Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4578/2012 ~ М-4099/2012 от 19.06.2012

Дело № 2-4578/28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июля 2012 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Касянчук Е.С.

при секретаре Гавриленко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А., Филатова К.С., Перервы И.Н., Маньшина Д.С., Багинского А.Д. об оспаривании постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района,

установил:

Кусакин А.Б., Тарасов М.Ю., Давидович И.М., Береснев С.А., Филатов К.С., Перерва И.Н., Машьшин Д.С., Багинский А.Д. обратились в судебном порядке с заявлением об оспаривании постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения». Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ указанные граждане в соответствии со ст. ст. 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ обратились в адрес заинтересованного лица с заявлениями об обеспечении выбора и предварительном согласовании места размещения земельных участков в <данные изъяты> для дачного строительства, при этом в заявлениях указали о назначении объекта, предполагаемом месте размещения, ориентировочной площади земельных участков и испрашиваемом праве на землю. Однако, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обратившимся лицам со ссылкой на положения ст. ст. 11, 30, 31 Земельного кодекса РФ, ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» было отказано в выборе земельных участков и предварительном согласовании места их размещения. Мотивом принятия решения явилось то обстоятельство, что Кусакин А.Б., Тарасов М.Ю., Давидович И.М., Береснев С.А., Филатов К.С., Перерва И.Н., Машьшин Д.С., Багинский А.Д. проживают на территории Петрозаводского городского округа, а по смыслу ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Не соглашаясь с такими доводами Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, указывая на право претендовать на предоставление земельных участков под дачное строительство в Пряжинском национальном муниципальном районе Республики Карелия, несмотря на проживание на территории Петрозаводского городского округа, заявители просят в судебном порядке признать постановление Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обеспечить выбор и предварительно согласовать место размещения земельных участков в д<адрес> для дачного строительства по заявлениям Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А., Филатовв К.С., Перервы И.Н., Машьшина Д.С., Багинского А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание заявители Кусакин А.Б., Тарасов М.Ю., Давидович И.М., Береснев С.А., Маньшин Д.С., Багинский А.Д. не явились, надлежаще извещены судом о времени и месте слушания дела. Заявители Перерва И.Н. и Филатов К.С., одновременно являющиеся представителями иных заявителей на основании нотариально оформленных доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, требования об отмене оспариваемого постановления и понуждении Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия к обеспечению выбора земельных участков и их предварительному согласованию поддержали.

Представитель Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, его ходатайство об отложении судебного заседания ввиду невозможности обеспечения явки представителя определением суда оставлено без удовлетворения.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, полагает заявление подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кусакиным А.Б., Тарасовым М.Ю., Давидовичем И.М., Бересневым С.А., Филатовым К.С., Перервой И.Н., Машьшиным Д.С., Багинским А.Д. были предприняты обращения в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия с заявлениями, содержащими просьбы об обеспечении выбора и предварительном согласовании места размещения земельных участков в <адрес> для дачного строительства. В заявлениях в соответствии с ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ содержалось указание на назначение объекта – для дачного строительства, на предполагаемое место размещения – кадастровый квартал в <адрес>, на ориентировочную площадь – <данные изъяты> кв.м., на испрашиваемое право на земельный участок – его аренду.

Рассмотрев указанные заявления, Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление об отказе обратившимся гражданам в выборе земельных участков и предварительном согласовании места их размещения. Письмами в адрес заявителей от ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия со ссылками на положения ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан» были разъяснены мотивы принятого решения, сводящиеся к тому, что обратившиеся граждане не являются жителями Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, в связи с чем не имеют прав на предоставление земельных участков для дачного строительства в указанном районе, при этом не лишены возможности обращения по данному вопросу в Администрацию Петрозаводского городского округа.

Однако, с таким решением Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия согласиться нельзя.

Так, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указанный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

При этом, земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имеет ограниченную сферу применения, поскольку регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. Следовательно, положения ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» надлежит применять во взаимосвязи с положениями Земельного кодекса РФ, которые не содержат каких-либо ограничений для органа местного самоуправления в обеспечении дачными участками граждан, не проживающих на территории данного района.

По смыслу ст. 8 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Часть 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления земельных участков как объединениям граждан, так и индивидуально обратившимся гражданам. Следовательно, граждане вправе подавать заявления о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Следовательно, принимая решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка, Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия должна была руководствоваться в том числе Земельным кодексом РФ, не ограничивающим право гражданина на предоставление ему земельного участка в пользование под условием места проживания.

При таких обстоятельствах постановление Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения гражданам Кусакину А.Б., Тарасову М.Ю., Давидовичу И.М., Бересневу С.А., Филатову К.С., Перерве И.Н., Машьшину Д.С., Багинскому А.Д.» должно быть признано незаконным.

В силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 29 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ по обращении гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предполагаемом согласовании места размещения объекта, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, по результатам оформления акта о выборе земельного участка может быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

Действительно, оспариваемым постановлением Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия отказала гражданам Кусакину А.Б., Тарасову М.Ю., Давидовичу И.М., Бересневу С.А., Филатову К.С., Перерве И.Н., Машьшину Д.С., Багинскому А.Д. как в выборе земельных участков, так и в предварительном согласовании места их размещения, в связи с чем заявители, указывая на несогласие с указанным постановлением, просят обязать заинтересованное лицо обеспечить выбор и предварительно согласовать место размещения земельных участков.

При этом, принимая во внимание отсутствие на сегодняшний день актов выбора земельных участков, и то, что решение о предварительном согласовании места размещения объектов фактически утверждает акты о выборе, в то время как Администрация Пряжинского национального района Республики Карелия в установленных законом случаях вправе принять решение и об отказе в размещении объектов, надлежит обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обеспечить выбор земельных участков в д<адрес> в соответствии с заявлениями Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А., Филатова К.С., Перервы И.Н., Машьшина Д.С., Багинского А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и принять последующее решение в соответствии с ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

На основании ст. 98 ГПК РФ с Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия в пользу заявителей следует взыскать понесенные при подаче заявления расходы по уплате государственной пошлины в размере по <данные изъяты> рублей в пользу каждого заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 98, 194, 195, 197, 198ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Кусакина Андрея Борисовича, Тарасова Максима Юрьевича, Давидовича Игоря Михайловича, Береснева Сергея Александровича, Филатова Константина Сергеевича, Перервы Ивана Николаевича, Маньшина Дмитрия Сергеевича, Багинского Артёма Дмитриевича удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения гражданам Кусакину А.Б., Тарасову М.Ю., Давидовичу И.М., Бересневу С.А., Филатову К.С., Перерве И.Н., Машьшину Д.С., Багинскому А.Д.».

Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обеспечить выбор земельных участков в д. Виданы Пряжинского национального муниципального района для дачного строительства в соответствии с заявлениями Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А., Филатова К.С., Перервы И.Н., Маньшина Д.С., Багинского А.Д. Артёма Багинского А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение в соответствии с ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия в пользу Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А., Филатова К.С., Перервы И.Н., Маньшина Д.С., Багинского А.Д. расходы по уплате государственной пошлины по <данные изъяты> рублей каждому.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С.Касянчук

2-4578/2012 ~ М-4099/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тарасов Максим Юрьевич
Филатов Константин Сергеевич
Багинский Артем Дмитриевич
Перерва Иван Николаевич
Давидович Игорь Михайлович
Кусакин Андрей Борисович
Маньшин Дмитрий Сергеевич
Береснев Сергей Александрович
Другие
Администрация Пряжинского национального муниципального района РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Касянчук Е.С.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
19.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2012Передача материалов судье
19.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2012Предварительное судебное заседание
06.07.2012Судебное заседание
23.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2012Дело оформлено
27.09.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее