Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2015 г. г. Владивосток
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи - Шевцовой Т.С.
при секретаре Чондановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Посейдон» к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Посейдон», являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2700 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, обратилось в суд с заявлением к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю (далее- Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости в размере 8389 000 руб., а также об обязании Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Владивостока и администрация Приморского края.
Представитель администрации г. Владивостока с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на то, что отчет оценщика составлен с нарушением требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровой палатой по состоянию на 6 декабря 2013 г., а в отчете оценщика от 12 сентября 2014 г. № 4494 рыночная стоимость оспариваемого земельного участка определена по состоянию на 1 января 2010 г.
Представитель администрации Приморского края в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также о несогласии с заявленными требованиями.
Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю с заявленными требованиями не согласились, указали на то, что перечень земельных участков в составе земель г. Владивостока, подлежащих государственной оценке, составлен по состоянию на 1 января 2010 г. и не включает в себя земельный участок с кадастровым номером №, который поставлен на кадастровый учет 6 декабря 2013 г. с видом разрешенного использования «для строительства групп жилых домов и объектов социальной инфраструктуры». 18 марта 2014 г. в государственный кадастр недвижимости внесены изменения вида разрешенного использования данного земельного участка и установлена кадастровая стоимость земельного по состоянию на 18 марта 2014 г.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд, установив, что заявителем соблюден досудебный порядок, находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает как дела, возникающие из публичных правоотношений, по указанным в этой статье заявлениям, так и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности» и относятся к сфере публичных правоотношений в силу следующих причин.
Одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Специальным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и основания пересмотра кадастровой стоимости, в том числе в суде, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
Согласно статьи 24.18 названного Федерального закона в случае оспаривания результата определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», влекущих изменение его кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 2.6 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа указанных выше положений следует, что датой установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в таком случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 25 апреля 2014 г. № №, заключенного между Управлением муниципальной собственности г. Владивостока (арендодателем) и ООО «Посейдон» (арендатором), арендатору предоставляется в пользование в целях строительства торгового центра земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2700 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 25 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с видом разрешенного использования: объекты розничной торговли. Расчет арендных платежей по договору осуществляется по формуле, одной из составляющих которой является кадастровая стоимость указанного земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края, определены по состоянию на 1 января 2010 г., утверждены постановлением администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па.
Из сопоставления кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости и письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от 12 мая 2015 г. усматривается, что спорный земельный участок является вновь образованным, выделенным из земельного участка с кадастровым номером № и поставлен на кадастровый учет 6 декабря 2013 г. с видом разрешенного использования «для строительства групп жилых домов и объектов социальной инфраструктуры. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому 18 марта 2014 г. в государственный кадастр недвижимости внесены изменения вида разрешенного использования земельного участка – «объекты розничной торговли» и установлена кадастровая стоимость в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости – на 18 марта 2014 г. в размере 23964822 руб.
Между тем, ООО «Посейдон» в обоснование своих требований представило в суд отчет независимого оценщика- ООО «РИМСКО Эксперт-Консалтинг» от 12 сентября 2014 г. № 4494, в котором рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2010 г в размере 8 389 000 руб.
Таким образом, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была установлена на 18 марта 2014 г., а рыночная стоимость земельного участка в размере 8 389 000 руб., согласно отчету ООО «РИМСКО Эксперт-Консалтинг» от 12 сентября 2014 г. № 4494, определена по состоянию на 1 января 2010 г, такой отчет не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Согласно статье 17 Федерального закона «Об оценочной деятельности» под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям названного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Таким образом, экспертное заключение является документом, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости и соответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также возможность использования отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости в качестве надлежащего доказательства по делу.
Вместе с тем, отчет от 12 сентября 2014 г. № 4494 не может служить доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, поскольку представленное заявителем экспертное заключение от 6 октября 2014 г. № Э-120914/1 составлено по результатам нормативно-методической экспертизы и не подтверждает рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком в отчете.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления ООО «Посейдон» не имеется.
На основании изложенного суд, руководствуясь статьями ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 389 000 ░░░., ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░