У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Гуляев С.А. Дело № 33а-3019/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
3 августа 2021 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Насыбулловой
Э.Ф..
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агентства ветеринарии
Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области
от 21 апреля 2021 года по делу №2а-1-204/2021, по которому
постановлено:
административные
исковые требования прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Мелекесский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия им.С.Г. Дырченкова», Правительству Ульяновской
области и руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Нине
Ивановне о восстановлении срока на обращение с административным исковым
заявлением, о признании незаконным, отмене распоряжения о ликвидации
скотомогильников, возложении обязанности совершить определенные действия
удовлетворить частично.
Восстановить срок на
обращение с административным исковым заявлением в части признания незаконным
распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №768-р от
18.12.2019.
Признать незаконным
распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №786-р от
18.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Мелекесского,
Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в с.
Верхний Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Средний Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской
области; скотомогильника в с.Абдреево Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Лабитово
Новомалыклинского района Ульяновской области и скотомогильника в с.Старая
Тюгальбуга Новомалыклинского района Ульяновской области.
Отменить
распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №786-р от
18.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Мелекесского,
Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в
с.Верхний Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в
с.Моисеевка Мелекесского района
Ульяновской области; скотомогильника в с.Средний Сантимир Новомалыклинского
района Ульяновской области; скотомогильника в с.Абдреево Новомалыклинского
района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Лабитово Новомалыклинского района Ульяновской
области и скотомогильника в с.Старая Тюгальбуга Новомалыклинского района
Ульяновской области.
Обязать Агентство
ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений:
скотомогильника в с.Верхний Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Моисеевка
Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Средний
Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Абдреево
Новомалыклинского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Лабитово Новомалыклинского района Ульяновской
области и скотомогильника в с.Старая Тюгальбуга Новомалыклинского района
Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических
правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56:
установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и
животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их
предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
В удовлетворении
остальной части административных исковых требований к Агентству ветеринарии
Ульяновской области, руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области
Пелевиной Нине Ивановне, ОГБУ «Мелекесский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия им.С.Г. Дырченкова» и Правительству Ульяновской области
отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения
представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области – Сафонова А.А. и Замалтдинова Р.Р., представителя
администрации МО «Новомалыклинский район» - Коншина П.С., поддержавших доводы
жалобы, возражения прокурора Соколовой М.С., полагавшей решение суда не
подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской
межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд
с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
к Агентству ветеринарии Ульяновской области, областному государственному
бюджетному учреждению «Мелекесский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия им. С.Г. Дырченкова» о восстановлении срока на обращение с
административным исковым заявлением, о признании незаконным и отмене
распоряжения о ликвидации скотомогильников, возложении обязанности обеспечить
безопасность сибиреязвенных захоронений.
Требования мотивированы тем, что
распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области
Пелевиной Н.И. №768-р от 18.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых
скотомогильников на территории Мелекесского, Новомалыклинского, Кузоватовского,
Карсунского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении» (далее - распоряжение №768-р от 18.12.2019) принято решение о
ликвидации следующих скотомогильников: скотомогильник в с.Верхний Мелекесс
Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильник в с.Моисеевка
Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильник в с.Средний Сантимир
Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильник в с.Абдреево
Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильник в с.Лабитово
Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильник в с.Старая
Тюгальбуга Новомалыклинского района Ульяновской области. Данное
распоряжение является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с
оформленными на вышеуказанные
скотомогильники ветеринарно-санитарными карточками в данные
захоронения животные, павшие от болезней, вызываемых спорообразующими
микроорганизмами были захоронены в 1989, 1978, 1969, 1997, 1956 годах
соответственно.
Согласно п.1.2,
п.1.3. Постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об
утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и
закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» требования
указанного Порядка не распространяются на действующие (используемые)
скотомогильники (биотермические ямы), земляные скотомогильники и биотермические
ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы,
независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (п. 1.4).
Ликвидация вышеперечисленных скотомогильников противоречит требованиям
законодательства, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными
законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны
окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных
животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного
воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу
распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.
31.01.2020 заместителем Волжского межрегионального природоохранного
прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесен протест
№07-33-2020 на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого
протест был отклонен.
Прокурор просил восстановить
срок на обращение с административным исковым
заявлением в части признания незаконным распоряжения №768-р от
18.12.2019, признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской
области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению
мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на
территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от
болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение
которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившимся в необеспечении
безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника в с.Верхний Мелекесс
Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Моисеевка
Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Средний Сантимир
Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Абдреево
Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Лабитово
Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Старая
Тюгальбуга Новомалыклинского района Ульяновской области; признать незаконным и
отменить распоряжение №768-р от 18.12.2019 в части, касающейся данных скотомогильников;
обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Мелекесский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия имени С.Г. Дырченкова» обеспечить
безопасность вышеуказанных сибиреязвенных захоронений - скотомогильников в
соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1.7.2629-10. «Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от
13.05.2010 № 56:
установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и
животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их
предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
Судом к участию в
деле привлечены в качестве административных ответчиков - главный
государственный ветеринарный инспектор Ульяновской области Пелевина Н.И., Правительство Ульяновской
области, в качестве заинтересованных лиц -
Управление Роспотребнадзора по
Ульяновской области, Управление
Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, администрация
МО «Среднесантимирское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской
области, администрация МО «Высококолковское сельское поселение»
Новомалыклинского района Ульяновской области, МУ администрация МО «Мелекесского
района» Ульяновской области, администрация МО «Новомайнское городское поселение
Мелекесского района» Ульяновской области, администрация МО «Новоселкинское
сельское поселение Мелекесского района» Ульяновской области, МУ администрация
«Новомалыклинский район» Ульяновской области, администрация МО
«Новочеремшанское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской
области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области просит решение суда отменить и
принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Не соглашается
выводами суда о признании захоронений сибироязвенными скотомогильниками.
Указывает, что действовавшие на момент захоронения, а также в настоящее время
ветеринарные правила запрещают захоронение трупов животных без их сжигания.
Нормативно-правовыми актами в сфере ветеринарии и в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения предусмотрено, что зола не может быть источником
сибирской язвы. Утверждает,
что письма заместителя Роспотребнадзора от 22.06.2020 и директора ФКУЗ
Ставропольского НИИ Роспотребнадзора от 18.06.2020 искажают
санитарно-эпидемиологические правила и неправомерно признают захоронения
зольных остатков скотомогильниками. Кроме того, в
письме директора ФКУЗ
Ставропольского НИИ Роспотребнадзора указано, что
только при отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут
сохраниться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.
Судом не учтены представленные материалы по
отбору проб почвы с мест сжигания трупов животных, павших от сибирской
язвы на территории спорных объектов,
лабораторные исследования и экспертные заключения, выполненные ОГБУ «Симбирский референтный центр
ветеринарии и безопасности продовольствия», которые доказывают безопасность
ликвидированных захоронений. Полагает, что ветеринарно-санитарные карточки на
скотомогильники не могут считаться первоисточником информации, поскольку были
составлены через значительный промежуток времени после возникновения спорных
объектов.
Обращает
внимание суда на то, что в связи с коллизией законодательства программой
«Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на
период с 2005-2012 годы» допущена неточность в терминологии, а именно в
отношении мест утилизации методом сжигания введен термин «сибироязвенный
скотомогильник».
Также на местах сжигания отсутствуют объекты
недвижимости и инженерные сооружения, что является подтверждением отсутствия
скотомогильников. Документы-первоисточники с указанием точных мест сжигания трупов и
описанием того, что было утилизировано, отсутствуют. Фактически места сжигания на территории спорных объектов являются
санитарно-неблагополучными пунктами, которых на территории Мелекесского района
зафиксировано 46, на территории Новомалыклинского района – 27, не
представляющими биологическую опасность и не являющимися сибироязвенными.
Ограждения и
таблички на местах захоронения установлены администрациями МО «Мелекесский
район» и «Новомалыклинский район» в 2010 году во исполнение областной целевой
программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской
области на период с 2005-2012 годы».
Агентством ветеринарии не осуществлялись меры
по ликвидации ограждений, канав и предупреждающих табличек. Мероприятия по
ликвидации скотомогильника включали в себя разравнивание и прикатывание
поверхностного слоя почвы с последующей дезинфекцией. На момент ликвидации захоронений как объекты
недвижимости они отсутствовали, земля, находящаяся под отсутствующим объектом
недвижимости не разграничена. Принятым решением предполагается расходование
бюджетных средств на объекты недвижимости, не находящиеся в собственности
Ульяновской области.
Кроме того судом не
определены географические координаты мест захоронения и площадь ограждений.
Согласно ответу специализированной организации Ульяновской БТИ установить места
нахождения захоронений невозможно.
Поскольку
распоряжение Агентства ветеринарии №768-р признано утратившим силу в связи с
принятием распоряжения от 02.04.2021 №768-р оснований для отмены недействующего
распоряжения в судебном порядке не было.
Указывает на
необоснованность восстановления прокурору срока для подачи административного
искового заявления, а также отказа в рассмотрении ходатайства о применении ч.2
статьи 194 КАС РФ.
В возражениях на
апелляционную жалобу администрация МО «Мелекесский район» и администрация
«Новоселкинское сельское поселение» и «Новомайнское городское поселение»
Мелекесского района Ульяновской области
поддерживают доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просят их
удовлетворить.
В заседание суда апелляционной инстанции не
явились Пелевина Н.И., представители
Правительства Ульяновской области, ОГБУ «Мелекесский центр ветеринарии и
безопасности продовольствия им.С.Г. Дырченкова», Управления Россельхознадзора
по Чувашской Республики и Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора по
Ульяновской области, Пелевина Н.И., администрации МО «Среднесантимирское сельское
поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области, администрация МО
«Высококолковское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской
области, администрации МО «Мелекесского района» Ульяновской области,
администрации МО «Новомайнское городское поселение Мелекесского района»
Ульяновской области, администрации МО «Новоселкинское сельское поселение
Мелекесского района» Ульяновской области, администрации МО «Новочеремшанское
сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области, о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело
в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная
коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено
судом, распоряжением
руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №768-р от
18.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории
Мелекесского, Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов
Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято
решение о ликвидации, в том числе скотомогильников в с.Верхний Мелекесс Мелекесского района
Ульяновской области, в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской области, в с.Средний
Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской области, скотомогильника в с.Абдреево
Новомалыклинского района Ульяновской области, скотомогильника в с.Лабитово
Новомалыклинского района Ульяновской области, скотомогильника в
с.Старая Тюгальбуга Новомалыклинского района Ульяновской
области.
Организация и проведение указанных
мероприятий возложены на начальника ОГБУ «Мелекесский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия имени С.Г. Дырченкова» А.А. Сидорова и главного специалиста - эксперта
- главного государственного ветеринарного инспектора отдела государственного
ветеринарного надзора и ветеринарно-санитарной экспертизы О.В. Зайцеву.
Согласно актам о проведении ликвидации
неиспользуемых сибиреязвенных скотомогильников (захоронения золы после сжигания
трупа животного, павшего от сибирской язвы) от 24.12.2019 были ликвидированы
сибиреязвенные скотомогильники в с.Верхний Мелекесс Мелекесского района
Ульяновской области, в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской области, с.Средний
Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской области, скотомогильника в с.Абдреево
Новомалыклинского района Ульяновской области, скотомогильника в с.Лабитово Новомалыклинского
района Ульяновской области, скотомогильника в с.Старая
Тюгальбуга Новомалыклинского района Ульяновской области.
В соответствии с
требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и
уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995
№13-7-2/469 на вышеперечисленные скотомогильники были оформлены ветеринарно-санитарная
карточки, из которых видно, что она составлены на сибиреязвенные могильники,
являются захоронениями животных, павших от болезней, вызываемых
спорообразующими микроорганизмами. Проверка
состояния скотомогильников осуществлялась ежегодно с 2015 по 2018 годы.
Бесспорных доказательств тому, что в указанных скотомогильниках захоронены именно зольные остатки после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы в материалы дела не представлено.
По информации ФКУЗ Ставропольский
противочумный институт Роспотребнадзора захоронения зольного остатка, оставшегося от сжигания трупа животного,
павшего от сибирской язвы, относятся к почвенным очагам сибирской язвы, как и
все места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, в соответствии
с пунктом 2.8.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10
«Профилактика сибирской язвы». Захоронения зольного остатка, оставшегося от
сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, могут представлять
эпизоотическую и/или эпидемическую опасность, так как при отклонении от правил
сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры
возбудителя сибирской язвы, что подтверждается случаями выделения
жизнеспособного возбудителя из зольного остатка. Лабораторное подтверждение
отсутствия сибиреязвенного микроба в почве захоронения не может достоверно
свидетельствовать о безопасности подобного захоронения, так как отбор проб
почвы по существующим схемам не может гарантировать, что в пробы попали все
возможные области локализации спор в почве захоронения. Прекращение
осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа
животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренные пунктом 7.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»,
влечет ухудшение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека,
ухудшение санитарии эпидемиологической обстановки в области.
Распоряжением
руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №768-р от
18.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Мелекесского,
Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в
том числе скотомогильников: в с.Верхний Мелекесс Мелекесского района Ульяновской
области; скотомогильника в с.Моисеевка
Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Средний
Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Абдреево
Новомалыклинского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Лабитово Новомалыклинского района Ульяновской
области и скотомогильника в с.Старая Тюгальбуга Новомалыклинского района
Ульяновской области.
Распоряжение исполнено реально.
31.01.2020 заместителем природоохранного
прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен
протест №07-33-2020 на указанное распоряжение, по
результатам рассмотрения которого он был отклонен.
Принимая решение по
делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация скотомогильников в с.Верхний
Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Средний Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской
области; скотомогильника в с.Абдреево Новомалыклинского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Лабитово Новомалыклинского района Ульяновской области и
скотомогильника в с.Старая Тюгальбуга Новомалыклинского района Ульяновской
области противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП
3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010
№56, Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», нарушает гарантированные Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного
круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения
и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и
устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду,
создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной
ситуации.
Также суд пришел к выводу о том, что
3-хмесячный срок для обращения в суд с настоящим иском был пропущен прокурором
по уважительной причине (в связи с проведением проверочных мероприятий), и
восстановил его.
С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии со ст.ст. 1, 8
Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения -
состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует
вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются
благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания -
инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых
обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания
(возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от
заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Граждане имеют право на благоприятную среду
обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП
3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические
правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую
зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой
относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает
в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может
развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной
формах.
Основными источниками возбудителя сибирской
язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий
рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром
возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды,
содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП
3.1.7.2629-10).
Почвенными очагами сибирской язвы считаются
места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например -
скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения как одного из основных условий реализации
конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую
среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной
сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты
Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление
мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе
осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного
Федерального закона).
Согласно постановлению правительства
Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации
неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на
территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от
14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3
Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия
оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области и на дату
принятия решения суда по настоящему административному делу, земляные
скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных,
павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат
ликвидации независимо от сроков давности.
В силу приведенных норм права у административного
ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания
для принятия распоряжения от №768-р от 18.12.2019 о ликвидации неиспользуемых скотомогильников в с.Верхний
Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Средний Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской
области; скотомогильника в с.Абдреево Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Лабитово Новомалыклинского
района Ульяновской области и скотомогильника в с.Старая Тюгальбуга
Новомалыклинского района Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом
не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с
которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем
сжигания, в спорных скотомогильниках захоронена зола сожженных животных,
которая не представляет опасности, ликвидированные места захоронений не
являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает
несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным
нормам права.
Факт захоронения в скотомогильниках трупов
животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками,
представленными в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской
области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства
захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания,
не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации спорного сибиреязвенного
скотомогильника, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10
«Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения
зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными
захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими
эпизоотолого-эпидемиологическую опасность, и не подлежат ликвидации вне
зависимости от срока давности формирования захоронения.
При отклонении от правил сжигания трупов в
зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской
язвы.
Лабораторные исследования, по результатам
которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не
может свидетельствовать о безопасности захоронений в силу приведенных выше норм
права, кроме того отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех
возможных местах локализации спор.
Прекращение осуществления в отношении
зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от
сибирской язвы, мероприятий, предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10
«Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», влечет
ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение
безопасных условий жизнедеятельности человека.
Ссылка в жалобах на то, что в настоящее время
не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не
опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные
захоронения являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.
Несогласие Агентства ветеринарии по
Ульяновской области с решением суда о возложении на него обязанности по обеспечению
безопасности скотомогильников и их ограждению не свидетельствует о
необоснованности решения в данной части.
В соответствии с п.7.1 СП организация мер по
обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях
обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию
в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников,
биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской
язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ
людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают
их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по
обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами
захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за
недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне
сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной
деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных
с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных,
промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Согласно п.1.1
Положения об Агентстве ветеринарии Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 №1/19-П Агентство ветеринарии Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, осуществляющим задачи в области ветеринарии и уполномоченным от имени
Ульяновской области в порядке и пределах, определенных законодательством
Российской Федерации и законодательством Ульяновской области, осуществляющим
полномочия собственника имущества областных государственных бюджетных
учреждений ветеринарии, являющихся организациями, входящими в систему государственной
ветеринарной службы Российской Федерации.
Агентство организует ликвидацию
скотомогильников в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении Порядка
ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых
скотомогильников на территории Ульяновской области», реализует полномочия по защите
населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за
исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Реализует в процессе осуществления деятельности, связанной с профилактикой и
борьбой с заразными болезнями животных, в том числе общими для человека и
животных, проведением ветеринарно-санитарных мероприятий, а также с
обеспечением биологической безопасности продукции животного и растительного
происхождения, мероприятия, направленные на выявление и оценку рисков,
управление ими (п.п. 2.5, 2.6, 2.25
Положения об Агентстве).
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст.227 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения
административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и
необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений,
совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и
законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению
суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному
вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения
иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов
административного истца.
Поскольку требования административного истца
о признании незаконным и отмене распоряжения Агентства ветеринарии по
Ульяновской области о ликвидации неиспользуемых скотомогильников удовлетворены,
суд обоснованно возложил на данного административного ответчика обязанность по
обеспечению их безопасности в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10
Решение суда в данной части соответствует
требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические
правила».
Тот факт, что точные координаты
скотомогильников не определены на местности, не свидетельствует сам по себе о
законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области распоряжения
о ликвидации скотомогильников и отсутствии оснований для исполнения данным
административным ответчиком требований санитарного законодательства. Описание местоположения
скотомогильников имеется у административных ответчиков, в том числе в ветеринарно-санитарных
карточках.
Также судебная коллегия учитывает, что
ответчиками проводились мероприятия по отбору проб почвы с территорий
скотомогильников, что свидетельствует о наличии у них необходимой информации о
местах нахождения спорных сибиреязвенных захоронений.
Вопреки доводам апелляционных жалоб у суда
первой инстанции имелись основания для восстановления прокурору срока на подачу
настоящего административного иска.
Как видно из материалов дела, прокурором
принимались досудебные меры, направленные на отмену оспариваемого распоряжения:
внесен протест. Впоследствии прокурор обращался с административным иском о
признании незаконным данного распоряжения в Ленинский районный суд
г.Ульяновска, обжаловал в апелляционном порядке определение суда о возвращении
административного иска.
Более того, обращение прокурора в суд
направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на
благоприятную окружающую среду. Выявленное прокурором нарушение
санитарно-экологического законодательства и, соответственно нарушение прав
неопределенного круга лиц, носит длящийся характер, создает возможную угрозу
распространения эпидемии в будущем.
Принятие закона, которым изменяется порядок
ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для
отмены решения суда в части признания незаконным и отмены оспариваемого
распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области, поскольку, как
указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильника были
приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию
сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков
давности захоронений.
Всем имеющимся в деле доказательствам, судом
первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской
Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.
Тот факт, что
распоряжение Агентства ветеринарии №768-р признано утратившим силу, на
правильность выводов суда о его отмене не является, поскольку спорное
распоряжение является незаконным с даты его принятия.
Вместе с тем судебная коллегия не может
согласиться с выводом суда о признании незаконным и отмене распоряжения руководителя Агентства
ветеринарии Ульяновской области от 18.12.2019 №786-р, поскольку данное
распоряжение не являлось предметом рассмотрения по настоящему делу.
В качестве описки
суд первой инстанции данное обстоятельство не признал, соответствующее
определение до направления дела в апелляционную инстанцию не выносил.
В этой связи на основании п.3 ч.2 ст.310 КАС
РФ (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,
обстоятельствам административного дела) решение суда подлежит изменению в
указанной части, а в остальной – оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 21 апреля 2021 года изменить в
части признания незаконным и отмены распоряжения руководителя Агентства
ветеринарии Ульяновской области от 18.12.2019 №786-р, указав на признание
незаконным и отменураспоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской
области №768-р от 18.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории
Мелекесского, Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов
Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части
скотомогильника в с. Верхний Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Моисеевка
Мелекесского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Средний
Сантимир Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в
с.Абдреево Новомалыклинского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Лабитово
Новомалыклинского района Ульяновской области и скотомогильника в с.Старая
Тюгальбуга Новомалыклинского района Ульяновской области.
В остальной части
решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства ветеринарии
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи