судья суда первой инстанции фио
гражданское дело суда первой инстанции № 2-4958/20
гражданское дело суда апелляционной инстанции № 33-29231/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
адрес 22 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей фио,
фио,
при помощнике судьи Кузнецовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Чилика Евгения Ивановича, Коньковой Людмилы Анатольевны на решение Люблинского районного суда адрес от 17 ноября 2020 года по иску фио, Коньковой Людмилы Анатольевны к УСЗН адрес о признании незаконным заключения о невозможности быть опекуном (попечителем),
которым в удовлетворении исковых требований Чилика Е.И., Коньковой Л.А. отказано,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Чилик Е.И. и Конькова Л.А. обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику Управлению социальной защиты населения адрес (далее - УСЗН адрес), в котором просили признать незаконным заключение от 25.03.2020 №5/615 УСЗН адрес в лице органа опеки, попечительства и патронажа о невозможности быть опекуном (попечителем), обязать выдать истцам заключение о возможности быть опекуном (попечителем) 4-х детей в возрасте от 1 года до 17 лет, группа здоровья I-IV.
Требования мотивированы тем, что 25 марта 2020 года истцам выдано заключение органа опеки и попечительства о невозможности граждан быть опекунами (попечителями) с рекомендацией пройти психологическое обследование семьи с целью выявления наличия ресурсов для воспитания восьмерых детей и соответствия интересам детей, уже воспитывающихся в семье заявителей, которое они считают незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят истцы, подав соответствующую апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились истцы Чилик Е.И., Конькова Л.А., которые доводы апелляционной жалобы поддержали, а также представитель ответчика УСЗН адрес по доверенности фио, представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио, которые возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Суд первой инстанции, при вынесении решения, руководствовался положениями ст.ст.31, 35, 121 ГК РФ, ст.ст.145, 146 СК адресст.10 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Судом установлено, что 03 февраля 2020 года Чилик Е.И. и Конькова Л.А. обратились в адрес Южнопортовый УСЗН адрес с заявлением о выдаче заключения о возможности быть кандидатами в опекуны (попечители) четырех детей в возрасте от 1 года до 17 лет.
Главным специалистом адрес Южнопортовый УСЗН адрес составлен акт обследования условий жизни истцов Чилик Е.И. и Коньковой Л.А., выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 1 года до 17 лет. Согласно данному акту в жилом помещении (четырехкомнатной квартире) по адресу: адрес, где зарегистрированы истцы Чилик Е.И. и фио, фио, фио, фио, фио, фактически в данном жилом помещении проживают истцы и фио, паспортные данные, фио, паспортные данные. В обследуемом жилом помещении в настоящее время комната для детей не оборудована. Истцы планируют обустроить комнату жилой площадью 15,7 кв.м. В настоящее время в комнате проживает фио В комнате имеется: два дивана, шкафы, книжные полки. В комнате требуется проведение косметического ремонта, и организации спальных мест, рабочих зон в соответствии с полом и возрастом детей. фио Е.И. и Конькова Л.А. не работают. Конькова Л.А. имеет педагогическое образование по специальности воспитатель в детских дошкольных учреждениях. Между супругами сложились теплые, доверительные отношения. В браке состоят с 12.11.2014. Воспитывают троих приемных детей и одного кровного ребенка. Кандидаты проявляют о них заботу, занимаются их воспитанием, содержанием. Супруги прошли курсы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей с 2013 году, имеют необходимые навыки, являются приемными родителями с 2015 г. Желают принять на воспитание 4-х детей. Условия жизни по месту фактического проживания находятся в удовлетворительном состоянии.
25 марта 2020 года адрес Южнопотровый УСЗН адрес вынес заключение о невозможности Чилик Е.И. и Коньковой Л.А. быть опекунами (попечителями), при этом в качестве оснований для отказа в том числе, указано, что в связи с желанием расширения состава семьи и принятия на воспитание четверых детей, с целью выявления у семьи актуальных рисков и ресурсов для воспитания восьмерых детей и соответствия интересам детей, уже воспитывающихся в семье истцов, последним было рекомендовано пройти психологическое обследование семьи. До получения результатов психологического обследования Отделом может быть рассмотрен вопрос о выдаче заключения о возможности быть опекунами одного ребенка после достижения одним из подопечных детей совершеннолетия.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение адрес Южнопортовый от 25 марта 2020 года о невозможности заявителей быть опекунами (попечителями) соответствует закону и установленным органом опеки и попечительства обстоятельствам, условия для выдачи иного заключения отсутствуют, поскольку истцы не представили доказательств, подтверждающих наличие у них необходимых нравственных и иных личных качеств, позволяющих быть опекуном (попечителем) еще четверых детей, наличие способности к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), а также сведений, позволяющих определить отношение к детям членов семьи опекуна (попечителя).
При этом суд отметил, что основной задачей подбора является обеспечение интересов детей, исключение повторного социального сиротства (возвращение ребенка из замещающих семей).
В связи с незащищенностью и уязвимостью вышеуказанной категории детей государством предъявляются особые требования к кандидатам в опекуны (приемные родители), которые должны соответствовать общепринятым нормам морали, быть высоко нравственными людьми, обладать соответствующей подготовкой и способностями к выполнению обязанностей опекуна.
Требования к лицам, которые назначаются опекунами или попечителями, указанные в п.2 ст.146 СК РФ и п.3 ст.35 ГК РФ, предусматривают в том числе, способность лица к выполнению родительских обязанностей опекуна, его нравственные и иные личные качества, при этом конкретных критериев по которым должны оцениваться эти качества, законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению, в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера.
В рассматриваемом случае адрес Южнопортовый были учтены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотренного вопроса. Действия органа опеки соответствовали действующему законодательству, нарушений прав истцов допущено не было, выданное заключение о невозможности быть опекунами (приемными родителями) обоснованно и законно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38).
Поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года, подчеркивает, что главным соображением при рассмотрении всех вопросов, связанных с передачей ребенка для заботы о нем не его собственными родителями, должны быть наилучшее обеспечение интересов ребенка, его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
В соответствии с этим Конвенция о правах ребенка, являющаяся в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), и принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления (пункт 1 статьи 19).
Согласно статье 153 Семейного кодекса Российской Федерации, приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.
Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных пунктом 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации.
пунктом 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при назначении опекуна должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (далее - Правила).
Основной задачей подбора - обеспечение интересов детей, исключение и предотвращение даже возможности какого-либо насилия над данными детьми, повторного социального сиротства (возвращение ребенка из замещающих семей).
В связи с незащищенностью и уязвимостью вышеуказанной категории детей государством предъявляются особые требования к кандидатам в опекуны (приемные родители), которые должны соответствовать общепринятым нормам морали, быть высоко нравственными людьми, обладать соответствующей подготовкой и способностями к выполнению обязанностей опекуна.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка.
Пунктом 14 Правил предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном путем организации обучающих семинаров, тренинговых занятий по вопросам педагогики и психологии и обеспечить психологическое обследование граждан для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 года N 623 утверждены Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на адрес (далее - Требования).
Требованиями определена структура программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью.
Согласно Требованиям, основной задачей подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, является выявление и формирование воспитательных компетенций; родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития, прохождение психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители) (пункт 2 "б").
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 определено обязательное применение психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Истцы являются приемными родителями с 2015 г., воспитывают троих приемных детей и одного кровного ребенка. фио Е.И. и Конькова Л.А. не работают. Доход семьи состоит из денежного вознаграждения приемным родителям. За последние 12 месяцев доход семьи составил сумма
Между тем, требования к лицам, которые назначаются опекунами или попечителями, указанные в пункте 2 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривают в том числе, способность лица к выполнению родительских обязанностей опекуна, его нравственные и иные личные качества, при этом конкретных критериев по которым должны оцениваться эти качества, законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера.
Указанные требования семьей истцов выполнены не в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами.
Данными Правилами введен единый общефедеральный перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем.
Перечень документов, предусмотренный пунктом 4 указанных Правил, является обязательным для граждан, выразивших желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего.
К числу таких документов относится, в том числе письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
В соответствии с п.14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
Как следует из пояснений истцов их семья не прошла психологическое обследование до настоящего времени.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и признания незаконным заключения УСЗН адрес в лице органа опеки, попечительства и патронажа о невозможности быть опекуном (попечителем) не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны исковым требованиям, которые были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут являться основанием для изменения (отмены) правильного по существу решения суда по одним только формальным основаниям в силу положений ч.6 ст.330 ГПК РФ.
Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представленные сторонами доказательства оценены судом в совокупности с иными доказательствами по правилам ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ и не противоречат им.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется, поскольку оценка доказательств судом произведена правильно, в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56 и 67 ГПК РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чилика Евгения Ивановича, Коньковой Людмилы Анатольевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи