Судья – Салалыкин К.В. Дело № 33а-40368/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Агибаловой В.О.,
и судей Якубовской Е.В., Диянова С.П.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по представлению прокурора Усть-Лабинского района на определение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
определением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20 октября 2017 года отказано в принятии административного искового заявления прокурора Усть-Лабинского района к Мальцеву С.С. об обязании сдачи водительского удостоверения.
Не согласившись с указанным определением, прокурор Усть-Лабинского района подал на него представление, в котором выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого определения суда, полагая, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права. Просит определение районного суда отменить.
Вынося обжалуемое определение, районный суд указал, что настоящий спор подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку имеет место спор о признании гражданина утратившим право управления транспортным средством в связи с ухудшением состояния его здоровья.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и приходит к выводу о незаконности определения Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20 октября 2017 года.
Как следует из представленных материалов, прокурором заявлены требования о признании гражданина утратившим право управления транспортным средством в связи с ухудшением состояния его здоровья.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об отказе в принятии административного искового заявления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым определение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20 октября 2017 года об отказе в принятии административного искового заявления прокурора Усть-Лабинского района отменить.
Руководствуясь ст.ст. 307-311, 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 20 октября 2017 года отменить.
Материалы дела направить в Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края для принятия административного иска прокурора Усть-Лабинского района к производству и рассмотрения по существу в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий:
Судьи: