РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2020 года
Гагаринский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Денисовой М.С.,
при секретаре Комаевой Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3282/2020 по иску Климовой А.А., Купцовой И.В., Судьиной И.А. к Совету депутатов муниципального округа Гагаринский об обязании принять решение,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Климова А.А., Купцова И.В., Судьина И.А. обратились в суд с иском к ответчику Совету депутатов муниципального округа Гагаринский и просят обязать Совет депутатов муниципального округа Гагаринский принять решение об индексации заработной платы с 01.01.2020 года на 3,7%, в обоснование иска указывая, что истцы осуществляют трудовую деятельность в администрации муниципального округа Гагаринский, Климова А.А. с 16.07.2019 года, Купцова И.В. с 27.10.2014, Судьина с 09.01.2020 года. В бюджете муниципального округа Гагаринский на 2020 год и плановые период 2021 и 2022 годов, утвержденном решением Совета депутатов муниципального округа Гагаринский от 20.01.2020 года № 58/2, также предусмотрены расходы на фонд оплаты труда муниципальным служащим с учетом индексации заработной платы на 3,7 %. Порядок оплаты труда муниципальных служащих администрации муниципального округа Гагаринский в г. Москве, утвержденный решением Совета депутатов муниципального округа Гагаринский от 12.04.2019 №44/1, содержит положение о необходимости индексации размеров окладов денежного содержания в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). В соответствии с уставом муниципального округа Гагаринский к полномочиям Совета депутатов муниципального округа Гагаринский отнесено определение размера должностного оклада, а также размера ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальному служащему в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы Администрацией ( как работодателем) был подготовлен и неоднократно направлялся в адрес Совета депутатов проект решения об увеличении должностных окладов муниципальным служащим с 01.01.2020 года (в связи с индексацией заработной платы в соответствии с указом Мэра №80-УМ). Однако Советом депутатов решение до настоящего времени по данному вопросу не принято. Иных решений по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы муниципальным служащим Администрации также не принято. До 01.01.2020 года Советом депутатов всегда принимались решения о повышении должностных окладов муниципальным служащим Администрации, и только в 2020 году Совет депутатов не принял решение об индексации заработной платы муниципальным служащим Администрации. Учитывая изложенное, а также незаконное умышленное непринятие решения Советом депутатов по вопросу индексации, администрация, как работодатель, не имеет возможности выполнить свою обязанность по индексации заработных плат муниципальным служащим, в результате чего грубо нарушаются права муниципальных служащих по обеспечению государственной гарантии по оплате труда работников.
Истец Судьина И.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Истцы Климова А.А., Купцова А.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Рыбин А.В. в судебное заседание явился, с иском не согласен по доводам письменных возражений.
Третье лицо Алташина Т.А. в судебное заседание явилась, с иском согласна.
Выслушав пояснения сторон, проверив и изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В статье 130 ТК РФ определено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня содержания заработной платы.
Так, согласно положению статьи 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцы осуществляют трудовую деятельность в администрации муниципального округа Гагаринский, Климова А.А. с 16.07.2019 года, Купцова И.В. с 27.10.2014, Судьина с 09.01.2020 года.
27 октября 2014 года между представителем нанимателя муниципального служащего в лице Фроловой О.В.- Главы администрации муниципального округа Гагаринский в городе Москве, действующего на основании Устава муниципального округа Гагаринский в городе Москве, работодатель с одной стороны, и Купцовой И.В. заключен трудовой договор. Купцова И.В. принимается на должность ведущего специалиста в отдел опеки, попечительства и патронажа, с должностным окладом в размере 6 230 руб. в месяц.
Согласно п. 9.2 трудового договора денежное содержание работника индексируется или повышается в соответствующих размерах и в сроки, установленные для государственных гражданских служащих города Москвы.
В последующем между сторонами заключались дополнительные соглашения к трудовому договору.
16 июля 2019 года между представителем нанимателя муниципального служащего в лице Алташиной Т.А.- и.о. главы администрации муниципального округа Гагаринский, действующей на основании Устава муниципального округа Гагаринский в городе Москве и решения Совета депутатов монопольного округа Гагаринский от 27.12.2018 №36/1, и Климовой А.А. заключен трудовой договор. Климова А.А. принимается на муниципальную службу и назначается с 16 июля 2019 года на должность ведущего специалиста сектора по организационным и кадровым вопросам, с должностным окладом в размере 6 800 руб. в месяц, согласно штатному расписанию.
В силу п. 9.2 трудового договора денежное содержание работника индексируется или повышается в соответствующих размерах и в сроки, установленные для государственных гражданских служащих города Москвы.
В последующем между сторонами заключались дополнительные соглашения к трудовому договору.
09 января 2020 года между представителем нанимателя муниципального служащего в лице Алташиной Т.А.- и.о. главы администрации муниципального округа Гагаринский, действующей на основании Устава муниципального округа Гагаринский в городе Москве и решения Совета депутатов монопольного округа Гагаринский от 27.12.2018 №36/1, и Судьиной И.А. заключен трудовой договор. Судьина И.А. принимается на муниципальную службу и назначается с 09 января 2020 года на должность ведущего специалиста отдела опеки, попечительства и патронажа, с должностным окладом в размере 8 840 руб. в месяц, согласно штатному расписанию.
В силу п. 9.2 трудового договора денежное содержание работника индексируется или повышается в соответствующих размерах и в сроки, установленные для государственных гражданских служащих города Москвы.
В последующем между сторонами заключались дополнительные соглашения к трудовому договору.
Согласно пп.1 п. 3 ст. 9 Устава муниципального округа Гагаринский в городе Москве к полномочиям Совета депутатов относится определение размера должностного оклада, а также размера ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципального служащего в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В силу п. 3 ст. 31 Устава муниципального округа Гагаринский в городе Москве порядок оплаты труда и предоставления муниципальному служащему гарантий, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы, определяется нормативным правовым актом Совета депутатов.
Согласно п. 9 Порядка оплаты труда муниципальных служащих администрации муниципального округа Гагаринский в городе Москве размеры окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы в пределах средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы и решением Совета депутатов о бюджете муниципального округа Гагаринский в городе Москве, производится в порядке и сроки, установленные законодательством города Москвы и распоряжением администрации.
В случае увеличения (индексации) размера должностного оклада его выплата осуществляется со дня, установленного распоряжением администрации (п. 10 Порядка).
В соответствии с пунктом 1 ст. 29 Закона Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службы в городе Москве» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы , а также из ежемесячных денежного поощрения, надбавок к должностному окладу за классный чин, выслугу лет, особые условия муниципальной службы, единовременной выплаты к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску, материальной помощи, а также премий за выполнение особо важных и сложных заданий.
Указом Мэра Москвы от 20.12.2019 г. № 80-УМ внесены изменения в указ Мэра Москвы от 29 декабря 2018 г. №115-УМ «Об окладах месячного денежного содержания государственных гражданских служащих города Москвы: п.1 указа дополнить словами с 01 января 2020г.- в 1,037 раза.
Ранее решением Советом депутатов муниципального округа Гагаринский от 12 ноября 2019 года № 54/2 решено повысить с 01 июня 2019 года размеры должностных окладов и надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальных служащих администрации монопольного округа Гагаринский в 1,3 раза.
Администрацией (как работодателем) был подготовлен и неоднократно направлялся в адрес Совета депутатов проект решения об увеличении должностных окладов муниципальным служащим с 01.01.2020 года (в связи с индексацией заработной платы в соответствии с указом Мэра №80-УМ). Однако Советом депутатов решение до настоящего времени по данному вопросу не принято. Иных решений по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы муниципальным служащим Администрации также не принято.
В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Разрешая заявленные требования суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку Советом депутатов муниципального округа Гагаринский в период с 01.01.2020 года решений об индексации должностных окладов муниципальных служащих не принималось, в связи с чем у работодателя- администрации не имеется оснований для увеличения должностных окладов муниципальных служащих в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом инфляции.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 43 того же Закона в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 1); представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 3).
Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Удовлетворение иска в заявленном виде приведет к наличию судебного акта, который не обладает свойством исполнимости и порождает правовую неопределенность, что противоречит основополагающим принципам гражданского процесса, а также ст.13 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Климовой А.А., Купцовой И.В., Судьиной И.А. к Совету депутатов муниципального округа Гагаринский об обязании принять решение - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение принято в ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.08.2020.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
1