Дело № 2-1895/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 27 июля 2016 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.А.,
с участием помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Белоглазовой Н.С., истца Емельяновой Р.Ю.,
представителя ответчика Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Емельяновой ФИО1 к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет,
УСТАНОВИЛ:
Мелеузовский межрайонный прокурор обратился с иском в суд в интересах Емельяновой Р.Ю. к администрации МР Мелеузовский район РБ об обязании предоставить Емельяновой Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключении с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной Мелеузовской межрайонной прокуратурой проверки было установлено нарушение закона, связанное с непредоставлением жилья Емельяновой Р.Ю., включенному в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Просит суд обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Емельяновой Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В судебном заседании помощник Мелеузовского межрайонного прокурора Белоглазова Н.С. и истец Емельянова Р.Ю. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации МР Мелеузовский район РБ Дмитриева Т.Д. исковые требования не признала. В возражениях на исковое заявление указала, что истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, передаются в виде субвенций в объеме, установленном законом РБ о бюджете на очередной финансовый год, т.е. на <дата обезличена> год муниципальному району Мелеузовский район РБ предполагается выделить для приобретения жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 10 348 100 рублей, из них из федерального бюджета – 2 211 100 рублей и из республиканского бюджета – 8 137 000 рублей. В свою очередь Емельянова Р.Ю. состоит в списке детей-сирот нуждающихся в жилом помещении под номером 51. Выделенных на <дата обезличена> год республикой средств хватит лишь на приобретение лишь 10 квартир. Также считает, что администрация муниципального района Мелеузовский район РБ не является надлежащим ответчиком, поскольку вины органа местного самоуправления в отсутствии жилого помещения для предоставления Емельяновой Р.Ю. не имеется.
Третье лицо - Правительство РБ, извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из статьи 1 этого закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Аналогичные требования закреплены в статье 5 Закона РБ от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из части первой статьи 109.1 Жилищного Кодекса РФ (в ред. от 05 апреля 2013 года) следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Емельянова Р.Ю. родилась <дата обезличена> в <адрес обезличен>, где в графе мать указана ФИО2, в графе отец указан ФИО3
Заочным решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении детей (истца) Емельяновой Р.Ю. и ФИО4
Постановлением главы администрации муниципального района Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> Емельянова Р.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно справке, выданной МОБУ «Школа-интерат» основного общего образования муниципального района Мелеузовский район РБ, следует, что Емельянова Р.Ю. воспитывалась, проходила обучение, находилась на полном государственном обеспечении в вышеуказанном учреждении и была зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии с данными Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «БТИ РБ» ФИО2 собственником объектов недвижимости на территории Мелеузовского района и г. Мелеуз не является, ФИО3 является собственником жилого дома по адресу: <адрес обезличен>
Согласно выписке из ЕГРП ФИО1 правами отдельного лица на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества не обладает.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из того, что с <дата обезличена> Емельянова Р.Ю. включена ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она не является нанимателем жилого помещения, имеет дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства и с момента окончания учреждения МОБУ СОШ «Школа-интернат» в <дата обезличена> не обеспечена жилым помещением в соответствии с законом.
Доводы представителя ответчика о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, суд считает несостоятельными. Так, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления.
К моменту рассмотрения настоящего гражданского дела Емельянова Р.Ю. жилым помещением специализированного жилого фонда не обеспечена. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.
В силу вышеуказанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд находит требования прокурора правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Емельяновой ФИО1 к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обеспечении жилым помещением специализированного жилого фонда, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Емельяновой ФИО1, <дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья Л.И. Насырова