дело № 2-502/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2018 года п. Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кононова С.С.
с участием помощника прокурора Шушенского района Нечаева Р.А.
представителя ответчика Басенко Г.И.
при секретаре Черемных Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Зубковой Алены Алексеевны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Шушенская районная больница» (КГБУЗ «Шушенская районная больница») о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шушенского района Красноярского края в интересах Зубковой А.А. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Шушенская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере 32387,51 рублей. Требования мотивированы тем, что Зубкова А.А. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимаемая должность – уборщица терапевтического отделения хоз. службы. Полагает, что в спорный период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года заработная плата Зубковой А.А. начислялась с нарушением норм действующего законодательства, в порядке, установленном Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016г., который не включает в себя в полном объеме установленные нормативными актами: районный коэффициент и процентную надбавку.
В судебное заседание материальный истец Зубкова А.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Помощник прокурора Шушенского района Нечаев Р.А. в судебном заседании, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, первоначальный расчет недоначисленной заработной платы с 01.03.2017 по 28.02.2018 считает верным.
Представитель ответчика - КГБУЗ «Шушенская РБ» Басенко Г.И., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 года, с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв, при этом пояснила суду, что в предоставленном прокурору расчете необходимо исключить март 2017 года, т.к. иск подан 03.04.2018, и за март истек срок исковой давности. Зарплата за очередной месяц в учреждении выплачивается до 10 числа следующего месяца. Полагает, что указанный в иске порядок расчета применим только с 07.12.2017 года, в связи с чем, сумма недоначисленной зарплаты за период с 07.12.2017 по 28.02.2018 составляет 14577,71 руб.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения.
С учетом изложенного и положений ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело без участия третьего лица.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, дав правовую оценку установленным по делу юридически значимым обстоятельства в их взаимосвязи с нормами закона, регулирующих спорные правоотношения, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. №162-О-О и от 25 февраля 2013 г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
С момента провозглашения вышеуказанного Постановления КС РФ статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса РФ действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен КС РФ.
В силу п. 12 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.
В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017г. №38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий (Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 252-О-Р).
Таким образом, выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ 07 декабря 2017 г. № 38-П конституционно-правовой смысл вышеуказанных положений трудового законодательства является обязательным и при рассмотрении трудовых споров применительно к периодам до 07.12.2017 года.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере 1,30 применяется и на территории Шушенского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
Разрешая возникший трудовой спор, суд исходит из того, что районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2016 года в размере 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ), с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
В судебном заседании установлено, чтоЗубкова (Хохлова) А.А. работает в КГБУЗ «Шушенская районная больница» с 28.04.2005 в должности санитарки, с 13.02.2017 в должности уборщика хозяйственной службы на 1 ставку, а также с 08.05.2017, 21.08.2017 и 01.10.2017 по совместительству в должности уборщика на 0,5 ставки.
Доводы представителя ответчика о необходимости применения норм трудового законодательства в конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, с даты его принятия, отклоняются судом, как основанные на ошибочном толковании закона, поскольку статьи 129, 133 ТК РФ каких-либо изменений после принятия указанного Постановления не претерпели.
Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом установленного годичного срока для обращения в суд, в связи с чем, из заявленных требований подлежит исключению зарплата за март 2017 года.
В соответствии с абзацем 2 статьи 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Из пояснений представителя ответчика и положений коллективного договора в КГБУЗ «Шушенская районная больница» следует, что заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц, 25 и 10 числа следующего за расчетным месяцем.
Принимая во внимание, что течение этого срока начинается со дня, когда работник узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено, учитывая, что материальный истец о размере заработной платы за март 2017 года узнал только 10 апреля 2017 года, данный иск поступил в суд 03.04.2018 года, установленный годичный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоначисленной зарплаты за период с 01.03.2017 года по 28.02.2018, истцом не пропущен.
С представленным ответчиком альтернативным расчетом, из которого следует, что недоначисленная заработная плата должна исчисляться по формуле МРОТ х 1,6 : 166,67 х фактически отработанное время, где 166,67 - норма рабочего времени для шестидневной рабочей недели, суд не соглашается, исходя из следующего.
Дополнительным соглашением № 195 от 10.02.2017 к трудовому договору № 48 от 21.12.2009, работнику установлена 5-ти дневная рабочая неделя, продолжительностью 40 часов, рабочий день 8 часов.
Дополнительным соглашением № 41 от 09.01.2018г. установлена 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительностью 40 час., рабочий день 6,6 часа.
Трудовым договором № 1130 от 29.09.2017 по совместительству с 01.10.2017, установлена 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительностью 20 часов, рабочий день 3,3 часа.
В соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н, для шестидневной рабочей недели, норма рабочего времени исчисляется также по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены). Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
В соответствии с частью 2 статьи 112 ТК РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
В тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства Российской Федерации выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день.
Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.
Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.
С учётом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях минимальная заработная плата работникам, занятых трудом на территории Шушенского района Красноярского края, гарантированная государством, при полной отработке нормы рабочего времени, должна быть начислена в сумме не менее 12 000 рублей в месяц с 01.03.2017г. по 30.06.2017г. (7500 х 1,6), не менее 12 480 рублей в месяц с 01.07.2017г. по 31.12.2017г., (7800 х 1,6), не менее 15 182,40 рублей с 01.01.2018г. (9489 х 1,6), по каждой занимаемой должности.
Из производственных календарей для пятидневной рабочей неделе на 2017 и 2018 годы следует, что количество рабочего времени составляет: за 2017 год: март – 175 часов, апрель – 160 часов, май - 160 часов, июнь - 168 часов, июль – 168 часов, августа – 184 часа, сентябрь –168 часов, октябрь – 176 часов, ноябрь – 167 часов, декабрь – 168 часов; за 2018 год: январь – 136 часов, февраль – 151 час.
В представленных ответчиком расчетных листках указаны количество отработанного времени по основному месту работы и по совместительству, размер начисленной зарплаты и произведенные из неё удержания, и не оспаривались сторонами.
С учётом изложенного, исходя из формулы МРОТ х 1,6 х норму рабочего времени по производственному календарю для пятидневной рабочей недели : фактически отработанное время, в пользу истца Зубковой А.А. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в следующих размерах:
- за март 2017 – отработано по основному месту 175 час., начислено 10592 руб./ должно быть не менее 12000 руб.– подлежит доначислению 1408 руб.;
- за апрель 2017 – отработано по основному месту 160 час., начислено 10592 руб./ должно быть не менее 12000 руб. - подлежит доначислению 1408 руб.;
- за май 2017 – отработано по основному месту 160 час., по совместительству – 64,06 час., начислено в общем 14832,77 руб. (10592 руб. + 4240,77 руб.)/ должно быть не менее 12000 руб. и по совместительству 4804,50 руб. - подлежит доначислению 1971,73 руб. (1408 руб. + 563,73 руб.);
- за июнь 2017 – отработано по основному месту 168 час., по совместительству 36,71 час., начислено в общем 12906,48 руб. (10592 руб. без отпускных + 2314,48 руб.)/ должно быть не менее 12000 руб. и по совместительству 2622,14 руб. - подлежит доначислению 1715,66 руб. (1408 руб. + 307,66 руб.);
- за июль 2017 – отработано по основному месту 88 час., начислено 5548,19 руб./ должно быть 6537,14 руб., подлежит доначислению 988,95 руб.;
- за август 2017 – отработано по основному месту 184 час., по совместительству 36 час., начислено в общем 12664,35 руб. (10592 руб. + 2072,35 руб.)/ должно быть не менее 12480 руб. и по совместительству 2441,74 руб., подлежит доначислению 2257,40 руб. (1888 руб. + 369,4 руб.);
- за сентябрь 2017 - отработано по основному месту 168 час., по совместительству 67,88 час., начислено 15469,45 руб. (10592 руб. + 4279,67 руб.)/ должно быть не менее 12480 руб. и по совместительству 5042,51 руб., подлежит доначислению 2650,84 руб. (1888 руб. + 762,84 руб.);
- за октябрь 2017 - отработано по основному месту 176 час., по совместительству 88 час., начислено 15888 руб. (10592 руб. + 5 296 руб.)/ должно быть не менее 12480 руб. и по совместительству 6 240 руб., подлежит доначислению 2832 руб. (1888 руб. + 944 руб.);
- за ноябрь 2017 - отработано по основному месту 143 час., по совместительству 72,91 час., начислено 13694,13 руб. (10592 руб. + 3102,13 руб.)/ должно быть не менее 10686,48 руб. и по совместительству 5448,60 руб., подлежит доначислению 2440,95 руб. (94,48 руб. + 2346,47 руб.);
- за декабрь 2017 - отработано по основному месту 120 час., по совместительству 61,07 час., начислено 11416,03 руб. (8640,17 руб. + 2775,86 руб.)/ должно быть не менее 8914,28 руб. и по совместительству 4536,62 руб., подлежит доначислению 2 034,87 руб. (274,11 руб. + 1760,76 руб.);
- за январь 2018 - отработано по основному месту 145 час., по совместительству 68 час., начислено 17348,80 руб. (11 016 руб. + 6332,80 руб.)/ должно быть не менее 16187,11 руб. и по совместительству 7591,20 руб., подлежит доначислению 6429,51 руб. (5171,11 руб. + 1258,40 руб.);
- за февраль 2018 - отработано по основному месту 151 час., по совместительству 75,5 час., начислено 16 524 руб. (11 016 руб. + 5 508 руб.)/ должно быть не менее 15182,40 руб. и по совместительству 7591,20 руб., подлежит доначислению 6249,60 руб. (4166,40 руб. + 2083,20 руб.).
Всего работодателем недоначислена материальному истцу за период с 01 марта 2017 года по февраль 2018 года заработная плата в размере 32387,51 рублей.
Принимая во внимание, что заработная плата материальному истцу начислена и выплачена не в полном объеме, работодателем при начислении заработной платы допущено нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
С учетом изложенного, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1171,63 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Шушенского района удовлетворить.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шушенская районная больница» в пользу Зубковой Алены Алексеевны сумму недоначисленной заработной платы за период с 01 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере 32387,51 рублей.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шушенская районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1171,63 рубль.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месячного срока со дня изготовления мотивированного решения суда, через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий С.С. Кононов
Решение в полном объеме изготовлено 03 мая 2018 года.
Решение на 04.05.2018 не вступило в законную силу..