Решение по делу № 2-7520/2016 от 07.10.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября2016 г. <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к войсковой части 32364, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству Обороны Российской Федерации о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона просит обязать командира войсковой части 32364 и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части: <данные изъяты> – 1 рабочее место, <данные изъяты> – 1 рабочее место; обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении следующих рабочих мест войсковой части 32364: <данные изъяты> – 1 рабочее место, <данные изъяты> – 1 рабочее место.

Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки военной прокуратурой Улан-Удэнского военного гарнизона исполнения должностными лицами войсковой части 32364 законодательства об охране труда были выявлены нарушения в части отсутствия специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: <данные изъяты> – 1 рабочее место, <данные изъяты> – 1 рабочее место. В нарушении требований трудового законодательства аттестация указанных рабочих мест ранее в в/ч 32364 не проводилась, в связи чем проведение специальной оценки условий труда указанных рабочих мест является обязательным. До настоящего времени специальная оценка условий труда указанных рабочих мест командованием не проведена и каких-либо мер к этому не принимается.

В судебном заседании помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Беляков А.И. исковые требования поддержал, изложив их так, как они указаны в иске.

Представитель войсковой части 32364 Прокопьева К.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что командиром войсковой части 32364 предпринимались меры по проведению аттестации специальной оценки условий труда на рабочих местах гражданского персонала, для чего в адрес ФКУ «УФО МО РФ» по <адрес>» отправлялся Перечень рабочих мест, подлежащих проведению специальной оценки условий труда в ДД.ММ.ГГГГ., список гражданского персонала войсковой части 32364. Указала, что денежные средства для проведения в войсковой части 32364 в 2014 г. специальной оценки условий труда рабочих мест не поступали.

Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Мирошникова С.Б., одновременно действующая в интересах Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила письменные возражения на иск, согласно которым просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что в 2015 г. ответственными должностными лицами ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» до воинских частей были доведены указания о принятии срочных мер по проведению специальной оценки условий труда гражданского персонала. В настоящее время во всех воинских частях Восточного военного округа проводятся мероприятия по проведению специальной оценки условий труда, а именно идут подготовительные мероприятия по размещению заказа на проведение аукциона по заключению договора со сторонними специализированными организациями, аккредитованными на проведение специальной оценки условий труда. Обратила внимание на отсутствие оснований для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест, установленных в ч. 2 ст. 4 ФЗ-426, а также на то обстоятельство, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Полагает, что требования военного прокурора необоснованны, поскольку Министерством обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» предприняты все меры по соблюдению норм действующего законодательства в области охраны труда. Указала, что в соответствии с положениями Приказа Минтруда России н от 10.12.2012г. проведение специальной оценки условий труда рабочих мест возможно после поступления финансового обеспечения. В случае удовлетворения исковых требований просила принять во внимание длительность процедуры проведения оценки условий труда и установить срок, достаточный для исполнения решения суда с учетом установленных законом процедур.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно­- технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Как следует из положений ст. 219 ТК РФ, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Судом установлено, что в войсковой части имеются рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда, к которым в частности относятся: <данные изъяты> – 1 рабочее место, <данные изъяты> – 1 рабочее место.

Вместе с тем, в нарушении требований трудового законодательства специальная оценка рабочих мест войсковой частью не проводилась.

Факт отсутствия специальной оценки условий труда в войсковой части 32364 на указанных рабочих местах в течение последних пяти лет представителем войсковой части Прокопьевой К.Г. в судебном заседании не оспаривался.

Между тем, отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Поскольку судом установлено несоблюдение войсковой частью требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязывающей работодателя обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, что подтверждается материалами проверки, заявленные требования подлежат удовлетворению.

При этом доводы представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Мирошниковой С.Б., одновременно действующая в интересах Министерства обороны РФ, о том, что в силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм данного закона.

По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Таким образом, оценка условий труда может не проводиться работодателем в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы. Однако, доказательств проведения аттестации рабочих мест в течение пяти лет не представлено. Напротив, по сведениям командира в/ч 32364 Евдокимова Р. аттестация заявленных рабочих мест в течение пяти лет не проводилась.

Ссылки представителя Мирошниковой С.Б. о достаточности проведения специальной оценки условий труда 20 % рабочих мест от общего числа аналогичных рабочих мест не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как аттестация по заявленным рабочим местам не проводилась.

Вопреки доводам представителя Мирошниковой С.Б. положения ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О специальной оценке условий труда" к спорным правоотношениям не подлежат, поскольку требования прокурора заявлены о плановом ( 1 раз в 5 лет) проведении специальной оценки условий труда.

Доводы о том, что и Министерством обороны РФ, и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» предпринимаются все необходимые меры по соблюдению норм действующего законодательства в области охраны труда основанием для освобождения от исполнения возложенных на работодателя законом обязательств по соблюдению требований по охране труда не является, поскольку положения ст. 212 ТК РФ являются императивными. Отсутствие денежных средств основанием для отказа в иске не является.

Таким образом, принимая во внимание, что проводимые мероприятия не позволили обеспечить проведение аттестации рабочих мест и нарушения трудового законодательства до настоящего времени ответчиками не устранены, с учетом структуры Вооруженных сил РФ и порядка финансирования структурных подразделений, суд считает, что предъявление исковых требований к заявленным ответчикам является правомерным и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» входит заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на казенном учреждении, как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

В соответствии с п. 1 ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по охране труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Поскольку в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Минобороны России выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, денежные средства для организации ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» работ по оценке условий труда в войсковой части 32364 должны быть выделены Министерством обороны Российской Федерации, которому такие средства предоставлены из федерального бюджета.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к войсковой части 32364, Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест удовлетворить.

Обязать войсковую часть 32364 и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части 32364: <данные изъяты> – 1 рабочее место, <данные изъяты> – 1 рабочее место.

Обязать Министерство обороны РФ выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест гражданского персонала войсковой части 32364: <данные изъяты> – 1 рабочее место, <данные изъяты> – 1 рабочее место.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: Н.А. Кузубова

2-7520/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона
Ответчики
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
Министерство Обороны РФ
войсковая часть 32364
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
07.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2016Передача материалов судье
11.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2016Подготовка дела (собеседование)
25.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2016Судебное заседание
16.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее