Мотивированное решение изготовлено 19.04.2022
2-1163/2022
66RS0006-01-2022-000182-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 12 апреля 2022 года
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Павловой Н.С.
при секретаре Желяба А.А.,
с участием представителя истца, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровских Н. С. к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Стандарт» о защите прав потребителя, возложении обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, признании действий по отключению электроэнергии незаконными, возложение обязанности по восстановлению предоставления услуги электроснабжения, обязании произвести перерасчет по электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с настоящим иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Стандарт» о защите прав потребителя, возложении обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 03.06.2021 по 03.09.2021 исходя из количества проживающих граждан 3 человека, за период с 04.09.2021 по настоящее время исходя из количества проживающих граждан 0 человек, признании действий по отключению электроэнергии в жилом помещении по адресу < адрес > незаконными, возложение обязанности по восстановлению предоставления услуги электроснабжения в жилом помещении по адресу < адрес > своими силами и за свой счет, обязании произвести перерасчет по электроэнергии с июля 2021 года по день подачи иска, возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги горячего и холодного водоснабжения с мая 2021 года по день подачи иска.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником комнаты < № >, общей площадью 15.9 кв.м., расположенная по адресу < адрес >, что подтверждается договором купли-продажи от 11.03.2021. В комнате отсутствуют индивидуальные приборы учета, в комнате никто не зарегистрирован. Управление многоквартирным домом осуществляет ответчик.
01.07.2021 не уведомив истца. Не получив согласия на обследование комнаты, представители ООО «УК Стандарт» произвели осмотр комнаты с составлением акта об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении. Согласно данному акту в комнате проживает восемь человек.
На основании данного акта ответчиком произведен перерасчет коммунальных услуг и до настоящего времени расчет коммунальных услуг производится из количества восьми человек. С вышеуказанным актом истец не согласна, считает его незаконным, в адрес управляющей компании направлялись соответствующие претензии.
Ссылаясь на положения ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ут. Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила) истец просила признать незаконным начисление платы исходя из количества проживающих восемь человек.
Истец указала, что фактически в период с 01.07.2021 по 01.09.2021 в комнате проживало 3 человека. С 01.09.2021 в комнате никто не проживал.
Также истец указала, что летом 2021 года ответчик произвел отключение комнаты от электроэнергии в связи с наличием задолженности, тогда как, по сведениям представленным ЕРЦ, какая-либо задолженность отсутствовала. Полагая действия ответчика незаконными по факту отключения электроэнергии, истец просила восстановить предоставление услуги по электроснабжению комнаты.
В судебном заседании представитель истца Гаеткулова И.М. ходатайствовала о выделении требований о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги горячего и холодного водоснабжения с мая 2021 года по день подачи иска в отдельное производство с целью скорейшего рассмотрения иных исковых требований.
Определением от 12.04.2022 ходатайство истца удовлетворено, судом определено выделить в отдельное производство требование о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги горячего и холодного водоснабжения с мая 2021 года по день подачи иска.
Истец в судебное заседание не явилась, доверила представление интересов своему доверителю. Представитель истца пояснила, что на требованиях настаивает, акт об установлении количества проживающих граждан оспаривает, поскольку восемь человек никогда в жилом помещении не проживало, электроэнергия отключена незаконно, поскольку истца никто не уведомлял об отключении.
Представитель ответчика иск не признала, представила письменные возражения на иск. Дополнительно пояснила, что основания для перерасчета по количеству проживающих- отсутствуют, акт составлен правомерно, ввиду обращения жителей с жалобами. При обследовании представителями УК были обнаружены спальные места для более чем 8 человек. Об изменении количества граждан никто не уведомлял. Во всех претензиях от истца о перерасчете, никаких подтверждающих документов о количестве лиц истец не прикладывал, договоры найма не прикладывала. Уведомления об отключении электроэнергии размещались на сайте управляющей компании, а также на квитанциях. При отключении электроэнергии ответчик действовал законно, задолженность по оплате коммунальных платежей была и не погашена. Плата за электроэнергию начисляется по нормативу.
Третье лицо ООО «Единый расчетный центр» извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, представило письменный отзыв, согласно которому с требованиями не согласныпричины неявки суду неизвестны.
Свидетель В.В.М. собственник комнаты < № >, допрошенный в ходе рассмотрения дела, пояснил, что ходил в управляющую компанию, поскольку мешали жильцы и не устраивала возможность проживания большого количества граждан, просил провести комиссию и разобраться с беспорядком. При составлении акта не видел восьми человек, акт подписал, чтобы там не проживали.
Свидетель Б.В.В. собственник комнаты < № >, пояснила, что в комнате не проживает, делает ремонт, вместе с тем восьми проживающих граждан в комнате 20 никогда не видела.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, показания свидетелей, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Порядок совершения управляющей организацией действий, обусловливающих возможность начисления платы за коммунальные услуги с учетом временно проживающих в жилом помещении лиц определен в вышеназванных Правилах.
В п. 56 названного Постановления определено, что, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей.
При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
П. 56(1) Постановления предусмотрено, что в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей.
В случае, если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка.
Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
П. 57 Постановления установлено, что размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.
Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что Макаровских Н. С. с 15.03.2021 является собственником комнаты < № > по адресу < адрес >, площадью 15, 9 кв. м. согласно выписке ФГБУ «ФКП «Росреестра» (л.д. 129).
Согласно выписке из поквартирной карточки в вышеуказанном жилом помещении никто не зарегистрирован.
Согласно выписке по лицевому счету < № > за период с 01.05.2021 по 08.02.2022 начислена плата за жилищно-коммунальные услуги в мае 2021 года - 6 140 рублей 52 копейки, за июнь 2021 года – 1661 рубль 68 копеек из количества проживающих и зарегистрированных граждан 0/0.Из расчета проживающих граждан 8 человек согласно выписке по лицевому счету в июле 2021 года начислено 9 472 рубля 98 копеек, в августе 2021 года - 7 840 рублей 51 копейка, в сентябре 2021 года - 8 252 рубля 22 копейки, в октябре 2021 года - 5 399 рублей 28 копеек (л.д. 37).
Основанием для расчета коммунальных платежей из расчета 8 проживающих граждан послужил акт от 01.07.2021 об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении. При составлении данного акта участвовали – собственник квартиры < № > К.А.Р., собственник квартиры < № > В.В.М., специалист отдела К.Н.А., действующая, на основании доверенности < № > от 11.01.2021.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском указала, что данный акт не содержит информации о фактическом времени проживания физических лиц в принадлежащем истцу жилом помещении, об осмотре квартиры истец не предупреждалась, при составлении акта не присутствовала, в акте отсутствуют подписи якобы проживающих 8-и лиц, подпись истца в акте также отсутствует. Истец указала, что фактически в период с 01.07.2021 по 01.09.2021 проживало три человека, что подтверждается договором найма от 03.06.2021, заключенного между Макаровских Н.С. и Д.Я.В., по условиям данного договора с нанимателем проживает еще 2 человека - Н.Д.М. К.Е.И. (л.д. 40-43). С 01.09.2021 в комнате никто не проживал.
Требования истца суд признает обоснованными, поскольку факт проживания в комнате 8 человек опровергнут свидетельскими показаниями В.В.М., кроме того акт составлен в нарушение требований Правил № 354, в частности в акте не указано фамилия, имя и отчество постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, в акте нет отметки об отсутствии собственника на момент осмотра, копия 1 экземпляра акта не передана собственнику жилого помещения.
Поскольку истцом представлены доказательства фактического проживания трех человек в период с 03.06.2021 по 03.09.2021, принимая во внимание пояснения представителя истца о непроживании в жилом помещении в период с 04.09.2021 по 12.04.2022, которые стороной ответчика не опровергнуты, требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по услуге «электроэнергия» за период с 03.06.2021 по 03.09.2021 исходя из количества проживающих граждан 3 человека, за период с 04.09.2021 по 12.04.2022 исходя из количества проживающих граждан 0 человек подлежат удовлетворению.
Относительно требований о признании действий ответчика по отключению электроэнергии в жилом помещении и обязании восстановить предоставление услуги электроснабжения в жилом помещении по адресу < адрес > своими силами и за свой счет, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1-3 п. 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
В силу пп. «а» п. 117 Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (п. 118 Правил).
В соответствии с п. 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления); при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения предоставления потребителю коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Согласно п. 120 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Поскольку факт необоснованного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги исходя из количества восьми проживающих граждан установлен, суд приходит к выводу о необоснованности выставляемой истцу задолженности за коммунальные услуги и как следствие незаконность отключения электроэнергии истцу, в связи с чем требования о возложении на ответчика обязанности по восстановлению предоставления услуги электроснабжения в жилом помещении по адресу < адрес > своими силами и за свой счет, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобождена от уплаты государственной пошлины, то в соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Судом установлено, что размер госпошлины по трем требованиям неимущественного характера составляет 900 и подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «УК «Стандарт» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по услуге «электроэнергия» за период с 03.06.2021 по 03.09.2021 исходя из количества проживающих граждан 3 человека, за период с 04.09.2021 по 12.04.2022 исходя из количества проживающих граждан 0 человек.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «УК «Стандарт» по отключению электроэнергии в жилом помещении по адресу < адрес > незаконными.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «УК «Стандарт» обязанность по восстановлению предоставления услуги электроснабжения в жилом помещении по адресу < адрес > своими силами и за свой счет.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК «Стандарт» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Павлова