УИД 77RS0004-02-2020-003556-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.01.2022 Гагаринский районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Голубковой А.А., при секретаре Евлоевой Р.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-0912/2022 по иску Морозова Валерия Николаевича к АО «Мосэнергосбыт», ТУ «Раменское» МособлЕИРЦ о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Морозов В.Н. обратился в суд с уточнённым иском к ответчикам АО «Мосэнергосбыт», Территориальному управлению «Раменское» (МособлЕИРЦ) о признании незаконным бездействия АО «Мосэнергосбыт», выразившегося в непредоставлении ответа на обращение от 28.09.2020; обязании ТУ «Раменское» (МособлЕИРЦ) в соответствии с п.86 Правил предоставления коммунальных услуг и Постановлением Правительства РФ №2184 от 21.12.2020 произвести перерасчёт задолженности по оплате электроэнергии, аннулировать неправомерно начисленную сумму в размере 8 454,50 руб., произвести перерасчёт за февраль-март 2020 года и с 14.06.2020 по 12.04.2021 по среднемесячным показаниям, исключить из расчёта период с 01.04.2020 по 14.06.2020, оплаченные Морозовым В.Н. суммы зачесть в счёт оплаты электроэнергии; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 руб., штраф в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», указав в обоснование заявленных требований, что 20.07.2020 Морозов В.Н. обратился в Территориальное управление «Раменское» (МособлЕИРЦ) с заявлением о незаконном начислении платы за электроэнергию в период самоизоляции с марта 2020 года (вх.№ПГВ 812.72-687/20) за часть жилого дома по адресу: адрес, лицевой счёт 28192-035-48. Показания за потребляемую электроэнергию осуществлялись на основании прибора учёта марки СО-2 заводской №7807758, 1960 год выпуска, межповерочный интервал – 16 лет, срок эксплуатации – 30 лет. Счета за электроэнергию за февраль, март содержат тип расчёта «С», апрель-май содержат тип расчёта «Н» (по нормативу) 149 кВт.ч с применением повышающего коэффициента 1,5 (для приборов учёта, не прошедших поверку), за июль, август – по нормативу 149 кВт.ч (без повышающего коэффициента, т.к. с 01.01.2020 приборы учёта перешли на обслуживание ресурсоснабжающими организациями). Указанные значение во много раз превышают фактически принятое количество энергии. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до 01.01.2021 приостановлено действие пп.«д» п.81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части установления неисправности (выхода из строя) приборов учёта в случае истечения межповерочного интервала. Согласно разъяснений Росстандарта, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, начиная с 06.04.2020 до 01.01.2021 обязаны принимать показания всех бытовых приборов учёта, в том числе с любым истекшим сроком поверки.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика АО «Мосэнергосбыт» в судебное заседание не явился, извещен.
Ответчик Территориальное управление «Раменское» (МособлЕИРЦ) в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о дате, мести и времени судебного заседания извещался судом по правилам гл.10 ГПК РФ, кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда и находится в свободном доступе для граждан.
Неявка лица в судебное заседание является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Суд рассмотрел дело в порядке ст.167 ГПК РФ при установленной явке.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Договор энергоснабжения с потребителем электрической энергии заключается в порядке, предусмотренном ст.539 ГК РФ. Согласно указанной статье по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п.1 ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч.1 ст.157 адрес кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Морозову В.Н. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, АО «Мосэнергосбыт» предоставляются услуги электроэнергии, лицевой счёт №28192-035-48.
Расчёт платы за электроэнергию осуществлялся по показаниям однофазного прибора учёта марки СО-2 заводской №7807758, 1960 год выпуска (межповерочный интервал – 16 лет, срок эксплуатации – 30 лет), которому с 01.01.2020 присвоен статус: истёк срок поверочного интервала.
В соответствии с условиями договора №69-01 от 29.09.2021 на оказание услуг по обслуживанию абонентов, заключённого между ООО «МосОблЕИРЦ» и АО «Мосэнергосбыт», ООО «МосОблЕИРЦ» является платёжным агентом, выполняющим указания и поручения управляющей организации в рамках Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».
В соответствии с п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 помимо прочего потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Необходимость поверки электросчетчиков также устанавливает Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В частности, статьёй 13 Федерального закона установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Согласно ст.9 указанного Федерального закона, использование неисправного прибора учёта или с использованием прибора со сроком, вышедшим за межповерочный интервал, является недопустимым.
В соответствии с п.80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учёта.
Согласно ст.201 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
- с использованием указанных в настоящем разделе приборов учёта электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;
- при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях – путём применения расчётных способов, предусмотренных настоящим документом и Приложением №3.
Согласно аб.1 п.145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
В соответствии с абз.3 указанного пункта, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. В случае выхода прибора учета из строя (механическая поломка) либо пропуск межповерочного интервала, либо несоответствия класса точности прибора учета, ответственность по замене индивидуального прибора учета возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с п.9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета электрической энергии, обеспечению его надлежащей технической эксплуатации, сохранности и своевременной замены возложены на собственника жилого помещения. При этом расходы, связанные с организацией, содержанием и восстановлением надлежащего учета электроэнергии, потребляемой в жилом помещении, возложены на потребителя ресурса. Потребителем признаётся собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, прибор учета электрической энергии вводится в эксплуатацию не позднее месяца со дня его установки.
В силу п.1 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Результатом поверки является подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание средств измерений непригодным к применению (пункт 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 №125).
Согласно пункту 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.
Федеральным законом от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что до 01.01.2021 Правительство РФ вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и(или) не полностью внесённой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным законом 06.04.2020 опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которым до 01.01.2021 приостановлено действие пп.«д» п.81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Указанная норма предусматривает, что прибор учёта считается вышедшим из строя в случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учёта, при этом если в период с 06.04.2020 по 31.12.2020 включительно у индивидуального прибора учёта истёк межповерочный интервал для начисления платы за соответствующую коммунальную услугу, такой прибор учёта не считается вышедшим из строя, то есть при определении объёма коммунального ресурса должны использоваться показания такого прибора учёта без применения замещающей информации, в т.ч. повышающего коэффициента и норматива.
Каких-либо специальных оговорок о том, что приостановление действия пп.«д» п.81(12) Правил распространяется на приборы учёта, срок очередной поверки которых истёк до 06.04.2020, действующее законодательство не предусматривает.
Как установлено судом, установленный в помещении истца прибор учёта электроэнергии вышел за пределы МПИ до 06.04.2020, а именно 01.01.2015 и для целей расчета за потребленные коммунальные услуги уже использовались пункты 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребителю в платежном документе выставляется среднемесячный расхода либо расход по нормативу.
Из материалов дела следует, что с 2018 года ТУ «Раменское» МосОблЕИРЦ уведомлял истца в каждой квитанции об истечении срока поверки прибора учета, однако истцом не предпринимались действия по поверки прибора учета.
Несмотря на то, что срок межповерочного интервала прибора учета электроэнергии истек 01.01.2015, ТУ «Раменское» МосОблЕИРЦ до 01.01.2020 принимал показания прибора учета и только с 01.01.2020 ответчик присвоил статус «истек срок поверки».
Рассчёт с 01 января 2020 года по 01 апреля 2020 года производился ответчиком по среднемесячному расходу, а с 01 апреля 2020 года до даты замены прибора учета – по нормативу потребления, в соответствии с п.59, п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вступило в силу 06.04.2020) приостановлено до 01.01.2021 действие положений подпункта «а» пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта «д» пункта 81(12), подпункта «а» пункта 117, пункта 119, положений подпункта «а» пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Таким образом, в период с 06.04.2020 и до 01.01.2021 прибор учета в случае истечения межповерочного интервала его поверки не считался вышедшим из строя. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424 предписывало гарантирующему поставщику в указанный временной период принимать показания приборов учёта.
Из материалов дела следует, что исковые требования Морозовым В.Н. заявлены на период действия постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424, а именно с 06.04.2020, истец не оспаривал счета за январь-март 2020 года, выставленные до вступления в силу указанного постановления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, согласно которым пункт 80(1) после абзаца первого дополнен абзацем следующего содержания:
«Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 01.01.2025. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом «г» пункта 59 настоящих Правил»;
в пункте 80 (2) абзац первый изложен в следующей редакции:
«80 (2). Установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 01.04.2020 или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31.12.2023, а в случае если по состоянию на 01.04.2020 или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31.12.2021. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80 (1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев».
Кроме того, как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Обстоятельства непреодолимой силы (пандемии) и необходимость соблюдения режима полной самоизоляции объективно препятствовали Морозову В.Н., являющемуся инвалидом (II группа инвалидности) с детства (справка серии ВТЭ-283 №043601), осуществить поверку счетчика.
Учитывая обстоятельства дела, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, суд приходи к выводу о правомерности заявленных Морозовым В.Н. требований об исключении начислений за потреблённую электроэнергию за период с 01.04.2020 по 13.06.2020 и, соответственно, аннулировании задолженности в сумме 8 458,50 рублей. Суд полагает необходимым обязать ТУ «Раменское» МособлЕИРЦ произвести перерасчёт платы за потреблённую электроэнергию по лицевому счёту №28192-035-48 за период с февраля по март 2020 года и за период с 14.06.2020 по 12.04.2021 по среднемесячным показаниям и зачесть в счёт оплаты за электроэнергию переплату в размере 71,00 рублей.
Суд также полагает подлежащими удовлетворению требования о признании незаконным бездействия АО «Мосэнергосбыт», выразившегося в непредоставлении ответа на заявление (жалобу) Морозова В.Н. от 28.09.2020 (вх.№МЭС/ППВ/15/2).
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ст.9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ).
Между тем, доказательств рассмотрения указанной жалобы, направления ответа Морозову В.Н. ответчиком АО «Мосэнергосбыт» в материалы дела не представлено.
К спорным правоотношениям в полной мере подлежат применению положения Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения прав истца, являющегося потребителем услуг, АО «Мосэнергосбыт», что обусловило переживания и нравственные страдания истца, на основании ст.151 ГК РФ, ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в счет компенсации морального вреда следует взыскать с АО «Мосэнергосбыт» в пользу Морозова В.Н. 5 000,00 руб., что соответствует принципу разумности и справедливости.
В соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» основанием для взыскания установленного данной нормой штрафа является несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, удовлетворенных судом.
В п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 указано, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав , установленных Законом о защите прав потребителей , которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 ст. 13 Закона). Сумма штрафа, согласно положениям Закона «О защите прав потребителей», исчисляется из всех присужденных потребителю сумм, включая неустойку, компенсацию морального вреда.
Поскольку Морозов В.Н. обращался к ответчику АО «Мосэнергосбыт» с претензиями, которые были оставлены без удовлетворения, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика штрафа в размере 2 500,00 руб., что составляет 50% от взысканных в пользу потребителя судом сумм; оснований для уменьшения суммы штрафа в порядке ст.333 ГК РФ суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия/бездействия АО «Мосэнергосбыт», выразившиеся в непредоставлении ответа на заявление Морозова Валерия Николаевича от 28.09.2020.
Обязать ТУ «Раменское» МособлЕИРЦ произвести расчёт платы потреблённой электрической энергии по лицевому счёту №28192-035-48 за период с февраля по март 2020 года и за период с 14.06.2020 по 12.04.2021 по среднемесячным показаниям; исключить начисления за потреблённую электроэнергию за период с 01.04.2020 по 13.06.2020; аннулировать задолженность в сумме 8 458,50 руб.; переплату в размере 71,00 руб. зачесть в счёт оплаты за электроэнергию.
Взыскать с АО «Мосэнергосбыт» в пользу Морозова Валерия Николаевича компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 руб., штраф в размере 2 500,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты изготовления судом Решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Москвы.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.01.2022
Судья А.А. Голубкова
1