№ 2-8/2018
Решение
Именем Российской Федерации
05 февраля 2018 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е.Манушиной
при секретаре судебного заседания Ю.В. Богатыревой,
с участием помощника Оренбургского транспортного прокурора Павликовой Ю.В., представителя ответчика Моисеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», администрации Сакмарского района Оренбургской области о возложении обязанностей совершить определенные действия,
установил:
Оренбургский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, указав, с учетом изменений и привлечения ответчиков, что Оренбургской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства, в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры, на железнодорожной станции <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.
В здании станции <адрес> отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения.
При входе в центральные двери здания станции <адрес> внизу дверного проема имеется бордюр высотой не менее 0,030 м. С обратной стороны здания имеется второй вход, перед которым также имеется порог, не соответствующий требованиям законодательства.
Доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, м.: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м. для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
В здании станции <адрес> отсутствует универсальная кабина доступная для всех категорий граждан.
В здании станции <адрес> информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению отсутствует.
По всей длине посадочной (пассажирской) платформы на станции <адрес> отсутствует тактильный наземный указатель и тактильное покрытие, а также перед лестничным сходом и на площадке схода с перрона отсутствуют тактильные наземные указатели.
В ходе проверки установлено, что возле железнодорожной станции <адрес> отсутствуют места для парковки (стоянки) специальных транспортных средств инвалидов.
Земельный участок, расположенный перед зданием станции <адрес> (<адрес>) находится в ведении Администрации муниципального образования <адрес> <адрес>.
Прокурор просит:
1. обязать ОАО «РЖД», оборудовать здание станции <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>:
- обустроить туалетную комнату для свободного доступа маломобильных групп населения не менее: ширина - 1,65 м., глубина - 1,8 м., ширина двери - 0,9 м. В кабине рядом с унитазом предусмотреть пространство не менее 0,75 м. для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине предусмотреть свободное пространство диаметром 1,4 м. для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу (срок исполнения 01.06.2018);
- с правой стороны при входе в здание станции <адрес> информационной мнемосхемой, которая должна размещаться с правой стороны в здании по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. (срок исполнения – 01.06.2018);
- оборудовать две имеющиеся на станции <адрес> пассажирские платформы (где производится посадка и высадка пассажиров), перед лестничными сходами и на площадках сходов тактильными наземными указателями и тактильным покрытием (отличным по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения). Граница опасной зоны пассажирской платформы (зона, в которой пассажирам нельзя находиться при движении поезда) должна быть на расстоянии не менее 0,75 м, от края платформы. Обозначение границы опасной зоны выполнить контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной 0,15-0,2 м.
Предупреждающие тактильные указатели на пассажирской платформе обустраивать перед сигнальной полосой на расстоянии не менее 0,9 м. от края платформы или вместо сигнальной полосы на расстоянии не менее 0,75 м. (срок исполнения 01.06.2018);
2. Обязать Администрацию Сакмарского района Оренбургской области:
- возле здания станции <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, выделить место для парковки (стоянки) автомобилей маломобильных групп населения в соответствии с требованием ГОСТ Р 51256-99 и оборудовать его специальным знаком 6.4 и 8.17 в соответствии с правилами дорожного движения (срок исполнения 01.05.2018);
3. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> <адрес>:
- возле здания станции <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, выделить место для парковки (стоянки) автомобилей маломобильных групп населения в соответствии с требованием ГОСТ Р 51256-99 и оборудовать его специальным знаком 6.4 и 8.17 в соответствии с правилами дорожного движения (срок исполнения 01.05.2018).
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012), утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 года № 605, Стандарт СТО РЖД 03.001-2014 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2014 года № 3102р (далее - Стандарт СТО РЖД 03.001-2014), Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 года № 2705р (далее - Требования № 2705р); Типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № 1252р (далее - Типовые требования), ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании помощник Оренбургского транспортного прокурора Павликова Ю.В. исковые требования к ОАО «РЖД» и администрации Сакмарского района поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. От исковых требований к МО <адрес> <адрес> отказалась в связи с исполнением ответчиком требований прокурора в добровольном порядке.
Отказ прокурора от исковых требований к МО <адрес> <адрес> принят судом, производство по делу в этой части прекращено, о чем вынесено определение от 05.02.2018.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Моисеева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считала, что положения ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на которые ссылается прокурор в обоснование исковых требований, подлежат применению только при проведении мероприятий по реконструкции, модернизации и иных видов ремонта действующих объектов, которые в силу архитектурно-планировочных особенностей, их культурной и исторической значимости не могут быть полностью приспособлены для нужд маломобильных пассажиров. Нормы, установленные указанными прокурором СНиП, СП, также предназначаются для разработки проектных решений.
ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит здание станции по адресу: <адрес>. Здание построено в 1987 году, год последнего капитального ремонта – 2005. Какой-либо реконструкции и т.д. после строительства здания станции ОАО «РЖД» не проводилось. Здание не требует капитального ремонта либо реконструкции. Соответственно, ОАО «РЖД» не нарушало указанных прокурором норм и правил. Обязание ОАО «РЖД» выполнить капитальный ремонт, когда в нем нет необходимости, либо провести реконструкцию здания без наличия оснований является вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица. При этом 100% акций юридического лица принадлежит государству. Правовые основания для возложения на ОАО «РЖД» обязанности по выполнению мероприятий, указанных в исковом заявлении, отсутствуют.
ОАО «РЖД» не уклонялось от исполнения требований доступности для инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры. Более того, предпринимало и предпринимает меры со своей стороны к исполнений требований действующего законодательства. На предмет оценки доступности здания станции <адрес> для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта была проведена инвентаризация объекта инфраструктуры, по результатам которой был составлен паспорт доступности объекта для пассажиров из числа инвалидов. Совместно представителем районного общества инвалидов были определены требуемые мероприятия по адаптации объекта и рекомендованный период их проведения. В настоящее время высота порога на входе в здание вокзала выполнена в соответствии с требуемыми нормативами. Проектно-сметный отдел разрабатывает проектно-сметную документацию на обустройство туалетной комнаты для свободного доступа маломобильных групп населения.
Представители ответчиков Администрации Сакмарского района, администрации МО «Краснокоммунарский поссовет Сакмарского района Оренбургской области» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Глава поссовета в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление ФАУГИ в Оренбургской области Л.Ф.Святченко в письменном отзыве указал на отсутствие прямой заинтересованности в исходе дела и просил рассмотреть его в свое отсутствие.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.1,2 ст.12 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В соответствии с приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр (ред.от 10.02.2017) с момента введения в действие СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" признан не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень (п.2 приказа Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Как следует из п.41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановление Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014, в перечень Сводов правил (актуализированные редакции СНиП) включены СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 1 (пункты 1.1 - 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 - 4.1.11, абзацы первый - пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 - 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 - 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 - 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 - 5.1.3, абзацы первый - третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 - 5.1.8, 5.2.1 - 5.2.4, 5.2.6 - 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 - 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 - 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 - 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 - 5.5.7), 6 - 8, приложение Г.
В соответствии с требованиями п.5.1.1 «СП 59.13330.2012.Свод правил. Доступность зданий и сооружений маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – Свод правил), в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
На основании п.5.1.4 Свода правил наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом, высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
Согласно п.5.3.1 Свода правил, во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных.
Доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу (п.5.3.3 Свода правил).
В соответствии с п.7.1.8 Свод правил при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
На кромках посадочной стороны перрона следует применять предупредительные сигнальные полосы вдоль краев платформы, а также тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения.
На перронах необходимо предусматривать дублирование визуальной информации речевой и звуковой (речевой) информации текстовой информацией (п. 7.4.15 Свода правил).
Требования транспортного прокурора основаны на указанных требованиях законодательства.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.42 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:
1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
В соответствии с п.п.1.1, 1.2 Свода правил требования настоящего документа предназначены для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения, МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).
Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр), настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других МГН равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
Как следует из Паспорта № 1 от 26.10.2017 доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, утвержденного и.о.начальника Орской дистанции гражданских сооружений 30.10.2017, двухэтажное здание станции <адрес> введено в эксплуатацию а 1987 году, год последнего капитального ремонта 2005 год.
Сведений о том, что здание требует реконструкции или капитального ремонта истцом суду не указано и доказательств таких сведений не представлено.
Таким образом, поскольку указанное истцом здание после введения в действие названных правовых положений не реконструировалось, не подвергалось капитальному ремонту, постольку и основания для применения вышеуказанных положений законодательства к критериям оценки здания <адрес> отсутствуют.
В обоснование исковых требований истец также ссылается на положения ст.ст.4,7 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которым организации, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям закона. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья, потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
При этом истцом не представлено доказательств того, что услуги по пассажирским перевозкам, оказываемые ответчиком, по своему качеству не соответствуют обязательным требованиям закона (с учетом вышеизложенного) или создают опасность для жизни, здоровья граждан из числа МГН, или причиняют вред их имуществу.
В исковом заявлении истец также ссылается на Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р и Типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № 1252р.
Однако, согласно п.1.1 распоряжения ОАО «РЖД» № 2705р от 24.12.2010, применение утвержденных распоряжением требований обязательно при новом строительстве, реконструкции пассажирских платформ, а также при модернизации технического оснащения.
А Типовые требования, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № 1252р, введены в действие с 1 июля 2013 г. только на полигонах Московского железнодорожного узла (п.1 распоряжения). В соответствии с п.2.3 распоряжения область применения настоящего Документа распространяется на объекты пассажирской инфраструктуры, предназначенные для обслуживания пригородного пассажиропотока и расположенные в крупных транспортных узлах мегаполисов с населением более 3 млн. чел.. К таковым объектам станция <адрес> не относится, поэтому указанные распоряжения применению при рассмотрении настоящего гражданского дела не подлежат.
С 12.07.2010 года в действие введены СП 2.5.2647-10" (вместе с "СП 2.5.2647-10. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Изменения и дополнения N 2 к СП 2.5.1198-03"), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 № 68.
В указанных Правилах предусмотрены требования к обеспечению посадки-высадки, согласно которым поверхность платформы должна исключать скольжение, не иметь выступов и отверстий, цвет порога платформы должен контрастировать с цветом посадочной площадки (п.6.9.2.5 СП, на который ссылается истец).
Как следует из вышеизложенного, указанные СП введены в действие после ввода в эксплуатацию и после капитального ремонта станции <адрес>. Реконструкция платформы после введения в действия названных СП не производилась.
Кроме того, согласно ст.80 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
При этом, специальные по отношению к названной статье закона нормы предусмотрены в ст.80.1 указанного федерального закона. Согласно таким специальным нормам владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивает условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе:
оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах;
ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме;
обеспечение посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него без взимания дополнительной платы при помощи работников перевозчика и владельца инфраструктуры и вспомогательных средств.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах дальнего следования услуг определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно п.п. 5, 5.1, 9, 9.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Минтранса России от 06.11.2015 N 329 (ред. от 27.09.2017), владельцы инфраструктуры на вокзалах обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Указанными положения Порядка предусмотрены возможные мероприятия, предпринимаемые владельцами транспортной инфраструктуры, для обеспечения доступности предоставляемых услуг для граждан из числа МГН.
Как следует из положений названного Порядка, у владельца транспортной инфраструктуры имеется множество способов оказания услуг надлежащего качества, в том числе, гражданам из числа МГН. Заявленные истцом меры не являются единственно возможными для обеспечения законных прав и интересов таких граждан.
Согласно п.8 названного Порядка, владельцы инфраструктуры при подготовке технических заданий и при заключении договоров принимают меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление услуг с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 12.
Соответственно, вышеуказанные нормативные акты, в т.ч. санитарные правила, подлежат применению только при подготовке технических заданий и при заключении договоров по проектированию, строительству и при приемке с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление услуг.
Как следует из вышеизложенного, таких мероприятий в отношении здания и платформы станции <адрес> после 01.07.2016 года не производилось.
В соответствии с п.10 Порядка, в случаях, если существующие вокзалы невозможно полностью приспособить с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов, владельцы инфраструктуры до их реконструкции должны принимать меры, согласованные с общественными объединениями инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, мероприятия по доступности для которого не могут быть выполнены в надлежащем объеме, для обеспечения доступа пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.
Согласно п.п.12,13.1 названного Порядка, владельцы инфраструктуры в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования проводят обследование данных объектов и предоставляемых на них услуг. По результатам указанного обследования составляется паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объекта и предоставляемых на них услуг (далее - паспорт).
При оценке доступности вокзала и предоставляемых на нем услуг:
а) краткая характеристика вокзала и предоставляемых на нем услуг пассажирам;
б) оценка соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзала и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для них, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16.1 настоящего Порядка;
в) оценка состояния соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов предоставляемых услуг на вокзале и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 16.1 настоящего Порядка;
г) предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимые для приведения вокзала, и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п.14 названного Порядка, для проведения обследования и паспортизации руководитель организации - владельца инфраструктуры создает комиссию по проведению обследования и паспортизации вокзала и предоставляемых услуг на вокзалах (далее - Комиссия), утверждает ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организует работу Комиссии.
В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа (п.15 Порядка).
ДД.ММ.ГГГГ, до подачи искового заявления в суд, и.о. начальника <адрес> дистанции гражданских сооружений С. утвержден Паспорт № доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры. Паспорт подписан, в том числе, представителем районного общества инвалидов Р. - заместителем председателя комиссии.
В п.4.5 Паспорта предусмотрены мероприятия по адаптации и рекомендованный период их проведения. Сроки, предусмотренные паспортом не истекли.
Таким образом, ответчиком ОАО «РЖД» выполняются указанные положения законов и подзаконных актов, работа по обеспечению доступности предоставляемых услуг проводится в установленном порядке и в сотрудничестве с районным обществом инвалидов.
На момент рассмотрения спора нарушения прав МГН, а также нарушение закона на объектах транспортной инфраструктуры, при отсутствии их реконструкции и при наличии Паспорта доступности, истцом не доказаны.
В части исковых требований к администрации Сакмарского района Оренбургской области о выделении места для парковки (стоянки) автомобилей МГН в соответствии с требованием ГОСТ и об оборудовании его специальными знаками в соответствии с правилами дорожного движения, суд также не усматривает оснований для их удовлетворения.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
При этом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), согласно п.5 ч.1 ст.14 названного федерального закона и ст.4 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Соответственно, организация парковки для автомобилей МГН в пределах населенного пункта <адрес> относится к компетенции администрации поселка, а не администрации района.
Учитывая, что прокурором заявлен отказ от исковых требований к администрации поселка в связи с добровольным их удовлетворением, нарушение прав МГН в указанной части отсутствуют, а требования к администрации <адрес> удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Оренбургского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», администрации Сакмарского района Оренбургской области о возложении обязанностей совершить определенные действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12.02.2018 года.
Судья М.Е. Манушина