Судья Череваткина Е.Н. № 33-8018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2015 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кучминой А.А.,
судей Саяпиной Е.Г., Петровой Н.А.,
при секретаре Витошновой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко Т.Т. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области об отмене протокола заседания районной комиссии, восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении и предоставлении социальной выплаты по апелляционной жалобе Яценко Т.Т. на решение Кировского районного суда города Саратова от 10 сентября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Миньковой С.А., возражавшей против доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, возражения относительно нее, судебная коллегия
установила:
Яценко Т.Т. обратилась с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – министерство строительства и ЖКХ по Саратовской области), администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее – администрация Базарно-Карабулакского района), в котором просила отменить решение заседания жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского района от 17 июля 2015 года о снятии ее с учета, обязать указанную администрацию восстановить ее в очереди нуждающихся в жилом помещении, обязать министерство строительства и ЖКХ по Саратовской области внести ее в сводный список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с выездом граждан из районов Крайнего Севера и местностей к нему приравненных с составом семьи два человека, а также выплатить ей жилищную субсидию на приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований указала, что 14 августа 1998 года администрацией Хасынского округа города Магадан она была поставлена на учет для получения субсидии в соответствии с Федеральным Законом № 131 от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи 2 человека.
После переезда на постоянное место жительство в Базарно-Карабулакский район Саратовской области она, как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, 17 июня 2002 была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в администрации Базарно-Карабулакского района, а затем была признана участником программы переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
На основании решения жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского района от 17 июля 2015 года она снята с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ), и исключена из участников вышеуказанной программы.
С данным решением она не согласна, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, было приобретено ею в октябре 2002 года и факт приобретения она никогда не скрывала. По мнению истца, указанное ответчиком основание для снятия с учета к ней не применимо, поскольку ее участие в программе регулируется специальным законом, предусматривающим право на получение субсидии, а не жилого помещения. Предусмотренных законом оснований для отказа в признании ее участником программы у ответчиков не имелось.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 10 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Яценко Т.Т. просит решение суда отменить, принять новое решение которым удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права, несогласие с выводом суда об отсутствии нарушения ее прав, а также ссылается на обстоятельства, изложенные ею в исковом заявлении. Считает, что в нарушение требований закона администрацией Базарно-Карабулакского района нарушены сроки снятия ее с учета, кроме того, ответчиком не было предложено уменьшить сумму субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Базарно-Карабулакского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Яценко Т.Т. относится к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
В соответствии с Федеральным Законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей» № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года Яценко Т.Т. 14 августа 1998 года была поставлена на учет для получения субсидии с составом семьи 2 человека в администрации Хасынского округа города Магадан.
В связи с переездом на постоянное место жительство в Саратовскую область, 17 июня 2002 года Яценко Т.Т. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Базарно-Карабулакского района, а также на основании заявления от 29 июня 2014 года включена в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решением жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского района № 20 от 17 июля 2015 года Яценко Т.Т. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК и исключена из состава участников указанной подпрограммы (л.д.20).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом принадлежащего Яценко Т.Т. жилого помещения обеспеченность истца и членов ее семьи жилой площадью превышает норму предоставления, в связи с чем снятие ее с жилищного учета и исключение из состава участников вышеназванной программы является законным.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Согласно пп. «з» п. 5 указанных Правил правом на получение социальной выплаты удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы обладают граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Из пп. «а» п. 22 данных Правил следует, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 этих Правил.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 1 указанного закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» также предусматривал право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, граждан, не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
В целях реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Правительство Российской Федерации 10 декабря 2002 года утвердило Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Пункт 1 данного Положения устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья).
Из содержания приведенных норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Подпункт «д» п. 21 Положения устанавливает, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из закрывающихся районов, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Факт приобретения жилья означает констатацию исчезновения такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, указанный факт влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат.
Судом первой инстанции было установлено, что Яценко Т.Т. после постановки ее на учет нуждающихся в жилом помещении приобрела в собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 49,9 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от <дата> года.
По вышеуказанному адресу совместно с истцом в жилом помещении зарегистрирована её дочь ФИО11., что подтверждается копией домовой книги и справкой с места жительства.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено, что учетная норма площади жилого помещения на территории Базарно-Карабулакского муниципального района составляет 14 кв.м общей площади на одного человека.
Таким образом, исходя из площади жилого помещения, находящегося в собственности Яценко Т.Т., последняя не является нуждающейся в жилом помещении, а факт приобретения указанного жилого помещения свидетельствует об утрате истцом права на получение жилищной субсидии и несоответствии её требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Доводы истца о нарушении администрацией Базарно-Карабулакского района сроков снятия с учета на правильность выводов суда не влияет, поскольку нарушение сроков, установленных ч. 2 ст. 56 ЖК РФ само по себе не может служить основанием для признания решения о снятии с учета недействительным.
Имеющаяся в жалобе ссылка на незаконность действий ответчиков, выразившихся в том, что ей не было предложено уменьшить сумму субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи, основаны на неправильном толковании закона и не является основанием для отмены решения суда ввиду отсутствия у истца нуждаемости в жилом помещении.
Доводы жалобы о том, что истец претендовала на получение социальной выплаты, а не жилого помещения, в связи с чем исключение ее из участников программы является незаконным, также основаны на неправильном толковании закона, поскольку в силу вышеприведенного законодательства правом на получение социальной выплаты обладают лица, нуждающиеся в жилом помещении.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению изложенной истцом позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яценко Т.Т. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи