Дело № 2-302/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2012 г. с.Курья
Курьинский районный суд Алтайского края в составе судьи Черепанова С.М.
при секретаре Васильевой Т.Г.
с участием истца Веселовой Т.В.,
ответчика Карташовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Веселовой <данные изъяты> к Шмидт <данные изъяты>, Карташовой <данные изъяты>, Труновой <данные изъяты>, Шмидт <данные изъяты> о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Веселова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Шмидт А.Р., в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком в простой письменной форме заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нём жилого дома по адресу: <адрес>. По условиям договора истица обязалась передать продавцу деньги в сумме <данные изъяты> рублей, а продавец ей жилой дом, земельный участок и технические документы на недвижимость. Сделка была полностью сторонами исполнена. Веселова Т.В. передала покупателю деньги, получила земельный участок и расположенный на нем жилой дом. С ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрировалась в указанном доме и проживает в нем, как в собственном, пользуется и владеет земельным участком. В соответствии с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <данные изъяты> сельсовета, на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой дом, расположенные по адресу <адрес> право собственности было закреплено за ФИО, который умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, завещания к имуществу не оставил. На момент приобретения в собственность недвижимости и до момента смерти ФИО состоял в браке со Шмидт А.Р. На момент открытия наследства после смерти ФИО наследниками первой очереди к имуществу умершего в виде 1/2 доли земельного участка и жилого дома являлись его супруга Шмидт А.Р. и их совместные дети, однако, никто из наследников к нотариусу в установленные законом сроки для принятия наследства не обращался. Фактически наследство приняла супруга умершего Шмидт А.Р., которая после смерти супруга проживала в доме и пользовалась имуществом. В настоящее время ответчица отказывается оформлять переход и регистрацию права собственности. Просит признать за Веселовой Т.В. право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся в <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Трунова Н.И., Карташова Т.И., Шмидт И.И. были исключены из числа третьих лиц по делу и привлечены в качестве соответчиков по делу.
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Карташова Т.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Ответчики Шмидт А.Р., Трунова Н.И., Шмидт И.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица - УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело без их участия. Решение вопроса по иску оставили на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, приходит к следующему.
Постановлением главы <данные изъяты> сельсовета Курьинского района № от ДД.ММ.ГГГГ гражданину ФИО предоставлен бесплатно в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, находящегося по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно постановлению администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО являлся собственником жилого дома, расположенного в <адрес>.
Как видно из копии свидетельства о смерти серии №, ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, после смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 1142 ГК РФ дети и супруги являются наследниками первой очереди.
В силу ч.1 и ч.4 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство
В судебном заседании установлено, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону, выданным нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, наследниками имущества умершего ФИО являются в 1/5 доле каждый, его дочери ФИО1, Трунова <данные изъяты>, Карташова <данные изъяты>.
Кроме того, в соответствии со свидетельством о праве на наследство, выданным ДД.ММ.ГГГГ, наследниками имущества ФИО являются в 1/5 доле каждый, жена Шмидт <данные изъяты> и сын Шмидт <данные изъяты>.
Согласно сообщению нотариуса <данные изъяты> нотариального округа, наследниками ФИО по закону являются его жена Шмидт А.Р., сын Шмидт И.И., дочери ФИО1, Трунова Н.И., Карташова Т.И.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, то есть жилые помещения являются объектами недвижимости.
В соответствии со ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 549 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Статья 550 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434).
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Шмидт А.Р., выступающая в качестве продавца, продала Веселовой Т.В., выступающей в качестве покупателя, в присутствии Карташовой Т.И., ФИО2 дом, сарай, летнюю кухню, гараж под мотоцикл, гараж под машину, баню, дровник, сад, огород по <адрес> за <данные изъяты> рублей (л.д. 17).
Как видно из содержания договора, свои обязательства Веселова Т.В. выполнила надлежащим образом, передав полностью Шмидт А.Р. деньги за оговоренную в расписке цену дома, надворных построек и земельного участка.
У суда не имеется сомнений в достоверности данного договора, стороны по договору в судебном заседании подтвердили, что условия договора каждой из сторон выполнены в полном объеме. Факт заключения договора сторонами не оспорен, ответчики подтвердили, что продажу дома осуществляла Шмидт А.Р. с согласия и по поручению других наследников.
Из сообщения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из технического паспорта на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом усматривается, что общая площадь жилого дома по адресу <адрес> равна <данные изъяты> кв.м.
Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, имеет площадь <данные изъяты> кв.м.
Суд за основу принимает материалы межевания земельного участка, поскольку данные измерения площади сделаны специалистом с помощью приборов на основе выполненных измерений и расчетов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Веселовой Т.В. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Веселовой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать за Веселовой <данные изъяты> право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № и на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Курьинский районный суд.
Судья С.М. Черепанов
Решение не вступило в законную силу