Запрос по делу № 02а-0935/2023 от 25.10.2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

27 ноября 2023 года Кузьминский районный суд адрес в составе судьи Корниловой А.С., при секретаре Кисляковой А.А., с участием представителя административного ответчика Кузьминской межрайонной прокуратуры адрес, Прокуратуры адрес Изатуллаевой К.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-935/23 по административному иску Разумной С.А. к Прокуратуре адрес, Кузьминской межрайонной прокуратуре адрес, межрайонному прокурору адрес по адрес Валдаеву Е.В. о признании бездействия государственных органов незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,

 

        установил:

 

С.А. Разумная с учетом уточнений обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, требования мотивированы тем, что С.А. Разумная оспорила бездействие административных ответчиков, которое затронуло её права, связанные с двумя обращениями с исх.62/9 от 06.07.2023 и с исх.72/9 от 05.09.2023. В связи с чем С.А. Разумная указала в административном исковом заявлении два требования к административным ответчикам.

В первом требовании оспорено бездействие административных ответчиков в связи с рассмотрением обращения с исх.72/9 от 05.09.2023, которое затронуло право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, которое гарантировано п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ.

Во втором требовании оспорено бездействие административных ответчиков в связи с рассмотрением обращения с исх.62/9 от 06.07.2023, которое затронуло конституционное право, в соответствии с ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. А также законный интерес, который гарантирован ч.4 ст.5 Федерального закона от 17.01.1992 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» - ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. После предъявления административного искового заявления административный истец получил письменный ответ (1688ж-2019/20450020/Он3253-23 от 06.10.2023 за подписью и.о. прокурора адрес) на свою жалобу, которой в порядке подчинённости было оспорено незаконное бездействие Кузьминской межрайонной прокуратуры адрес и межрайонного прокурора в связи с рассмотрением обращения с исх.62/9 от 06.07.2023.

Из данного, подписанного и направленного ответа за подписью и.о. прокурора адрес следует, что по итогу рассмотрения жалобы с исх.72/9 от 05.09.2023 не было принято мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов С.А. Разумной, связанных с возможностью знакомиться с документами и материалами, касающиеся её прав, свобод и законных интересов. По итогу рассмотрения жалобы ей не предоставили письменного решения об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированного решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки. Вместо этого ей дали письменный ответ, в котором нет сведений, что было принято письменное решение по письменному заявлению о предоставлении возможности знакомиться с материалами проверки (с документами и материалами), проведённой по размеру получаемой С.А. Разумной пенсии.

Из заявления С.А. Разумной с исх.62/9 от 06.07.2023 следует, что она изъявила желание ознакомиться с документами и материалами по проверке, которую провела Кузьминская межрайонная прокуратура адрес в отношении получаемой С.А. Разумной пенсии. Это очевидно, что проверка размера пенсии С.А. Разумной затрагивает её права, свободы и законные интересы, а значит, она вправе получить письменное решение, принятое по итогу рассмотрения её заявления, что гарантировано ч.4 ст.5 Федерального закона от 17.01.1992 «2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Порядок рассмотрения письменного заявления о предоставлении возможности знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают права и свободы, регламентирован пунктами 4.15 и 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), утверждённой и введённой в действие Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 45.

Исходя из указанных норм Инструкции следует, что по итогу рассмотрения письменного заявления о предоставлении возможности знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают права и свободы заявителя, принимается письменное решение.

По итогу рассмотрения заявления с исх.62/9 от 06.07.2023 был дан ответ ... от 17.07.2023 за подписью межрайонного прокурора Е.В. Валдаева. В этом ответе семь абзацев, в которых нет сведений о принятом решении по итогу рассмотрения заявления о предоставлении возможности знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают права и свободы заявителя.

В первом абзаце текста ответа указано, что Кузьминской межрайонной прокуратурой адрес рассмотрено заявление С.А. Разумной об ознакомлении с материалами проверки.

Во втором абзаце текста ответа указано, что в производстве Кузьминского районного суда адрес находилось заявление С.А. Разумной о возмещении расходов на оплату услуг представителя по административному делу 2а-504/2020.

В третьем, пятом и шестом абзаце текста ответа разъяснены нормы материального и процессуального права.

В четвёртом абзаце текста ответа содержится вывод, что прокурор, к которому предъявлен административный иск, участвует в административном судопроизводстве, обладая процессуальным статусом и объёмом прав административного ответчика, и который самостоятельно определяет способ и объём доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

В седьмом абзаце текста ответа содержится разъяснение, что в случае несогласия с принятым решением С.А. Разумная вправе обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд.

Таким образом, в тексте ответа отсутствуют сведения о принятом решении по итогу рассмотрения заявления о предоставлении возможности знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают права и свободы С.А. Разумной. А также отсутствуют сведения, что это письменное решение оформлено на отдельном документе Кузьминской межрайонной прокуратуры адрес.

Административный истец считает, что именно уклонение Кузьминского межрайонного прокурора от принятия решения в письменном виде по итогу рассмотрения заявления С.А. Разумной о предоставлении возможности знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают её права, свободы и законный интерес, создало препятствие в осуществлении права знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают её права и свободы, гарантированное ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации, ч.4 ст.5 Федерального закона от 17.01.1992 2202-1.

Никто из административных ответчиков не представил в данных ответах сведения о том, какие вообще имеются документы и материалы в материалах проверки, которые были получены Кузьминской межрайонной прокуратурой адрес в ходе проверки в отношении размера получаемой С.А. Разумной пенсии.

Получение С.А. Разумной мотивированного решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки будет как раз свидетельствовать о том, что её права и свободы не нарушены, так как в этом решении будут указаны доводы, что в этих документах и материалах содержаться ведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Иных оснований, из-за которых С.А. Разумной не может быть предоставлена возможность знакомиться с материалами проверки в отношении размера её пенсии быть не может.

В связи с вышеизложенным с учетом уточнений С.А. Разумная просит признать бездействие Кузьминского межрайонного прокурора адрес Валдаева Е.В. в связи с рассмотрением обращения с исх.62/9 от 06.07.2023, незаконным, и обязать Кузьминскую межрайонную прокуратуру адрес и Кузьминского межрайонного прокурора адрес Валдаева Е.В. принять письменное решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки.

Административный истец Разумная С.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель по доверенности Разумной С.А. - Нагорный А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Прокуратуры адрес, Кузьминской межрайонной прокуратуры адрес, межрайонного прокурора адрес по адрес Валдаева Е.В.  Изатуллаева К.Т. в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала, указала, что при рассмотрении обращений административного истца нарушения прав последней не выявлено, ответы даны своевременно и в полном объеме в соответствии с компетенцией прокурора.

При наличии надлежащего извещения участников процесса, суд счел возможным рассматривать дело при данной явке участников.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

К неправомерному бездействию следует отнести неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также иными федеральными законами.

Федеральный закон от 02.05.2006 года  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», определяет права и обязанности участников отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ).

Аналогичные положения о порядке рассмотрения обращения закреплены в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года N 45, и Федеральном законе от 17.01.1992 года N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». 

Согласно ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч.1.1 настоящей статьи.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года  45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, которая устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на адрес, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Пунктом 4.15 Инструкции определено, что заявитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

В Кузьминскую межрайонную прокуратуру адрес 06.07.2023 через единый портал государственных услуг поступило обращение  62/9 от Разумной С.А. о предоставлении возможности ознакомиться с материалами проверки ( ЕПГУ 2868299147). Согласно данным АИК «Надзор-WEB» данное обращение зарегистрировано сотрудниками межрайонной прокуратуры за вх.  ВО-206-23-20450042. Ответ на обращение административного истца дан 17.07.2023 за подписью Кузьминского межрайонного прокурора адрес Е.В. Валдаева.

Обращение Разумной С.А. заключалось в просьбе об ознакомлении с материалами, как предполагает истец проведенной в ее отношении, проверки в рамках которой прокуратурой получены сведения о размере ее пенсии.

Так, в производстве Кузьминского районного суда адрес находилось заявление Разумной С.А. о возмещении расходов на оплату услуг представителя по административному делу  2а-504/2020 (13а-35/2023), административные исковые требования по указанному делу предъявлены к Кузьминскому межрайонному прокурору адрес и Кузьминской межрайонной прокуратуре адрес.

Определением Кузьминского районного суда адрес от 16.05.2023 в пользу Разумной С.А. за счет средств казны взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 13 000 рублей. На данное определение суда Кузьминской межрайонной прокуратурой адрес 30.05.2023 подана частная жалоба.

Так, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 38 КАС РФ лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений является административным ответчиком.

Таким образом, прокурор, к которому предъявлен административный иск, участвует в административном судопроизводстве, обладая процессуальным статусом и объемом прав административного ответчика. Способ и объем доказывания обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении, в том числе заявления о взыскании судебных расходов по административному делу, административным ответчиком определяется самостоятельно.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Вместе с тем, положения ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают порядок ознакомления с материалами проверок, проводимых по обращениям граждан и не распространяются на деятельность по предоставлению суду доводов и доказательств своей позиции по административным делам и заявлениям о взыскании судебных расходов, понесенных на оплату услуг представителя.

Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Таким образом, ответ от 17.07.2023  679ж-2020/20450042/Он3124-23 на обращение Разумной С.А.  ВО-206-23-20450042 от 06.07.2023 не содержит решение об отказе либо удовлетворении заявления об ознакомлениями с материалами проверки, поскольку в отношении административного истца проверка не проводилась, данные сведения прокурором представлены в суд как административным ответчиком, в рамках рассмотрения заявления Разумной С.А. о взыскании судебных расходов.

В соответствии с п. 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.10.2019  715 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» относятся к компетенции прокуроров административных округов.

Согласно данным АИК «Надзор-WEB», используемой прокуратурой города для учета документооборота, обращение Разумной С.А.  72/9 от 05.09.2023, зарегистрированное за вх.  ВО-53188-23-20450016 от 05.09.2023, поступившее через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), номер на ЕПГУ ... на действия Кузьминского межрайонного прокурора адрес по результатам предварительного рассмотрения направлено в прокуратуру адрес поскольку правовая оценка доводам заявителя прокурором округа не давалась (исх.  ... от 07.09.2023).

При формировании сопроводительно-уведомительного документа система автоматически привязала электронный адрес: ..., поскольку обращение заявителем направлено через портал государственных услуг Российской Федерации, уведомление Разумной С.А, выслано на указанную почту, а также направлено в ее личный кабинет на портале Госуслуг.

Согласно информации отдела общего и архивного делопроизводства прокуратуры адрес вышеуказанный сопроводительно-уведомительный документ зарегистрирован 07.09.2023 в 16 час. 17 мин. согласно требованиям пп. 2.3.11, 2.4.1.2 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011  450. Данный документ посредством АИК «Надзор-WEB» 07.09.2023 в 16 час. 42 мин. переслан в прокуратуру округа, после экспедиционной обработки на следующий рабочий день 08.09.2023 направлен на указанный в ответе адрес электронной почты заявителя.

Установлено, что в АИК «Надзор-WEB» в регистрационной карточке корреспондента «Разумная А.С. (Волкова Е.В. значится семь электронных адресов, заявлений об удалении и не использовании иных электронных почт, помимо указанной в административно исковом заявлении, от Разумной С.А. не поступало.

Поскольку на момент подачи административного искового заявления 22.10.2023 Разумная С.А. Прокуратурой адрес 08.09.2023 уведомлена о перенаправлении обращения за вх.  BO-53188-23 как по электронной почте, так и через портал Госуслуг, ее доводы о ненаправлении уведомления, бездействии прокуратуры адрес несостоятельны и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Административный ответчик должен доказать законность оспариваемых решений, действий (бездействия).

Необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушения прав и интересов истца оспариваемым действием (бездействием), при этом бремя доказывания данного обстоятельства лежит на истце.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Таким образом, требования административного истца о признании не законным бездействия удовлетворению не подлежит.

При этом судом также учитывается, что принятие мер прокурорского реагирования является правом, а не обязанностью работников прокуратуры и само несогласие с содержанием ответа, данным по обращению не может быть расценено в качестве основания для признания бездействия незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 172-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

 

решил:

 

В удовлетворении административного искового заявления Разумной С.А. к Прокуратуре адрес, Кузьминской межрайонной прокуратуре адрес, межрайонному прокурору адрес по адрес Валдаеву Е.В. о признании бездействия государственных органов незаконными, обязании устранить допущенные нарушения  отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Кузьминский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 06 декабря 2023 года.

 

 

Судья:        А.С. Корнилова

02а-0935/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 27.11.2023
Истцы
Разумная С.А.
Ответчики
Прокуратура города Москвы
Прокурор ЮВАО г. Москвы Никифоров Р.Г.
Кузьминский межрайонный прокурор г.Москвы - Валдаев Е.В.
Прокуратура ЮВАО города Москвы
Кузьминская межрайонная прокуратура города Москвы
Суд
Кузьминский районный суд
Судья
Корнилова А.С.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
30.10.2023
Запрос
27.11.2023
Решение
06.12.2023
Мотивированное решение
30.10.2023
Запрос

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее