Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-866/2023 ~ М-718/2023 от 14.09.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Безенчук

Самарская область                                                                 27 октября 2023 г.

Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи - Перцевой Ю.В.,

при секретаре Шешуновой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-866/2023 по административному исковому заявлению Марининой Ольги Анатольевны к Военному комиссариату Безенчукского, Приволжского и Хворостянского районов Самарской области, Военному комиссариату Самаркой области о признании незаконным отказа в назначении денежной компенсации на проведение ремонта жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Маринина О.А. обратилась с административным иском в Безенчукский районный суд Самарской области с требованием признать незаконным отказ Военного комиссариата Безенчукского, Приволжского и Хворостянского районов Самарской области в назначении денежной компенсации на проведение ремонта жилого помещения.

В обоснование административных исковых требований указано, что муж Марининой О.А. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлся военнослужащим в отставке, ветераном военной службы, ДД.ММ.ГГГГ он умер. Административный истец является членом семьи умершего военнослужащего, а именно - вдовой. Повторно в брак после его смерти не вступала. Административный истец проживает в жилом помещении с кадастровым номером , расположенном адресу: <адрес>. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение как объект недвижимости признан самостоятельным зданием с назначением «жилой дом». В настоящее время в жилом помещении требуется ремонт, на проведение которого у Марининой О.А. нет средств, так как она является пенсионером МО по инвалидности (2 гр.) с ДД.ММ.ГГГГ. Для решения вопроса о получении средств на проведение ремонта жилого помещения административный истец обратилась в Военный комиссариат Безенчукского, Приволжского и Хворостянского районов Самарской области с заявлением о выдаче справки о праве на получении средств на проведение ремонта жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 №313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых    домов,    принадлежащих членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца». ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика получен отказ за , поскольку согласно представленным документам Маринина О.А. проживает в жилом доме блокированной застройки, который не является индивидуальным жилым домом. Однако при подаче заявления административному ответчику была представлена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, как на объект недвижимости, признанный самостоятельным зданием с назначением «жилой дом». Самостоятельное здание с назначением «жилой дом» является индивидуальным жилым домом, в связи с чем Маринина О.А. имеет право на получение денежной компенсации на проведение ремонта жилого помещения.

На основании изложенного заявлены настоящие административные требования.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат Самарской области.

Стороны в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ Маринина О.А. состояла в зарегистрированном браке с ФИО5, который являлся ветераном военной службы (л.д.18,32).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер (л.д.32, оборот).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что после смерти ФИО5, Маринина О.А. повторно брак не заключала.

Маринина О.А. проживает в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности, с кадастровым номером , расположенном адресу: <адрес>, адрес которого присвоен на основании решения Администрации м.р.Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,120-122).

В связи с необходимостью проведения ремонта указанного жилого помещения, ФИО6, являясь членом семьи умершего военнослужащего, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Военный комиссариат Безенчукского, Приволжского и Хворостянского районов Самарской области с заявлением о выдаче справки о праве на получение средств на проведение ремонта.

ДД.ММ.ГГГГ Марининой О.А. получен отказ Военного комиссариат Безенчукского, Приволжского и <адрес>ов <адрес> , ввиду того, что Маринина О.А. проживает в жилом доме блокированной застройки, который не является индивидуальным жилым домом (л.д.14).

Меры социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, определены в ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

К числу таких мер относится ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.

Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации (абзац третий п.2 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

В силу ч.4 ст.24 указанного закона члены семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, имеют право на компенсационные выплаты по оплате: общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2006 №313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца (далее также - Правила).

Названные Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах (абзац второй п.1 Правил).

Право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, согласно п.2 Правил имеют, в том числе члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.

В п.3 Правил указаны члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, которые имеют право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов. Среди них вдовы (вдовцы) погибших (умерших) военнослужащих, за исключением вступивших в новый брак (подпункт "а" п.3 Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, пакет документов, в числе которых должна быть справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N 2 к Правилам, правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 11 Правил органы социальной защиты населения регистрируют справки о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта; определяют размер средств на проведение ремонта, подлежащих выплате членам семей; принимают решение о выделении членам семей средств на проведение ремонта.

Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что правом на получение средств на проведение ремонта имеют вдовы погибших военнослужащих, которые проживают в помещениях, принадлежащих им на праве собственности и не расположенных в многоквартирных домах.

Члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать свое право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет (п.4 Правил).

Исходя из приведенных нормативных положений право на получение 1 раз в 10 лет средств, выделяемых из федерального бюджета на ремонт жилого дома, имеют члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, в числе которых вдовы (вдовцы) военнослужащих, за исключением тех вдов (вдовцов), которые вступили в новый брак, проживающие в принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домах, то есть домах, не относящихся к жилым домам государственного и муниципального жилищных фондов, а также к жилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах.

Согласно ч.1 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2 ст.15 ЖК РФ).

Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены ст.16 ЖК РФ.

К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (п.1 - 3 ч.1 ст.16 ЖК РФ).

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 ЖК РФ).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3 ст.16 ЖК РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч.4 ст.16 ЖК РФ).

Из изложенного следует, что часть жилого дома, являющаяся изолированным жилым помещением, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), представляет собой самостоятельный объект жилищных прав наряду с жилым домом.

Определение категории «многоквартирный дом» содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно п.6 которого многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники квартир в многоквартирном доме избирают определенный способ управления многоквартирным домом, одним из которых является непосредственное управление домом, предполагающее, несмотря на самостоятельность собственников квартир в заключении договоров на оказание коммунальных услуг, принятие решений общего собрания для последующего заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) ремонту общего имущества в доме.

Таким образом, отличительными признаками многоквартирного дома от индивидуального жилого дома являются наличие общего имущества, требующего содержания третьим лицом.

Между тем, в доме, в котором проживает истец, отсутствуют места общего пользования, общее имущество, требующее содержания третьими лицами. Содержание дома осуществляется непосредственно каждым из сособственников принадлежащих им частей индивидуального жилого дома, следовательно, указанный жилой дом не является многоквартирным.

В ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В материалы дела представлена оценка технического состояния блока жилого дома блокированной застройки, обследование блока жилого дома блокированной застройки, на соответствие санитарным нормам для жилых помещений и техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, подготовленная МБУ м.р.Безенчукский Самарской области «Геопроект» 2022г.

Согласно указанной оценке объектом обследования является один из двух блоков жилого дома блокированной застройки. Вход в каждый из блоков осуществляется с территории отдельных земельных участков. Обследуемый блок жилого дома расположен на земельном участке, площадью <данные изъяты> м.кв., по адресу: <адрес>. Границы земельного участка уточнены. Кадастровый номер участка: . Вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Жилой дом, в котором расположен обследуемый блок, был построен в ДД.ММ.ГГГГ г. Блок жилого дома одноэтажный. Для входа с улицы в обследуемый блок жилого дома оборудован один вход. В блоке жилого дома располагаются следующие помещения: три жилые комнаты, два коридора, кухня, санитарный узел, котельная и веранда. Назначение и расположение основных и вспомогательных помещений здания оптимально обеспечивают функционально-технологические процессы жилого дома. Согласно выводам: в строительных конструкциях здания отсутствуют какие-либо дефекты и повреждения (трещины, прогибы, разрушения), которые оказывают влияние на ухудшение конструктивной безопасности здания и снижения несущей способности конструктивных элементов. Техническое состояние строительных конструкций и здания в целом, в соответствии с указаниями ГОСТ 31937-2011, оценивается как работоспособное (II категория технического состояния), т.е. состояние, при котором некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания, с учётом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. Для конструкций, зданий и сооружений, находящихся в работоспособном техническом состоянии, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений; назначение обследуемого здания соответствует основным разрешённым видам использования земельных участков территориальной зоны, в границах которой оно расположено; обследуемое здание удовлетворяет требованиям санитарно-гигиенических норм для жилых помещений и пожарной безопасности, действующим в настоящее время на территории РФ; эксплуатация обследуемого блока жилого дома блокированной застройки безопасна для жизни и здоровья людей. Права третьих лиц при строительстве и реконструкции объекта обследования не затронуты. При условии выполнения всех рекомендаций и правильной эксплуатации, здание подлежит долгосрочной службе по назначению.

Анализируя представленные документы на объект недвижимости, суд приходит к выводу, что домовладение, принадлежащее на праве собственности Марининой О.А., в соответствии с данными оценки технического состояния и правоустанавливающими документами обладает признаками индивидуального жилого дома, поскольку на праве собственности административному истцу принадлежит изолированное помещение - часть жилого дома, при этом домовладение имеет два отдельных входа на отдельные земельные участки, один из которых принадлежит на праве собственности Марининой О.А., земельный участок имеет вид разрешенного использования под размещение индивидуального жилого дома; помещения общего пользования и вспомогательного использования, а также общие инженерные коммуникации отсутствуют.

Принимая во внимание, что Марининой О.А. принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом в виде его части - выделенной в натуре отдельной квартиры , расположенной на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке (л.д.123-126), в связи с чем занимаемое истцом жилое помещение не может рассматриваться в качестве расположенного в многоквартирном доме, следовательно, Маринина О.А., являясь вдовой военнослужащего, имеет право на получение денежной компенсации на ремонт индивидуального жилого дома.

При таких обстоятельствах отказ Военного комиссариата Безенчукского, Приволжского, Хворостянского районов Самарской области является незаконным. Маринина О.А. как член семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, имеет право на проведение ремонта принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

При этом доводы представителей ответчика о том, что жилое помещение, принадлежащее Марининой О.А., является жилым домом блокированной застройки и не является индивидуальным жилым домом, являются необоснованными. Суд отмечает, что жилой дом, находящийся в собственности истца, не отвечает критериям многоквартирного жилого дома, приведенным в п.6 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 28.01.2006 №47, поскольку не имеет выхода на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, не содержит в себе элементов общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

При таких обстоятельствах суд признает требования Марининой О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Марининой Ольги Анатольевны (ИНН ) к Военному комиссариату Безенчукского, Приволжского и Хворостянского районов Самарской области (ИНН 6362005723), Военному комиссариату Самаркой области (ИНН 6317004911) о признании незаконным отказа в назначении денежной компенсации на проведение ремонта жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным отказ Военного комиссариата Безенчукского, Приволжского, Хворостянского районов Самарской области в выдаче Марининой Ольге Анатольевне справки о праве на получении средств на проведение ремонта жилого помещения с кадастровым номером , расположенного адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 №313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца».

Обязать Военный комиссариат Безенчукского, Приволжского, Хворостянского районов Самарской области выдать Марининой Ольге Анатольевне справку о праве на получении средств на проведение ремонта жилого помещения с кадастровым номером , расположенного адресу: <адрес>, - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 №313.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 ноября 2023 г.

Судья

Безенчукского районного суда                                                    Ю.В. Перцева

2а-866/2023 ~ М-718/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маринина О.А.
Ответчики
Военный комиссариат Безенчукского, Приволжского, Хворостянского районов Самарской области
Военный комиссариат Самарской области
Суд
Безенчукский районный суд Самарской области
Судья
Перцева Ю.В
Дело на странице суда
bezenchuksky--sam.sudrf.ru
14.09.2023Регистрация административного искового заявления
14.09.2023Передача материалов судье
19.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023Подготовка дела (собеседование)
09.10.2023Рассмотрение дела начато с начала
27.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее