Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4780/2019 ~ М-4232/2019 от 05.07.2019

Дело

26RS0-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2019 г.                         <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Рогозина С.В.,

при секретаре Дурдыевой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Кучеренко С. А. к Военному комиссариату СК о возложении обязанности назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор 59 военной прокуратуры гарнизона обратился в защиту интересов Кучеренко С.А. с исковым заявлением к Военному комиссариату СК о возложении обязанности назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в 59 военную прокуратуру гарнизона поступило обращение гражданки Кучеренко С.А., обжалующей действия должностных лиц военного комиссариата <адрес>, обусловленные невыплатой повышения к пенсии.

Проведенной прокурорской проверкой исполнения должностными лицами военного комиссариата <адрес> законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Кучеренко С.А., дата г.р., получает пенсию по случаю потери кормильца, как вдова умершего дата бывшего военнослужащего Кучеренко В. Н., являвшегося участником боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».

Однако при назначении Кучеренко С.А. пенсии военным комиссариатом <адрес> не назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в размере 32% расчетного размера пенсии.

В обоснование принятого решения военным комиссаром <адрес> в своём сообщении от дата (исх. ) приведено, что законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная статья. Пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца. Так как заявитель ветераном боевых действий не является, военный комиссар <адрес> полагает, что оснований для повышения суммы пенсии не имеется.

Вместе с тем доводы военного комиссара о том, что право на повышение пенсии по пункту «г» ст. 45 Закона имеют только те лица, которые сами являются участниками боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», не обоснованы и опровергаются позицией Верховного Суда Российской Федерации, указанной в определении от дата -КГ16-3.

Так, Верховный Суд Российской Федерации, разрешая аналогичный спор, исходил из того, что порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации .

Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2008, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Тем самым пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона «О ветеранах»).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» расчетный размер социальной пенсии с дата по настоящее время составляет 5034,25 руб.

В связи с вышеизложенным, Кучеренко С.А. имеет право на повышение пенсии в размере 32% от расчетного размера пенсии (5034,25 руб.) по пункту «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации , которое составляет 1610,96 руб.

В соответствии с пунктом «б» части 2 статьи 55 Закона Российской Федерации перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

При этом в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Днем обращения с заявлением о выплате пенсии с учетом повышения считается дата обращения Кучеренко С.А. в военный комиссариат, то есть дата.

Исходя из вышеизложенного, Кучеренко С.А. положена выплата разницы между новым и прежним размером пенсии за период с дата по дата в размере 19 331,52 руб. согласно следующему расчету: 1610,96 руб. х 12 месяцев = 19 331,52 руб.

Просит суд обязать военный комиссариат <адрес> назначить и ежемесячно выплачивать Кучеренко С. А. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации , как вдове - члену семьи участника боевых действий, в размере 32 % с дата. Обязать военный комиссариат <адрес> выплатить Кучеренко С.А. разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом вышеуказанного повышения за период с дата по дата в размере 19331,52 руб.

В судебное заседание военный прокурор 59 военной прокуратуры гарнизона не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Кучеренко С.А. извещенная надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, не явилась, причина неявки суду не известна.

Представитель Военного комиссариата СК Аббасов А.Р. в судебном заседании возражал против доводов иска, представил письменные возражения в которых указано, что Пугачёвой Н.Г. является пенсионером Министерства обороны РФ с дата и получает пенсию по случаю потери кормильца за погибшего дата супруга.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных, как это было указано выше, Законом Российской Федерации от дата . Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истицы.

Утверждая, что пенсия по случаю потери кормильца должна быть увеличена и членам семьи, не имеющим статуса ветерана боевых действий, истица фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство.

Разрешение затронутого в исковом заявлении вопроса является прерогативой законодателя, который, учитывая имеющиеся у государства на данном этапе его развития финансовые средства, а также иные факторы, в том числе связанные с необходимостью принятия дополнительных нормативных актов (финансово-обеспеченных), может расширить круг лиц, которые будут иметь право на возмещение расходов на надбавку к пенсии.

Согласно ст. 10 Конституции РФ - государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Следовательно, до внесения соответствующих изменений в действующий Закон РФ от дата , оснований для удовлетворения требований не имеется.

Согласно статьи 45 Закона РФ от дата "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" - пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:

участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная статья. Пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца, а не членам семьи ветеранов боевых действий.

Самим ветеранам боевых действий при жизни и при предъявлении удостоверения выплачиваемая пенсия увеличивается на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

При этом статьей 46 Закона определено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона , устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.

Таким образом, указанные повышения носят личностный характер и в случае смерти военнослужащего (военного пенсионера), относящегося к категории лиц, указанной в статье 45 Закона , право на повышение пенсии по случаю потери кормильца предоставляется только тем членам семьи указанных военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами относятся к одной из категорий лиц, указанных в данной статье Закона.

Расчёт суммы недополученной пенсии, составленный истцом за период с дата по дата, является не точным по следующим основаниям:

С дата сумма повышения составит 1657 руб. 68 коп. (5034,25*1,029*32%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере 1,029 установлен Постановлением Правительства РФ от дата N 302 "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий".

С дата сумма повышения составит 1690 руб. 83 коп. (5180,24*1,02*32%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере 1,02 установлен Постановлением Правительства РФ от дата N 271 "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий".

Истец в расчёте указывает сумму повышения в размере 1610 рублей 96 копеек. Однако, с дата сумма повышения составляла 1610 руб. 96 коп. (4959,85*1,015*32%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере 1,015 установлен Постановление Правительства РФ от дата N 307 "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий". Указанная сумма повышения была установлена с дата по дата.

То есть, на дату начала расчёта суммы недополученной пенсии (дата) размер повышения составлял 1657 руб. 68 коп., а не 1610 руб. 96 коп.

На дату окончания расчёта суммы недополученной пенсии (дата) размер повышения составляет 1690 руб. 83 коп, а не 1610 руб. 96 коп.

Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Кучеренко С.А. является пенсионером Министерства обороны РФ с дата и получает пенсию по случаю потери кормильца за погибшего дата супруга.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных, как это было указано выше, Законом Российской Федерации от дата . Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истицы.

При назначении Кучеренко С.А. пенсии военным комиссариатом <адрес> не назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в размере 32% расчетного размера пенсии.

В обоснование принятого решения военным комиссаром <адрес> указывается, что Кучеренко С.А. не относится к субъектам, в отношении которых применяется указанная статья. Пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца. Так как заявитель ветераном боевых действий не является, военный комиссар <адрес> полагает, что оснований для повышения суммы пенсии не имеется.

Вместе с тем доводы военного комиссара о том, что право на повышение пенсии по пункту «г» ст. 45 Закона имеют только те лица, которые сами являются участниками боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», не обоснованы и опровергаются позицией Верховного Суда Российской Федерации, указанной в определении от дата -КГ16-3.

Так, Верховный Суд Российской Федерации, разрешая аналогичный спор, исходил из того, что порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации .

Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с дата, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Тем самым пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона «О ветеранах»).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» расчетный размер социальной пенсии с дата по настоящее время составляет 5034,25 руб.

В связи с вышеизложенным, Кучеренко С.А. имеет право на повышение пенсии в размере 32% от расчетного размера пенсии (5034,25 руб.) по пункту «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации .

Расчёт суммы недополученной пенсии, составленный истцом за период с дата по дата, проверен судом и установлено, что он является не точным по следующим основаниям:

С дата сумма повышения составит 1657 руб. 68 коп. (5034,25*1,029*32%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере 1,029 установлен Постановлением Правительства РФ от дата N 302 "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий".

С дата сумма повышения составит 1690 руб. 83 коп. (5180,24*1,02*32%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере 1,02 установлен Постановлением Правительства РФ от дата N 271 "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий".

Истец в расчёте указывает сумму повышения в размере 1610 рублей 96 копеек. Однако, с дата сумма повышения составляла 1610 руб. 96 коп. (4959,85*1,015*32%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере 1,015 установлен Постановление Правительства РФ от дата N 307 "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий". Указанная сумма повышения была установлена с дата по дата.

То есть, на дату начала расчёта суммы недополученной пенсии (дата) размер повышения составлял 1657 руб. 68 коп., а не 1610 руб. 96 коп.

На дату окончания расчёта суммы недополученной пенсии (дата) размер повышения составляет 1690 руб. 83 коп, а не 1610 руб. 96 коп.

С учетом указанного сумма разницы между новым и прежним размером пенсии с учетом вышеуказанного повышения за период с дата по дата в размере 19958,46 руб.

При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, однако из приведенного выше расчета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Кучеренко С. А. к Военному комиссариату СК о возложении обязанности назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца – удовлетворить.

Обязать военный комиссариат <адрес> назначить и ежемесячно выплачивать Кучеренко С. А. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации , как вдове - члену семьи участника боевых действий, в размере 32 % с дата.

Обязать военный комиссариат <адрес> выплатить Кучеренко С. А. разницу размера пенсии с учетом повышения за период с дата по дата в размере 19958,46 руб.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: С.В. Рогозин

2-4780/2019 ~ М-4232/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор 59 военной прокуратуры гарнизона
Кучеренко Светлана Андреевна
Ответчики
Военный комиссариат СК
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Рогозин Сергей Викторович
Дело на странице суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
05.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2019Передача материалов судье
09.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2019Предварительное судебное заседание
03.09.2019Судебное заседание
03.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2019Дело оформлено
21.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее