№ «в»/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л.,
при секретаре Суровцевой О.А.,
с участием истца Андрюковой О.В., представителя ответчика Мозалевич А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрюковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде и г. Дегтярске» об исчислении специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Андрюкова О.В. обратилась в суд с требованием к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде и г. Дегтярске» об исчислении специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. В обоснование своего иска указала, что с августа 1980 года она постоянно работает медицинской сестрой. 12.01.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пенсия по старости в соответствии с указанным основанием назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах и поселках городского типа. На день обращения к ответчику у истца такой стаж имелся. Однако, комиссия при ГУ УПФР в г. Ревде и Дегтярске отказала ей в назначении пенсии, засчитав стаж 28 лет 7 месяцев 24 дня. При этом комиссия не зачла в стаж периоды работы: с 16.11.1989 по 30.04.1990 в должности медицинская сестра в детском саду № СУМЗа <адрес>; с 01.05.1990 по 01.11.1990 в должности «старшая медсестра» в детском саду № СУМЗа <адрес>, так как детский сад является образовательным учреждением. Кроме того, истцу не было зачтено время нахождения на курсах повышения квалификации: с 13.01.1992 по 18.03.1992, с 13.01.1998 по 07.02.1998, с 13.05.2003 по 09.06.2003, с 16.01.2008 по 12.02.2008, так как курсы повышения квалификации могут быть зачтены только при условии осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решение комиссии истец считает незаконным, противоречащим ст. ст. 39, 55 ч 2 Конституции РФ, где истцу как гражданину РФ гарантировано право на социальное обеспечение и, где указано на запрещение издавать законы и тем более иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина. Вместе с тем, согласно положения Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-п при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. Списки работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно ст.83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», утверждалось Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. При этом данный Закон не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная или иная творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях независимо от их ведомственной подчиненности, а также форм собственности. Работая в детском учреждении, истец занималась оздоровлением детей, то есть выполняла функции медицинской сестры. Должность истца была предусмотрена в штатном расписании, независимо от названия учреждения, в ее должностные обязанности входило следить за здоровьем детей, заниматься их вакцинацией, оказывать первичную мед.помощь, следить за гигиеническим, физическим воспитанием детей, проводить оздоровительные мероприятия и т. д. Кроме того, истцу не зачли время нахождения на курсах повышения квалификации, что так же является нарушением ее конституционных прав. При направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средний заработок. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Более того, работа медицинского персонала требует обязательного повышения квалификации и является обязательным условием выполнения трудовых обязанностей. В связи с чем, истец считает, что ее конституционные права нарушены. Между тем, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, а федеральные законы и иные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ. Поэтому истец просит суд обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде и г. Дегтярске» включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанные выше периоды.
В судебном заседании истец Андрюкова О.В. поддержала свои требования и просила их удовлетворить в полном объёме.
Представитель УПФ РФ по г. Ревде и по г. Дегтярске Мозалевич А.О. исковые требования Андрюковой О.В. не признала и просила оставить их без удовлетворения.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, считает требования Андрюковой О.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно ч. 2 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”, а также ст.83 ранее действовавшего Закона РФ “О государственных пенсиях”, списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.9 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с учетом разъяснения Госкомтруда РСФСР от 17.05.1960 года № 19 и инструктивных писем Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.05.1960 года № 1-310-9 и от 30.06.1986 года № 1-63-И в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства санитарно-профилактических учреждениях пенсии за выслугу лет назначаются врачам, зубным врачам, техникам, фельдшерам, помощникам врача, акушерам, массажисткам, лаборантам и медицинским сестрам – всем независимо от наименования должности. В данном Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала работникам здравоохранения право на пенсию за выслугу лет, в разделе «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-профилактические учреждения» имеются такие учреждения как детские ясли и детские сады.
Аналогичное положение содержалось и в постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.07.1993 года № 701), врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности были включены в Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет.
На основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 были утверждены списки должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с п. 3 данного Постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1066. В указанном Списке имеется должность медицинской сестры в числе профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет. Данное постановление вступило в законную силу с 01.11.1999 года.
Как следует из материалов дела, Андрюкова О.В. 12 января 2011 года обратилась в ГУ «УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске» с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Решением от 22 марта 2011 года за № 9 (л.д.5-8) ей в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Одним из основанием отказа была указано, что периоды работы с 16.11.1989 по 30.04.1990 в должности медицинская сестра в детском саду № 21 СУМЗа г. Ревда; с 01.05.1990 по 01.11.1990 в должности «старшая медсестра» в детском саду № 21 СУМЗа г. Ревда, не могут быть зачтены в специальный трудовой стаж, так как детский сад является образовательным учреждением, а не лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим, что не предусмотрено Списком № 781 от 29.10.2002 года.
Суд считает несостоятельной ссылку представителя ответчика, так как пенсия назначается не на основании ведомственных нормативных актов, а на основании Федеральных законов, регулирующих пенсионное обеспечение, а также Списков профессий и должностей, дающих право для назначения льготных пенсий.
Как следует из пояснений самого истца Андрюковой О.В., ее трудовая деятельность в детском саду № СУМЗа проходила медицинской сестрой и старшей медицинской сестрой, и связана она была с лечебно-профилактическими деятельностью в отношении малолетних детей, поступающих в данные учреждения. В ее обязанности входило принятие детей в ясли и сад в здоровом виде, измерять им температуру, она следила за питанием детей, дневным режимом, делала детям прививки, проводила профилактику против инфекций, то есть полностью выполняла медицинскую деятельность и следила за состоянием здоровья детей. Таким образом, специфика, методика, характер и основные задачи ее лечебной деятельности были такие же, как у любой медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения.
Как было установлено действовавшим в указанные периоды времени Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», пенсия назначалась за выполнение лечебной и иной работы по охране здоровья населения.
Поэтому, суд считает, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинская сестра в детском саду № СУМЗа <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «старшая медсестра» в детском саду № СУМЗа г. Ревда подлежат включению в специальный трудовой стаж, так как и должность медицинской сестры, и учреждение - детские ясли и детский сад были включены в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и действовавший во время выполнение работы истцом в должности медицинской сестры вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из трудовой книжки, Андрюковой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности медицинской сестры, то есть осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (л.д.9-10).
Кроме этого, суд считает требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть курсы повышения квалификации, также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации».
Согласно пункту 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно приказа № 5 от 14.01.2008 Андрюкова О.В. – медсестра по физиотерапии физиотерапевтического отделения направлена на цикл усовершенствования «Физиотерапия» в г. Екатеринбург с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением среднего заработка по основному месту работы (л.д.14). Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Андрюкова О.В. – медсестра по физиотерапии физиотерапевтического отделения направлена на цикл усовершенствования «Физиотерапия» в г. Екатеринбург с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16); приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ п. 5 Андрюкова О.В. – медсестра по физиотерапии физиотерапевтического отделения направлена на цикл усовершенствования «Физиотерапия» в г. Екатеринбург с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17); приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Андрюкова О.В. – медсестра по физиотерапии физиотерапевтического отделения направлена на цикл усовершенствования «Физиотерапия» в г. Екатеринбург с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Удостоверениями и сертификатами подтверждается, что истец Андрюкова О.В. прошла цикл усовершенствования «Физиотерапия» в г. Екатеринбурге (л.д.19-23).
Как было установлено действовавшим в указанные периоды времени Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», пенсия назначалась за выполнение лечебной и иной работы по охране здоровья населения.
Поэтому, суд считает, что периоды прохождения истца циклов усовершенствования «Физиотерапия» в г. Екатеринбурге подлежит включению в специальный трудовой стаж, так как судом установлено, что в течение спорного периода времени истец осуществляла лечебную деятельность, направленную на охрану здоровья населения, поэтому ее требования следует удовлетворить.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения в учебных отпусках, периоды использования дополнительных выходных дней, дней без сохранения заработной платы и донорских дней в указанном перечне не предусмотрены.
Однако, действовавшее в тот период пенсионное законодательства (п.п. «ж» п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённого Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года), позволяло включать врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работу в которых даётся право на пенсию по выслуге лет, время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Также, согласно письма Министерства здравоохранения Правительства Свердловской области № 01-28/799 от 06.10.2005 года «О соблюдении требований, определяющих допуск к медицинской деятельности, в медицинских учреждениях Свердловской области» следует, что одним из обязательных требований является соответствие подготовки специалистов занимаемой ими должности, постдипломное обучение не реже одного раза в 5 лет. Нарушение требований к подготовке специалистов, выявленное при проведении контроля, является основанием для приостановления лицензии Росздравнадзора.
В своё время были изданы Приказы Минздрава России от 05.06.1998 года № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» с дополнениями, внесёнными приказами Минздрава РФ № 143 от 04.04.2003 года и № 222 от 26.05.2003 года. В зависимости от наименования специальности в них определена тематика циклов, вид постдипломного образования (специализация, усовершенствование), продолжительность в часах, периодичность и наименование занимаемой должности.
Из материалов дела видно, что Андрюкова О.В. неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации, за этот промежуток времени за ней сохранялось место работы и производилась оплата, после данного обучения ей выдавались специальные документы: свидетельства о прохождении повышения квалификации, сертификаты, удостоверения о присвоении категорий по специальности, копии которых представлены в материалах дела (л.д.19-23).
Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 пункт 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии со ст. 91 Закона РФ «О государственных пенсиях РФ» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. А поскольку обучение истец проходил в связи с лечебной деятельностью, то периоды времени обучения на курсах повышения квалификации включаются в специальный трудовой стаж.
Необходимость включения в специальный трудовой стаж оспариваемых периодов содержится также в разъяснении Министерства труда и социального развития РФ № 4 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», где указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает, что имеются все основания для зачисления периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Суд считает действия ГУ «УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске» по отказу во включении в специальный стаж указанных периодов работы, в назначении и выплате пенсии незаконными и необоснованными. В данном случае имеет место сугубо формальный подход ГУ «УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске» при разрешении данного вопроса.
Суд считает несостоятельной ссылку ответчика в решении об отказе в назначении пенсии на ведомственные нормативные акты Министерства здравоохранения, так как пенсия назначается не на основании ведомственных нормативных актов, а на основании Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списков профессий и должностей, дающих право для назначения льготных пенсий.
Кроме этого суд считает, что нормативные акты, на которые ссылается ответчик, существенным образом ущемляют гарантированное Андрюковой О.В. ст. 39 Конституции Российской Федерации как гражданину Российской Федерации право на социальное обеспечение, а значит, не соответствуют установленному ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципу, запрещающему издавать законы, и, тем более, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Между тем, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием.
Исходя из такого конституционного толкования ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным критерием, определяющим смысл и содержание права на пенсию в связи с лечебной деятельностью является характер, специфика этой работы, ее социальная полезность для общества и государства, которые за прошедшее десятилетие не претерпели существенных изменений и в равной мере поощряются и гарантируются как прежней, так и ныне действующей Конституцией Российской Федерации.
Следовательно, данные нормативные акты не должны применяться при рассмотрении указанного гражданского дела и спор необходимо разрешать, непосредственно руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, признав требования Андрюковой О.В. законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 19 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
12.01.2011 Андрюкова О.В. обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде и г. Дегтярске» с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии, но решением от 22 марта 2011 года за № 9 в назначении пенсии ей было отказано. Однако суд считает, что при вышеизложенных обстоятельствах в досрочном назначении трудовой пенсии по ст. 27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” Андрюковой О.В. отказано необоснованно, и трудовая пенсия ей должна быть назначена с момента обращения, то есть с 12 января 2011 года.
На момент обращения за пенсией специальный трудовой стаж Андрюковой О.В., дающий право на досрочное назначения пенсии по ст. 27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”, составлял более 30 лет, то есть обязательное условие 30-летнего стажа при обращении за пенсией истцом был соблюдён.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде и г. Дегтярсе» включить Андрюковой Ольге Владимировне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 ФЗ “ О трудовых пенсиях в РФ” периоды работы:
с 16.11.1989 по 30.04.1990 в должности медицинская сестра в детском саду № СУМЗа г. Ревда; с 01.05.1990 по 01.11.1990 в должности «старшая медсестра» в детском саду № СУМЗа г. Ревда;
время нахождения на курсах повышения квалификации: с 13.01.1992 по 18.03.1992; с 13.01.1998 по 07.02.1998; с 13.05.2003 по 09.06.2003, с 16.01.2008 по 12.02.2008
и назначить ей пенсию со дня обращения за ней, то есть с 12 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Ревдинский городской суд.
Мотивированная часть решения изготовлена 08 июня 2011 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: Т.Л. Замараева
Решение вступило в законную силу «_____»______________________2011 года.
Судья: Т.Л. Замараева