№12-129/2018
РЕШЕНИЕ
12 декабря 2018 года
Судья Пролетарского районного суда г.Тулы Панарина Н.В.,
с участием защитника Коняева С.В. по доверенности Васильева С.А.,
представителя УФНС России по Тульской области по доверенности Мироновой А.О., представителей Межрайонной инспекции ФНС №12 по Тульской области по доверенности Огородниковой Т.Н., Чергинец М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу и дополнения к ней Коняева С.В. на постановление Межрайонной инспекции ФНС № по Тульской области № от 17 августа 2018 года, решение УФНС России по Тульской области от 24 сентября 2018 года по жалобе на это постановление, в отношении
Коняева Сергея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением Межрайонной инспекции ФНС № по Тульской области № от 17 августа 2018 года Коняев С.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, он подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 887 438 рублей 30 коп.
В постановлении указано, что при проведении проверки обособленного подразделения ООО «ПМБК», по адресу: г.Тула, ул.Кирова, д.25б, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 15 марта 2018 года № ИФНС России № по г.Москве, Межрайонной ИФНС России № по Тульской области установлено нарушение п.1 ст.1.2 ФЗ от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». <данные изъяты> при осуществлении наличных расчетов при выплате выигрышей участникам азартных игр ежедневно с 01 июня 2017 года по 31 марта 2018 года не применяло контрольно-кассовую технику. Общая сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила 3 715 216 рублей. Сумма для расчета штрафа за период с 17.08.2017 по 31.03.2018 составила 3 549 753 рубля.
Решением заместителя руководителя УФНС России по Тульской области ФИО1 от 24 сентября 2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Коняева С.В. – без удовлетворения.
Не согласившись с данными постановлением и решением, Коняев С.В. подал на них жалобу, в которой считает их незаконными в связи с тем, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку до вступления в законную силу изменений, установленных Федеральным законом №290-ФЗ от 03 июля 2016 года, положения Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ не обязывали организатора азартных игр использовать контрольно-кассовую технику. Ссылаясь на судебную практику, указывает, что оплата участия в азартной игре не свидетельствует о том, что обществом продан товар, выполнена работа, оказана услуга в целях применения контрольно-кассовой техники. Просит обжалуемые постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Коняев С.В. не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, направил в суд своего защитника Васильева С.А. При таких данных, в силу ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.
В судебном заседании защитник Коняева С.В. по доверенности Васильев С.А. доводы жалобы и дополнения к ней поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Указал, что о проведении проверки представитель <данные изъяты> был уведомлен за два рабочих дня до ее начала, то есть с нарушением сроков, установленных ч.12 ст.9 ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, в п.32 распоряжения указано, что проверка проводится в рамках осуществления лицензионного контроля деятельности, однако требования, установленные ФЗ №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» не относятся к лицензионным требованиям, установленным п.4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. В соответствии с Указаниями Банка России от 11.03.2014 №3210-У отсутствует обязанность организаций по применению контрольно-кассовой техники. Если в удовлетворении жалоб будет отказано, просил снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей, учитывая доход Коняева С.В.
В судебном заседании представители МИФНС № по Тульской области по доверенности Чергинец М.Г., Огородникова Т.Н., представители УФНС России по Тульской области по доверенности Петрова Е.А., Миронова А.О. возражали против удовлетворения жалобы, полагали, что постановление и решение являются законными и обоснованными, а доводы жалоб не основаны на положениях закона. Сослались на ст.1.1, 5 ФЗ №54-ФЗ, пояснив, что деятельность по организации и проведению азартных игр приравнена к оказанию услуг, применение контрольно-кассовой техники при приеме денежных средств (ставок) и их выдаче (выплате выигрышей) является обязательным. Указали, что налоговый орган не вышел за рамки предмета проверки. О проведении проверки с 20.03.2018 представитель организации был уведомлен 15.03.2018, при этом сроком проведения проверки <данные изъяты> по адресу: г.Тула, ул.Кирова, д.25б, в распоряжении указан месяц апрель. Полагали, что Коняевым С.В. пропущен срок подачи жалобы на постановление.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно ст.30.1 КоАП РФ постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Подача последующих жалоб и их рассмотрение осуществляются в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
Заявитель воспользовался правом на обжалование постановление должностного лица от 17.08.2018 вышестоящему должностному лицу, решение которым было принято 24.09.2018. Копию решения по жалобе заявитель получил 10 октября 2018 года Жалобу на постановление и решение он направил в суд 17 октября 2018 года. При таких обстоятельствах срок обжалования не пропущен, жалоба заявителя подана в установленный законом срок и подлежит рассмотрению.
В силу ч.ч.1, 3 ст.30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Положениями ч.2 ст.14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ст.1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Данный Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации - в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Данным законом установлено понятие контрольно-кассовой техники – это электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
расчетов – это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Перечень видов деятельности, которую организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять без применения контрольно-кассовой техники, определен в п.2 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ.
В силу п.2 ст.5 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года №198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2014 года №, от 12 сентября 2013 года № в целях реализации положений Федерального закона №54-ФЗ организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением ККТ при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 года, то есть с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон №244-ФЗ, внесенных Федеральным законом №198-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2007 года №, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, при оказании услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше за наличный расчет все организации и предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения Коняевым С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от 10.08.2018, в котором отражены обстоятельства выявленного нарушения; актом проверки Межрайонной ИФНС России № по Тульской области <данные изъяты> № от 23.04.2018; должностной инструкцией <данные изъяты>, утвержденной генеральным директором <данные изъяты> ФИО2 23.01.2017, приказом от 24.04.2017 по <данные изъяты> о переводе Коняева С.В. на должность <данные изъяты>, приказом № от 25.04.2017 о назначении Коняева С.В. ответственным за соблюдение работниками требований Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003, Указаний Банка России от 07.10.2013 №3073-У.
Протокол об административном правонарушении в отношении Коняева С.В. составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Нарушений, влекущих его недопустимость как доказательства, не установлено, он полно и объективно отражает все обстоятельства совершения правонарушения, оформлен в соответствии с требованиями законодательства, не противоречит иным доказательствам вины Коняева С.В., имеющимся в материалах дела.
Выводы должностных лиц о доказанности вины Коняева С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, являются верными, основанными на совокупности доказательств, исследованных в процессе рассмотрения дела, которым была дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Обжалуемое постановление, решение вынесены в соответствии с требованиями ст.ст.29.9, 29.10, 30.7, ст.4.5 КоАП РФ. Дело рассмотрено объективно, полно и всесторонне, доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом проверки должностных лиц и не нашли своего объективного подтверждения в судебном заседании.
Нарушений положений ч.12 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не установлено, с распоряжением о предстоящей проверке представитель <данные изъяты> был уведомлен 15.03.2018, срок проверки данной организации по адресу: г.Тула, ул.Кирова, д.25б, указан месяц апрель, проверка была фактически проведена с 17 по 23 апреля 2018 года.
Довод жалобы о проведении проверки в нарушение ее целей, задач, предмета, установленных в распоряжении, является несостоятельным, поскольку согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 №1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», п.5 ст.6 ФЗ №244-ФЗ, соблюдение организатором азартных игр установленных законом правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр относится к лицензионным требованиям.
Заявителем и его защитником не представлено доказательств отсутствия у общества обязанности применять контрольно-кассовую технику. Данная обязанность прямо следует из статьи 1.1 Федерального закона №54-ФЗ, при этом общество, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр, не относится к юридическим лицам, в отношении которых статьей 2 названного Закона установлены особенности применения контрольно-кассовой техники.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела, Коняев С.В. на момент совершения правонарушения является <данные изъяты>, и с учетом положений должностной инструкции, приказа ДД.ММ.ГГГГ от 25.04.2017 по <данные изъяты>, является субъектом правонарушения.
Должностным лицом определен вид и размер наказания в соответствии с санкцией ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ? суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники.
В силу п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п.2.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая данные нормы закона, исходя из принципов справедливости, наказание должно быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, учитывая характер совершенного деяния, конкретные обстоятельства дела, учитывая личность и имущественное положение Коняева С.В., оценивая представленные сведения о его доходе, судья приходит к выводу о назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, с учетом положений п.2.3 ст.4.1 КоАП РФ (1/4 от 3 549 753 рублей = 887 438 рублей 30 коп. / 2 = 443 719 рублей 15 коп.), то есть в размере 450 000 рублей.
Иных оснований для изменения либо отмены обжалуемого постановления и решения по жалобе на это постановление, судья не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Межрайонной инспекции ФНС № по Тульской области № от 17 августа 2018 года, решение УФНС России по Тульской области от 24 сентября 2018 года в отношении Коняева Сергея Викторовича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, изменить.
Назначить Коняеву Сергею Викторовичу наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 450 000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части принятые по данному делу постановление и решение оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья