской области.
Истец Амурский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Козлова Д.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, по основаниям в них изложенных.
Представитель ответчика ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области Савин А.П. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Указал что кровля на здании отряда № 1 не отсутствует, но при её монтаже была нарушена технология и имеются трещины, через которые осадки попадают внутрь. Раньше в этом здании располагалась столовая и в самом здании самих труб и колодцев вентиляции не имеется, они расположены в крыше, а в здании между стен имеются сквозные отверстия, закрытые пластмассовыми решетками. Стеклопакеты действительно имеют трещины. Стены разрушаются, так как нет системы водоотведения и вода затекает и кирпичные стены раскрашиваются и трескаются. Они принимают меры по устранению нарушений, но финансирования не достаточно.
Представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Амурской области Куликовская М.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Изучив доводы искового заявления, заслушав, лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не определенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В статье 2 Конституции РФ указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Частями 1, 2 статьи 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 26.05.2021) финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 13 указанного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области, были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В общем числе выявленных нарушений установлен факт того, что в большинстве помещений отрядов текущий ремонт не проводится. Отслоение лакокрасочного покрытия наблюдается в отряде № 1 (во всех помещениях отряда), 3, 4 (на лестничном марше). В туалете отряда № 3 на потолке наблюдается влажность, капли сырости, требуется проведение ремонта.
По результатам проверки 30.03.2021 в адрес врио начальника ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области было направлено представление с требованием устранить допущенные нарушения
В справке по результатам проверки исполнения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области от 30.04.2021 года указано, что в здании отряда № 1, со стороны входа на второй этаж, кирпичная кладка наружной несущей стены имеет значительные следы разрушения (выкрашивания), а также множественные глубокие трещины, что привело к ее смещению от первоначального (вертикального) положения. На здании имеются повреждения кровли, во многих местах отсутствует шиферное покрытие, в связи с чем атмосферные осадки затекают на несущие стены и во внутренние помещения отряда, что привело к частичному разрушению кирпичной кладки наружных стен и отслоению лакокрасочного слоя во всех внутренних помещениях отряда, в том числе жилых, а также к разрушению фундамента здания. В следствии затекания воды и промерзания стен в зимний период в большинстве оконных проемов отряда стеклопакеты имеют трещины и подлежат замене, сами проемы также значительно повреждены, выкрашивание кирпичной кладки и штукатурного слоя. Кроме того, сантехническое и электротехническое оборудование в жилых и коммунально-бытовых помещениях отряда имеет значительный износ и следы повреждений. Эксплуатация здания отряда № 1 с указанными нарушениями несущих конструкций и элементов внутренней отделки, создает реальную угрозу для жизни и здоровья осужденных, содержащихся в отряде, что свидетельствует о необходимости незамедлительного проведения капитального ремонта здания отряда № 1 с заменой сантехнического и электротехнического оборудования.
Обстоятельства, изложенные в иске, также подтверждаются фото-таблицей к акту проверки, приложенной к иску и фактически ответчиками, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не оспорены.
Вместе с тем из государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития отряда № 1 ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области № от 11.05.2021 следует, что
ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области в лице врио начальника ФИО3 (Государственный заказчик) и ООО «<данные изъяты>» в лице генерального директора ФИО4 (Подрядчик) заключили настоящий государственный контракт согласно которому: Подрядчик обязуется в срок до 30.08.2021 года выполнить работы по капитальному ремонту кровли общежития отряда № ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области согласно Локальному сметному расчету. Цена Контракта составляет <данные изъяты> рублей.
Таким образом, исходя из того, что факт нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства о медико-санитарном и коммунально-бытовом обеспечении граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы в судебном заседании установлен и стороной ответчика фактически не оспаривался, доказательств, свидетельствующих о принятии достаточных мер и действий для выполнения требований законодательства, в материалы дела не представлено, до настоящего времени указанные нарушения законодательства о коммунально-бытовом обеспечении осужденных, ответчиком в полном объеме не устранены, суд с учетом предоставленных стороной ответчика доказательств приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в части.
Доводы стороны ответчика о недостаточности финансирования судом отвергаются, так как финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Праву осужденных на охрану здоровья корреспондирует обязанность администрации исправительного учреждения, наряду с прочим, обеспечить их предметами вещевого довольствия и предметами мебели. Недостаточное финансирование не может являться основанием к освобождению ответчиков от исполнения императивных положений уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных к лишению свободы вещевым имуществом. Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиками в соответствии с их компетенцией необходимых и исчерпывающих мер по устранению имеющихся нарушений действующего законодательства, не представлено.
Рассмотрев доводы истца об установлении срока исполнения решения – до 01.02.2022г. в части обеспечения финансирования и отсутствие возражений ответчиков о невозможности исполнения решения до указанной даты, суд соглашается с данным требованием, так как по мнению суда, этот срок является разумным, не приведет к существенному нарушению прав взыскателя на исполнение судебного акта в разумные сроки, позволит обеспечить баланс интересов сторон и не противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства.
Рассмотрев доводы истца об установлении срока исполнения решения в части проведения капитального ремонта – до 01.02.2021г. и возражения ответчиков, суд считает необходимым установить срок - в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, так как по мнению суда, этот срок является разумным, не приведет к существенному нарушению прав взыскателя на исполнение судебного акта в разумные сроки, позволит обеспечить баланс интересов сторон и не противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства.
Также, суд исходил из того, что установление срока исполнения судебного решения предусмотрено действующим законодательством, и направлено на исполнение судебного решения.
Руководствуя ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - удовлетворить частично.
Обязать администрацию ФКУ ИК№ УФСИН России по Амурской области в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу провести капитальный ремонт отряда № 1, в том числе: кровли, наружных несущих стен, фундамента, оконных и дверных проемов; оборудовать здание системой вентиляции и водоотведения; заменить поврежденные стеклопакеты и двери; заменить электротехническое оборудование.
Обязать ФСИН России, Управление ФСИН России по Амурской области, в срок до 01.02.2022 года, обеспечить финансирование проведения капитального ремонта отряда № 1 ФКУ ИК № УФСИН России по Амурской области, а именно: по проведению ремонта кровли, наружных несущих стен, фундамента, оконных и дверных проемов; оборудования здания системой вентиляции и водоотведения, замены поврежденных стеклопакетов и дверей; замены электротехнического оборудования.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 41 ГПК РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54), через Ивановский районный суд Амурской области в течении трех месяцев.
Судья
Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников
В окончательной форме решение принято 06 августа 2021 года.
Судья
Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников